Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-678/2022 (2-3845/2021;) ~ М-3402/2021 от 03.12.2021

Дело <номер>

<номер>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<дата> 2022 года           г. ФИО5 <адрес>

Артемовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кургак О.В.

при ведении протокола помощником судьи ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, встречному исковому заявлению ФИО1 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет, взыскании судебных расходов

установил:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что <дата> ФИО1, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг подала в Отделение администрации территориального управления по Первомайскому, Ленинскому и <адрес> КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на сына ФИО2<дата> года рождения. На основании изложенных ответчиком в заявлении сведений о составе семьи истцом произведены запросы о доходах ответчика и ее супруга за период с <дата> по <дата>, доход был рассчитан без учета сведений о доходах, полученных супругом ответчика по месту работы (службы), так как ответчик не предоставила сведения в Отделение, а по сведениям УПФ РФ и ФНС супруг ответчика не трудоустроен. Отделением было принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты на период с <дата> по <дата>. Ежемесячная денежная выплата была перечислена ответчику в <дата> на расчетный счет, за период с <дата> по <дата> в сумме 79 431 руб., далее в период с <дата> по <дата> в сумме 7 221 руб. ежемесячно. Итого в общей сумме 108 315 руб.. <дата> ответчик обратилась в Отделение с заявлением о назначении пособия на ребенка, предоставляемого ежемесячно и предоставила пакет документов, в том числе справки о доходах и суммах налога физического лица на супруга – ФИО3. Согласно которым, был выявлен факт трудоустройства супруга ответчика в Министерстве обороны РФ. Для проверки достоверности предоставленных ответчиком сведений, был осуществлен запрос в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по ПК» и <дата> поступили сведения о доходах супруга ответчика ФИО3 <дата> год и был произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи ответчика за период с <дата> по <дата> в результате которого среднедушевой доход семьи превысил величину прожиточного минимума, что служит основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты. То есть у ответчика отсутствовали основания для получения выплаты, в связи с чем, Отделением принято решение о прекращении выплат. Ответчику, направлялись уведомления о необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств в размере 108 315 руб., однако до настоящего времени необоснованно полученная ответчиком выплата не возвращена истцу, в связи с чем КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» просит суд взыскать указанную сумму с ответчика.

Ответчиком подано встречное исковое заявление, в котором просила обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» выплатить ежемесячную денежную выплату на ребенка в сумме 7 221 руб. за период с <дата> по <дата>, которая назначена на основании уведомления от <дата> <номер>, поскольку истцом выплата за указанный период необоснованно приостановлена, кроме того, просила взыскать судебные расходы, понесенные ею на оказание юридической помощи в размере 7 500 руб., государственную пошлину в размере 400 руб., а также почтовые расходы за отправление встречного искового заявления в размере 85 руб.. В обоснование встречного иска ФИО1 указано, что на момент подачи заявления от <дата> и до <дата>, ее семья состояла из четырех человек: ФИО1, ФИО3 (супруг с <дата>), сын ФИО8 <дата> г.р. сын ФИО2, <дата> г.р., а с <дата> появился пятый член семьи – дочь ФИО9. Учитывая положения п. 22 постановления Правительства РФ от <дата> <номер> (в редакции, действовавшей до <дата>), а также то обстоятельство, что в период с <дата> по <дата> она не находилась в браке (супруга не имелось), то среднедушевой доход ее семьи для назначения ежемесячной выплаты по заявлению от <дата> должен рассчитываться исходя из состава семьи 4 человека, при это доход должен учитываться только ее, без учета дохода супруга, так как брак заключен только в июле 2020 года. Поскольку за период с <дата> года по <дата> назначенная ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в сумме 7 221 рублей ей не выплачена без законных на то оснований, полагала, названая сумма подлежит взысканию с КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>».

В судебном заседании представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» по доверенности ФИО10 исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила их удовлетворить, с требованием встречного искового заявления не согласилась, предоставив письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Ответчик в судебном заседании с иском не согласилась, против удовлетворения требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» возражала, указав, что подала заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3-х до 7 лет через Единый портал государственных услуг РФ, никаких документов подтверждающих ее доход и ее супруга, не требовалось. Истцом было принято решение о назначении ей данной выплаты. Указала, что все сведения о доходах ответчика и ее супруга КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» запрашивало и проверяло самостоятельно. Встречные исковые требования поддержала в полном объеме.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президентом РФ от <дата> <номер> «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на территории Российской Федерации с <дата> установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ <номер> от <дата> утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

Постановлением <адрес> <номер>-пп от <дата> утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – Порядок от <дата> <номер>-пп).

В силу положений п. 1.2 Порядка от <дата> <номер>-пп право на ежемесячную денежную выплату на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.

Пунктом 3.1 Порядка от <дата> <номер>-пп определено, что для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, в структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» по своему выбору, в том числе в виде электронного документа (документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> №63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ), социального портала «Социальный портал краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>».

Заявитель одновременно с заявлением представляет документы (сведения) о рождении ребенка - в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации (п. 3.4 Порядка от <дата> <номер>-пп).

В силу п. 3.3 Порядка от <дата> <номер>-пп документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к названному Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения и не истребуются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» у заявителя.

Разделом 4 Порядка от <дата> <номер>-пп установлено, что состав семьи определяется на дату приема заявления структурным подразделением КГКУ «ЦСПН ПК» (п. 4.1). В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (п. 4.2). Исчисление величины среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты производится структурным подразделением Учреждения на основании сведений о составе и доходах семьи, указанных в заявлении (п. 4.4). Структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение Учреждения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (п. 4.6).

Пунктом 8 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющегося приложением к Порядку <номер>-пп от <дата>, установлено, что предоставление сведений о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия возлагается на Федеральную налоговую службу РФ (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия), то есть не подлежат истребованию у заявителя.

Таким образом, из анализа данных положений следует, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ФИО1 лежала обязанность предоставить сведения согласно типовой форме, а на Учреждении – проверить данные сведения, запросить в уполномоченных органах сведения и документы, необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты.

Как следует из материалов дела, <дата> ФИО1 посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – на сына ФИО2, раздел о доходах членов семьи не заполняла, сведения и документы о его размере не предоставляла.

На основании сведений о составе семьи Учреждением произведены межведомственные запросы в организации, указанные в Перечне к Порядку от <дата> <номер>-пп, в том числе в органы Федеральной налоговой службы РФ о предоставлении сведений о доходах ФИО1, и ее супруга за период с <дата> по <дата>.

По получению от Федеральной налоговой службы РФ информации установлено, что в заявленный период времени доход ответчика за период с марта 2019 года по февраль 2020 года составлял 613 481,07 руб.. Расчет СДД на основании поступивших сведений за вышеуказанный период составил 12 780 руб. 86 коп. (ниже установленной величины прожиточного минимума за второй квартал года, предшествующего году обращения – 13 189 руб. 00 коп.). При этом, доход супруга составил 0,00 руб..

В дальнейшем, после поступления сведений <дата> из ФКУ «УФО МО РФ по ПК» о доходах супруга ответчика за 2019 год был произведен перерасчет среднедушевого дохода, в результате расчета СДД, на основании поступивших актуальных сведений за вышеуказанный период составил 24 077 руб. 15 коп., что превышает величину прожиточного минимума на душу населения и служит основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты.

То есть у ответчика отсутствовали основания для получения выплаты, в связи с чем, Отделением принято решение о прекращении выплат ответчику.

По факту излишне выплаченных ФИО1 денежных средств за период с <дата> по <дата> Учреждением составлен протокол переплаты <номер> от <дата>, ответчику <дата> и <дата> направлены уведомления о возврате необоснованно полученных денежных средств, которые до настоящего времени в добровольном порядке не выполнены.

В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и тому подобное, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от <дата> <номер>-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от <дата> <номер>-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В Постановлении от <дата> <номер>-П Конституционный Суд РФ обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований и созданных ими учреждений имеет, в том числе оценка действий (бездействия) органов (учреждений), уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда РФ о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления (созданными ими учреждениями) своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае социальных выплат, в качестве неосновательного обогащения, если таковое обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося выплатами в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление факта наличия у ФИО1 ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если данный факт имел место, то имелась ли в действиях ответчика недобросовестность при получении в период с <дата> по <дата> сумм социальных ежемесячных выплат на ребенка, а также установление факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Учреждения и органами (учреждениями), на которых возлагается обязанность по предоставлению сведений, указанных в Перечне к Порядку от <дата> <номер>-пп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением ответчику мер социальной поддержки, осуществляемых на территории субъекта Российской Федерации – <адрес>.

Учитывая, что ФИО1 заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка подано в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг по типовой форме, в котором раздел о доходах членов семьи в обязательном порядке не подлежит заполнению и в рассматриваемом случае ФИО1 не заполнялся, расчет СДД ею самостоятельно не производился, сведения доходе ее супруга в виде отдельного документа в Учреждение ею не предоставлялись, и получены КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от Федеральной налоговой службы РФ в электронном виде в рамках межведомственного запроса, за полноту и достоверность которых ФИО1 не несет ответственности, суд делает вывод об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности.

Поскольку добросовестность ФИО1 по требованиям о взыскании социальных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на истца.

Однако, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено сведений о совершении ответчиком действий по сокрытию от истца сведений о возникновении обстоятельств, влекущих отказ в назначении ежемесячных выплат на ребенка, то есть доказательств недобросовестного поведения ответчика при получении социальных выплат на ребенка, а также того, что решение от <дата> о назначении ФИО1 ежемесячных выплат на ребенка связано с предоставлением ею неполных и недостоверных сведений.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Разрешая встречные исковые требования, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 7.<адрес> от <дата> <номер>-КЗ право на ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата) возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, имеющей детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную <адрес> на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения).

Аналогичные положения также предусмотрены п. 1.2 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> <номер>-пп от <дата>.

Как было установлено в судебном заседании, в результате полученных сведений, влияющих на расчет среднедушевого дохода семьи, КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» был произведен расчет среднедушевого дохода семьи ФИО1, с учетом дохода супруга ФИО3, в результате которого определено, что среднедушевой доход составляет 24 077,15 руб., что значительно превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную <адрес>.

При таких обстоятельствах, с учетом установленного, суд приходит к выводу об отсутствии права ФИО1 на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, в связи с чем оснований для возложения на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обязанности произвести выплату за период с марта 2021 по <дата> не имеется.

Виду отказа в удовлетворении основных требований встречного искового заявления, суд не находит оснований для взыскания с КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет встречные исковые требования ФИО4 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Судья                                    О.В. Кургак

2-678/2022 (2-3845/2021;) ~ М-3402/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Ответчики
Кухар Оксана Ильсуровна
Другие
Отделение административного территориального управления по Первомайскому, Ленинскому и Фрунзенским районам КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края"
Суд
Артемовский городской суд Приморского края
Судья
Кургак Ольга Владимировна
Дело на странице суда
artemovsky--prm.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2021Передача материалов судье
07.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2021Подготовка дела (собеседование)
22.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2022Дело оформлено
30.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее