06 апреля 2016 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.В.Кучукбаевой,
с участием представителя истца Кириллова А.В., действующего на основании ордера,
представителя ответчика Администрации Кондратовского с/поселения Пермского района Пермского края Писарева С.Н., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» Бехтерева А.В., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края Баевой Т.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галана В.В. к ответчикам: Администрации Кондратовского с/поселения Пермского района Пермского края, МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование,
УСТАНОВИЛ:
Истец Галан В.В. обратился в суд с иском к ответчикам о признании отсутствующим право собственности Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского района Пермского края на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>; признании отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>; аннулировании записи в ЕГРП о регистрации прав на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 18.12.2014г. истец обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для целей, не связанных со строительством (под складирование материалов), согласно прилагаемой схеме. 26.12.2014г. комиссией по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района принято положительное решение о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка, и ему предложено выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы для постановки участка на кадастровый учет. Изготовленная истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была 27.02.2016г. Публикация о предоставлении истцу земельного участка была размещена в официальном периодическом издании Пермского района- газете «Нива» от 12.03.2015г. № 11. В течение одного месяца со дня размещения информации в газете, от иных лиц, желающих приобрести права на спорный земельный участок, заявления в администрацию Пермского муниципального района не поступили. Истом были проведены кадастровые работы, на государственный кадастровый учет земельный участок поставлен 23.04.2015г. с присвоением кадастрового номера №. Как единственному заявителю, Распоряжением от 18.06.2015г. № 757-КИО истцу предоставлен в собственность указанный земельный участок, с общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>. 19.06.2015г. между Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и истцом заключен договор купли-продажи № 359, и в тот же день участок передан истцу по акту приема-передачи. Земельный участок предоставлен истцу в порядке и условиях, предусмотренных ст.34 Земельного кодекса РФ, в редакции до 01.03.2015г. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края распорядился земельным участком в рамках своих полномочий, в соответствие с действующим законодательством. 21.01.2016г. истцом поданы документы в УФРС по Пермскому краю на государственную регистрацию договора купли-продажи № 359. 29.01.2016г. истцом получено уведомление от регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации. Основанием для приостановления гос. регистрации послужило то, что 21.07.2015г. на спорный земельный участок зарегистрировано право бессрочного пользования за МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» на основании Постановления администрации Кондратовского с/поселения от 08.07.2015г. № 141. Считает действия администрации Кондратовского с/поселения по предоставлению земельного участка незаконными, поскольку они распорядились земельным участком, который в соответствие с действующим законодательством предоставлен иному лицу.
В дальнейшем, 28.03.2016г. истец уточнил и дополнил исковые требования. Кроме первоначальных требований также просит признать незаконным Постановление администрации Кондратовского с/поселения от 08.07.2015г. № 141 о предоставлении МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером номером №, по адресу: : <адрес>.
В обоснование уточненных требований истец указал те же основания и обстоятельства, что и в первоначальном иске, а также дополнил, что с момента передачи истцу земельного участка по акту приема-передачи и до снежного покрова, он использовал участок по назначению- для открытого хранения пиломатериалов (л.д.117-119).
В судебное заседание истец Галан В.В. не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, направил в суд своего представителя.
Представитель истца Кириллов А.В. на исковых требованиях, с учетом уточненных, настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации Кондратовского с/поселения Пермского района Пермского края Писарев С.Н. с иском не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 86-87).
Представителя ответчика МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» Бехтерев А.В. с иском не согласен.
Представителя третьего лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края Баева Т.П. с иском согласна.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
05.11.2015 года Верховным Судом Российской Федерации в адрес судов направлены разъяснения о том, что критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
При рассмотрении категории дел о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве, судам следует руководствоваться правовой позицией, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года согласно которой, судебная защита гражданских прав, основанных на акте, действии органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также судебная защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, осуществляется способами и в сроки, которые предусмотрены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В пункте 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых согласно подп.2 п.1 ст. 8 ГК РФ является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Право на земельный участок на основании акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п.2 ст. 9, п.2 ст.10 и п.2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
В соответствии с абзацем шестым ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Таким образом, заявленные требования истца подлежат рассмотрению в гражданском судопроизводстве, поэтому доводы представителя администрации Кондратовского с/поселения о том, что истцом заявлено требование о признании незаконным Постановления администрации Кондратовского с/поселения от 08.07.2015г. № 141, поэтому дело следует рассматривать в административном производстве по КАС РФ, не состоятельны.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на землю предусмотрены ст.25 ЗК РФ, согласно которой права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Статьей 28 ЗК РФ ( в редакции до изменений 01.03.2015г.) было предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 29 ЗК РФ ( в редакции до изменений 01.03.2015г.), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 34 ЗК РФ ( в редакции до изменений 01.03.2015г.) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствие с Положением о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утвержденном Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 23.08.2007года № 561 ( в ред. Решений Земского собрания Пермского муниципального района от 31.01.2008г. № 621, от 29.01.2009г. № 756, от 04.06.2010г. № 81, от 24.03.2011г. № 159, от 25.04.2013г. № 344, от 26.09.2013г. № 380, от 27.02.2014г. № 424, от 26.02.2015г. № 47), Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции (п.1.1); Комитет является юридическим лицом (п.1.6). Основными задачами Комитета являются: …эффективное управление земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района(п.2.1). В целях выполнения возложенных на Комитет задач Комитет в установленном порядке выполняет следующие функции: управляет земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, подготавливает правовые акты администрации Пермского муниципального района в области предоставления, изъятия и распределения земель (п.2.2.45). Разрабатывает проекты правовых актов администрации муниципального района по следующим вопросам: уточнение местоположения, конфигурации; формирование земельных участков (п.2.2.46); подает заявки на постановку земельных участков на государственный кадастровый учет (п.2.2.48); осуществляет подготовку и выдачу актов выбора (согласования) земельных участков (п.2.2.50); утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Пермского муниципального района (п.2.2.61). Комитет имеет право от имени муниципального района осуществлять права собственника: заключать договоры купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в собственности Пермского муниципального района (п.3.1.5). (л.д.93-103).
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 03.09.2014г. № 3594 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пермского муниципального района и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством».
Согласно п.1.3.1. муниципальную услугу предоставляет Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района. МКУ «Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района» участвует в предоставлении муниципальной услуги (п.1.3.2) (л.д.66-68).
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 20.06.2014г. № 2477 на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района возложена обязанность по согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на предмет их соответствия градостроительным требованиям, а также утверждение и выдачу схемы расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории (л.д.88, 89-92).
Таким образом, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, является уполномоченным органом, на который возложена обязанность по решению вопроса о предоставлении земельных участков в собственность.
18.12.2014г. Галан В.В. обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м., согласно приложенной схеме, на основании ст.34 ЗК РФ, для целей, не связанных со строительством, с разрешенным использованием для складирования материалов (л.д.7).
26.12.2014г. Комиссия по земельным отношениям по вопросу предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, приняла решение, в соответствие со ст.34 ЗК РФ, о предоставлении в собственность Галан В.В. испрашиваемого им земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., на землях населенных пунктов, для складирования материалов, без права возведения объектов капитального строительства, без права возведения капитального ограждения, без права смены разрешенного использования, в границах, указанных в приложении к настоящему протоколу, по адресу: <адрес>, что подтверждается протоколом № 2699з/1 (л.д.8 с оборотом).
Публикация информации о предоставлении в собственность Галан В.В. земельного участка была осуществлена в средствах массовой информации- официальном периодическом издании Пермского муниципального района- в газете «Нива» от 12.03.2015г. (л.д.10).
Истцу была выдана схема расположения земельного участка на кадастровом квартале территории, которая согласована 27.02.2015г. Главным архитектором Пермского муниципального района и утверждена зам. начальника управления земельно-имущественными ресурсами Пермского района» (л.д.9).
Из ст.37 ЗК РФ следует, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Истцом были проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка на местности и постановке участка на государственный кадастровый учет.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием- для складирования материалов, на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет в установленных границах 23 апреля 2015года за №, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 11-15).
Статьей 34 ФЗ от 23.06.2014г. № 171-ФЗ ( в ред. от 29.12.2015г.) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок (п.16).
Таким образом, несмотря на то, что с 01.03.2015года право распоряжения земельными участками на территории поселений перешло в ведение сельских поселений, орган местного самоуправления муниципального района имел право предоставить в собственность Галану В.В. спорный земельный участок.
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки по отчуждению этого имущества.
В силу ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Статья 550 ГК РФ предусматривает, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора… Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Из положений ст. 432 ГК РФ следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Распоряжением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 18.06.2015г. № 757-КИО Галану В.В. предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием для складирования материалов, на землях населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.16).
19.06.2015г. между Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (Продавец) и Галан В.В. (Покупатель) заключен договор купли-продажи № 359 вышеуказанного земельного участка. Стоимость земельного участка определена сторонами в размере <данные изъяты> руб. (п.2.1). Покупатель должен перечислить указанную сумму на счет Продавца, указанный в п.2.2 договора (л.д.17).
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором, а в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п.4.1 договора купли-продажи от 19.06.2015г., право собственности на земельный участок у Покупателя возникает с момента государственной регистрации такого права на землю, оформленного в соответствие с действующим законодательством. Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что настоящий договор после полной оплаты его стоимости является бесспорным основанием регистрации Покупателем права собственности на земельный участок (л.д.17).
Таким образом, Галан В.В. имел возможность зарегистрировать за собой право собственности на земельный участок после его полной оплаты.
Правовая основа создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе и на земельные участки, заложена в Гражданском кодексе. Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Порядок осуществления этой деятельности регулируется Законом о государственной регистрации. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Действующее законодательство предусматривает две формы государственной регистрации: регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию сделок с ним (статьи 4 и 14 Закона о государственной регистрации).Так, согласно ст.550 ГК РФ для договора купли-продажи недвижимости (земельного участка) не требуется его государственная регистрация. Такой договор признается заключенным с момента его подписания сторонами. В этом случае государственной регистрации подлежит переход к покупателю права собственности на недвижимость (земельный участок) (п.1 ст.551ГК РФ).
В силу действующего законодательства, момент вступления в силу договора продажи недвижимости определяется в соответствии с общими правилами, предусмотренными п.1 ст. 425 и п.1 ст. 433 ГК РФ: договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, каковым признается момент подписания договора продавцом и покупателем.
Следовательно, договор купли-продажи земельного участка от 19.06.2015года считается заключенным с момента подписания его продавцом Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и покупателем Галан В.В.
19.06.2015г. спорный земельный участок передан Продавцом- Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Покупателю Галану В.В. по акту приема-передачи (л.д.18).
В Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст.305 ГК РФ.
Оплата денежной суммы по договору купли-продажи от 19.06.2015г. № 359 за приобретенный земельный участок произведена Покупателем Галан В.В. 21.01.2016г., что подтверждается чеком-ордером (5001)(л.д.123, 126).
В судебном заседании свидетель Б. показал, что в конце января 2016года к нему подошел Галан В.В., передал денежные средства в размере <данные изъяты> руб., дал банковские реквизиты, и попросил его внести эти денежные средства за покупку земельного участка, так как сам был занят. Он подошел в Сбербанк по <адрес>, где сотрудники банка сообщили ему, что деньги от другого лица он вносить не может, а может это сделать только от своего лица по паспорту, что он и сделал. Галан В.В. купил земельный участок в <адрес>.
Таким образом, до 21.01.2016г. Галан В.В. не имел возможности зарегистрировать за собой право собственности на земельный участок, что предусмотрено п.4.2. договора.
В соответствии с п. 1 ст. 16, ст. 17 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Галан В.В. обратился в УФРС по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
УФРС по Пермскому краю уведомило Галан В.В. 27.01.2016г. о том, что государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок приостановлена в связи с тем, что 21.07.2015г. на данный земельный участок зарегистрировано право бессрочного пользования МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения», что является препятствием проведения государственной регистрации права собственности на участок за истцом (л.д.19-20).
Земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, в соответствие с Правилами землепользования и застройки Кондратовского сельского поселения, утвержденными Решением Совета депутатов Кондратовского сельского поселения от 28.05.2014г. № 52, расположен в территориальной зоне Ж-1- зона застройки многоэтажными жилыми домами. Основным видом разрешенного использования являются, в том числе, хозяйственные площадки (л.д.74-77).
11.03.2015г. и 05.04.2015г. администрация Кондратовского с/поселения обращалась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края и в администрацию Пермского муниципального района Пермского края с просьбой предоставить перечень земельных участков, с указанием кадастровых номеров или с приложением схем расположения земельных участков, по которым приняты решения: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений и т.д. (л.д. 82-83).
17.06.2015г. МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» обратилось с заявлением к Главе Кондратовского с/поселения о предоставлении им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, по основаниям ст. 39.1 и 39.9 ЗК РФ (л.д.78).
Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствие со ст.39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Постоянно действующей комиссией по земельным вопросам на территории Кондратовского сельского поселения от 18.06.2015г. принято решение о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» восемнадцати земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером №(л.д.79-80, 130-133).
Постановлением Администрации Кондратовского с/поселения от 08.07.2015г. № 141 предоставлен на праве постоянного (бессрочного пользования) МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием для складирования материалов, на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес> (л.д.81).
Право постоянного (бессрочного пользования) МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрирован в ЕГРП 21.07.2015г.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Муниципальным образованием «Кондратовское сельское поселение» в ЕГРП 18.08.2015г. Сведения об указанных правообладателях внесены в ГКН.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП, кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.31, 31-39, 41,42).
Таким образом, спорный земельный участок был зарегистрирован в ЕГРП за ответчиками, несмотря на то, что ранее, этот участок уже был предоставлен органом местного самоуправления в установленном порядке иному лицу, а именно Галану В.В.
В ст. 10 ГК РФ сказано, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Ответчиками не опровергнута разумность и добросовестность истца Галана В.В. при приобретении им спорного земельного участка (ст.10 ГК РФ), доказательств обратного суду не представлено.
Договор купли-продажи спорного земельного участка от 19.06.2015г. № 359 в установленном порядке не оспорен, не признан недействительным, не расторгнут, следовательно, является действительным. Стороны договора выполнили свои обязательства: Продавец- по передаче земельного участка Покупателю, а Покупатель- по оплате денежной суммы по договору.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дано понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека и иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
По смыслу вышеприведенных правовых норм и разъяснений выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество, право собственности на которое зарегистрировано одновременно за разными лицами.
Возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество, являющемуся одновременно с другим лицом собственником этого имущества в силу записи в ЕГРП.
Спорный земельный участок находился и находится во владении истца Галан В.В. на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи имущества, право владения его не прекращалось, поскольку истец пользовался данным земельным участком по целевому назначению- для складирования стройматериалов.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих права.
Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
Статья 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Суд полагает, что Постановление Администрации Кондратовского сельского поселения от 08 июля 2015г. № 141 о предоставлении Муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, следует признать недействительным, поскольку данное Постановление вынесено после того, как земельный участок был в установленном порядке предоставлен органом местного самоуправления в собственность истцу Галану В.В., то есть земельный участок не был свободен от прав третьих лиц.
Доводы представителя ответчика Администрации Кондратовского с/поселения о том, что ими предпринимались меры для установления земельных участков, которые ранее были предоставлены в собственность, либо в аренду другим лицам, однако ответы на свои заявления они не получили, поэтому у них не было оснований для отказа в предоставления спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ«Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения», не состоятельны.
Администрация Кондратовского с/поселения знала о том, что спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет в установленных границах, следовательно, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, должна была принять все меры для надлежащего установления владельца данного земельного участка, что администрацией сделано не было.
Суд считает, что отсутствие регистрационной записи в ЕГРП о праве собственности истца Галана В.В. на недвижимое имущество в виде земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, не может служить основанием для отказа такому лицу в иске о признании права отсутствующим, предъявленном к ответчикам, за которыми право собственности и право постоянного (бессрочного) пользования на указанное имущество зарегистрировано в ЕГРП, поскольку в этой ситуации имеет место конкуренция равноценных доказательств наличия права на объект недвижимого имущества, которая не может быть устранена иными способами защиты гражданских прав. Способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
Зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости истец не имеет возможности в связи с тем, что такое право уже зарегистрировано в ЕГРП за ответчиками.
Суд считает, что признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского района Пермского края на вышеуказанный земельный участок и зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» на этот земельный участок, будет являться основанием для аннулирования записи в ЕГРП о праве собственности Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского района Пермского края и о праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» на спорный земельный участок, и при этом у Галана В.В. возникнет право на регистрацию права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи от 19.06.2015г. № 359, акта приема-передачи земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Галана В.В. удовлетворить.
Признать недействительным Постановление Администрации Кондратовского сельского поселения от 08 июля 2015г. № 141 о предоставлении Муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского района Пермского края на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>.
Признать отсутствующим зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для аннулирования записи регистрации № о праве собственности Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» Пермского района Пермского края на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, произведенной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 августа 2015года.
Решение является основанием для аннулирования записи регистрации № о праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ, земельно-имущественных отношений и архитектуры Кондратовского сельского поселения» на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием- под жилую застройку, категория земель- земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, произведенной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 июля 2015года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Решение в окончательной форме принято 11 апреля 2016 года.
Судья Пермского районного суда (подпись)
<данные изъяты>
Судья Н.В. Гладких