№ 2-1-702/2018
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В. с участием истца Миронова А.Н., представителей ответчиков Полежаева В.В., Шульгина И.В., третьего лица Бакунина С.М., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Миронова А. Н. к Администрации МО <адрес>, Отделу жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО <адрес> об оспаривании решения и действий организатора конкурса по проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом,
УСТАНОВИЛ:
Миронов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований истец указал, что процедура проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании Администрацией Муниципального образования <адрес> на основании Постановления от <дата> за №1-109/2014 «Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО <адрес>» не соответствует правилам проведения открытого конкурса установленным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 27.03.2018) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" и статьи 161 ЖК РФ по следующим основаниям:
<дата> Администрацией Муниципального образования <адрес> было издано Постановление за №1-109/2014 «Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО <адрес>».
Данным Постановлением была утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО <адрес>, а также дано распоряжение Отделу ЖКХ Администрации МО <адрес> разместить конкурсную документацию по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в срок до <дата>, на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» по адресу <адрес> до <дата> и официальном сайте муниципального образования. Контроль за исполнением данного постановления был возложен на заместителя главы Администрации МО <адрес> по строительству и ЖКХ ФИО5.
Извещение о проведении торгов №1-109/2014 в сети «Интернет» по адресу <адрес> было опубликовано <дата> в 09:25 по времени сайта. В извещении о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО <адрес> указаны 8 лотов, в которые входят многоквартирные дома с указанными адресами по населенным пунктам. Согласно данному извещению многоквартирный дом, расположенный по адресу: д. <адрес>, <адрес> входит в лот №1-109/2014.
Согласно извещению о проведении торгов №1-109/2014 время окончания принятия заявок на участие в открытом конкурсе до 00:00 часов <дата>.
<дата> в 12:01 по времени сайта <адрес> данное извещение было изменено по следующим основаниям <дата> в 14:04 «Опубликован протокол «Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе».
Согласно протокола №1-109/2014 о вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению №1-109/2014 от <дата> конкурсная комиссия отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования
<адрес> провела процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе в 13:15 <дата> по адресу: 623300, <адрес> 623300, <адрес>.
По лоту №1-109/2014 поступила одна заявка от претендента ООО «Строитель-11» подавшего заявку на участие в конкурсе. По результатам вскрытия конвертов управляющей компанией было признано ООО «Строитель-11».
Согласно подпункту «а» пункта 40 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ред. от 04.03.2015) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Исходя из факта того, что процедура вскрытия конвертов прошла <дата>, значит жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу д. <адрес>, <адрес>, должны были известить не позднее <дата>. В этот период объявления на домах не были вывешены, информацию до жителей никто не довел, чем нарушается правило извещения о проведении конкурса.
Фактически извещения в период с <дата> по <дата> никто не размещал. Если бы в этот период жители многоквартирного дома по адресу: д. <адрес>, <адрес> были надлежаще извещены, то смогли бы решить вопрос по выбору самоуправления домом в порядке, установленном ЖК РФ, а именно создание непосредственного управления в порядке п.1 ч.2 ст. 161 ЖК РФ и п. 3 ст. 161 ЖК РФ.
В дальнейшем <дата> было проведено общее собрание собственников многоквартирных домов, расположенных в д. <адрес> и <адрес> в клубе д. <адрес>. Представители муниципального образования <адрес> не смогли пояснить, по какой причине не были извещены как жители многоквартирных домов, установленных лотом №1-109/2014 в срок, который предусмотрен законодательством (за 25 дней до вскрытия конвертов).
Согласно п. 5 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Уведомление о проведении конкурса было доведено до собственников многоквартирных домов, расположенных в д. <адрес> и <адрес> в клубе д. <адрес>, было доведено через 42 дня <дата>, что является нарушением п. 5 ст. 161 ЖК РФ.
До настоящего момента ему, как истцу, договор не был вручен, с условиями обслуживания я не знаком, какие виды услуг будут предъявляться к собственникам квартиры и какие обязанности берет на себя управляющая компания ООО «Строитель-11» ему не известно.
Согласно приложению №1-109/2014 к проекту договора минимальный перечень работ и услуг, устанавливается по результатам конкурса (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г.).
В соответствии с приложением 2 к Конкурсной документации для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО <адрес> указаны перечни услуг по обязательным работам и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося
объектом конкурса (приложение к иску). Данные перечень услуг, указанные в конкурсной документации не отвечают требованиям Постановления Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г. Согласно примечанию, приложению «Минимальный перечень услуг’ и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в
многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации»
Минимальный перечень работ устанавливаемый Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г. содержит следующие виды работ:
Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов;
Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном
доме.
В данные разделы включены виды услуг, оказываемых в рамках данных разделов по видам конкретных работ. В приложении же 2 сведения об обязательных работах имеют вид обобщения, без конкретики оказываемых видов услуг, что не соответствует правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г.
Согласно пункта 5 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Исходя из этого жители многоквартирного дома, находящегося в д. <адрес> <адрес> порядке п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ был выбран способ самоуправления как непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать (приложение 4). '
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Истец просит признать незаконными действия по проведению открытого конкурса по выбору управляющей компании Администрацией Муниципального образования <адрес> на основании Постановления от <дата> за №1-109/2014 «Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО <адрес>» в связи с нарушением процедуры проведения конкурса.
Определением суда к участию в деле привлечен ООО «Строитель-11» в качестве третьего лица на стороне ответчика, Родионов А.В., Миронова В.С., Бакунин М.И., Бакунина З.Г., Изикеева З.А., Салаева Л.А., Мочалкин С.А., Кадимов Р.К., Кадимова Н.М., Бурлакова Г.С., Зайцева С.А., Зайцев А.И., Неугодников А.В. в качестве третьих лиц на стороне истца.
В судебном заседании истец Миронов А.Н. поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в иске и пояснил, что он является собственников <адрес> указанном жилом доме, постоянно там не проживает и о том, что в доме появилась управляющая компания узнал от третьих лиц. Он не оспаривает тот факт, что до объявления открытого конкурса собственники МКД не выбрали способ управления МКД и не реализовали его. Однако они были лишены этого и в период проведения конкурса, поскольку ответчики не известили их надлежащим образом. Управляющая компания им не нужна, поскольку все необходимые работы в отношении своего дома они производят самостоятельно.
Представители ответчиков Полежаев В.В. и Шульгин И.В. в судебном заседании требования истца не признали и пояснили, что действия Администрации по проведению открытого конкурса по выбору управляющей компании являются ее полномочиями, как органа местного самоуправления. Конкурс проведен в соответствии с требованиями закона в связи с тем, что собственники помещений МКД №1-109/2014 по <адрес> в д. <адрес> не выбрали способ управления МКД и не реализовали его. Извещение о проведении открытого конкурса было размещено в сети Интернет и в газете «Вперед», что соответствует требованиям закона. Просят отказать истцу в удовлетворении заявленных требований
Третье лицо Бакунин С.М. в судебном заседании поддержал позицию истца.
Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, кроме ФИО12, ФИО13, ФИО14, которые не явились в связи со смертью.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец просит признать недействительными результаты открытых торгов в связи с нарушением процедуры проведения торгов, которое выразилось в отсутствии извещения собственников помещений в многоквартирном доме о проведении торгов.
Основания для признания торгов недействительными установлены ч.1 ст.449 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентировался ст.161 Жилищного кодекса РФ, действовавшей на момент проведения торгов в редакции Федерального закона № 58 от 29.07.2017г.
В соответствии с положениями чч. 2, 3, 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Торги в форме открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом проводятся органом местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75.
Согласно п.п.2 п.3 указанного Постановления конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе (для непосредственного управления) большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п.а) п.40 указанного Постановления Правительства РФ, не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой <адрес> в д. <адрес> является многоквартирным, в нем расположены 18 квартир, которые находятся в собственности граждан.
Истец Миронов А.Н. является собственников <адрес> указанном жилом доме.
Постановлением Главы МО <адрес> от <дата>. №1-109/2014 утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО <адрес>, из которой следует, что организатором конкурса является ОМС «Администрация МО <адрес> в лице отдела ЖКХ. Предметом конкурса является право заключения договоров управления в отношении объекта конкурса. Объектом конкурса является общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении №1-109/2014, на право управления которыми проводится конкурс, в том числе общее имущество собственников помещений в многоквартирном <адрес> в д. <адрес>, включенном в лот №1-109/2014.
Установлено место, дата и время окончания приема заявок ( вскрытия конвертов с заявками): <адрес>, <дата>. в 13:15 часов.
Установлено место, дата и время рассмотрения заявок на участие в конкурсе: <адрес>, <дата>. в 13:15 часов.
Установлено место, дата и время проведения открытого конкурса: <адрес>, <дата>. в 14:00 часов.
Извещение о проведении открытого конкурса размещено в официальном вестнике общественно-политической газеты «Вперед» от <дата>., на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу: <адрес> и официальном сайте ОМС «Администрации МО <адрес>».
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от <дата>. свидетельствует о том, что на участие в конкурсе на лот №1-109/2014 поступила одна заявка от претендента ООО «Строитель-11».
По итогам конкурса ООО «Строитель-11» признан единственным участником конкурса, о чем свидетельствует протокол №1-109/2014 от <дата>. и получил право взимать с собственников помещений плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги в порядке, предусмотренном условиями конкурса и договором управления многоквартирным домом, с даты выполнения обязательств, возникших по результатам конкурса
Информация об итогах проведения открытого конкурса размещена в официальном вестнике общественно-политической газеты «Вперед» от <дата>., на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу: <адрес> и официальном сайте ОМС «Администрации МО <адрес>».
В <дата>. собственники помещений в многоквартирном доме получили договоры управления МКД от ООО «Строитель-11».
После проведения открытого конкурса и определения управляющей компании, по инициативе истца <дата>. проведено общее собрание собственников помещений в МКД, на котором выбран способ управления МКД – непосредственное управление.
В судебное заседание истцом представлен протокол общего собрания собственников жилья в МКД от <дата>. №1-109/2014, доказательства направления копий указанного решения ответчикам, не представлены.
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о том, что собственниками помещений МКД №1-109/2014 по <адрес> в д. <адрес> способ управления многоквартирным домом не был избран и не был реализован в соответствии с требованиями закона до проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании.
В силу ч. 1.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно ч.1 ст.164 Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно ч.2.1 ст.164 Жилищного кодекса РФ договоры, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены указанными собственниками в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Данный порядок определен разделом 7 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (ред. от 16.10.2017) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Исходя из изложенного, при непосредственном управлении многоквартирным домом, собственники помещений в таком доме должны принять решение о заключение договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме и заключить договор на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества МКД с лицом, имеющим лицензию на такой вид деятельности. Доказательства принятия такого решения на общем собрании собственников МКД и заключения такого договора истец суду не представил.
Вместе с тем, согласно ч.1.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации, а в соответствии с ч. 1.2. той же нормы закона состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
При таких обстоятельствах доводы истца и третьего лица о том, что они вправе самостоятельно определять виды необходимых работ по содержанию общего имущества и проводить их самостоятельно или поручать их проведение любым лицам, противоречат требованиям закона.
Данное обстоятельство подтверждается предписанием энергоснабжающей организации от <дата>. №1-109/2014, в соответствии с которым МУП «Энергосервис» требует от собственников МКД выполнить необходимые работы на системах теплопотребления жилого здания.
Из письма того же предприятия от <дата>. №1-109/2014 следует, что выданное предписание собственниками помещений МКД №1-109/2014 по <адрес> в д. <адрес> не выполнены.
Исходя из изложенного, действия ответчиков по включению в открытый конкурс по выбору управляющей компании многоквартирного <адрес> в <адрес> являются законными и обоснованными, произведенными в соответствии с требованиями ч.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ.
Доводы истца о ненадлежащем извещении собственников помещений МКД о проведении конкурса опровергаются доказательствами, представленными ответчиками, из которых следует, что извещение о проведении открытого конкурса размещено в официальном вестнике общественно-политической газеты «Вперед» от <дата>., на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу: <адрес> и официальном сайте ОМС «Администрации МО <адрес>». Данные обстоятельства истцом не оспариваются.
Таким образом, действия ответчиков по извещению о проведении конкурса соответствуют требованиям ч. 4.1. ст.161 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд.
Отсутствие развешанных объявлений о проведении конкурса в самом многоквартирном доме, на что ссылается истец, не является основанием для признания торгов недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Миронова А. Н. к Администрации МО <адрес>, Отделу жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО <адрес> о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по выбору управляющей компании многоквартирного <адрес> в д. <адрес> на основании постановления Администрации МО <адрес> от <дата>. №1-109/2014, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Галкина