Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-141/2015 (2-3496/2014;) ~ М-3533/2014 от 12.12.2014

Дело № 2-141/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2015 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Сальциной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джандигова С.Б. к администрации г. Димитровграда о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, отмене постановления, понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Джандигов С.Б. обратился в суд с указанным иском, в обоснование своих требований указав, что 05.09.2014 он обратился в администрацию г. Димитровграда с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 110000 кв.м, расположенного ***, пролегающего вдоль садовых участков, для устройства лесопитомника. На заседании рабочей группы при администрации города по рассмотрению вопросов выбора земельных участков, расположенных на территории г. Димитровграда, было принято решение о выделении земельного участка площадью 92820 кв.м, расположенного ***. Постановлением главы администрации от 15.10.2014 № ** утверждена схема расположения указанного земельного участка. Впоследствии земельный участок был поставлен на кадастровый учет.

28.11.2014 он уведомил комитет по управлению имуществом г. Димитровграда о постановке на кадастровый учет земельного участка (кадастровый номер ***), выразил просьбу заключить с ним договор купли-продажи земельного участка.

11.12.2014 им было получено письмо № 01-23/5513 от 10.12.2014 о том, что предоставление в собственность земельного участка не представляется возможным, так как администрацией г. Димитровграда осуществлено резервирование участка сроком до 01.11.2015 в целях размещения на нем объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения муниципального значения на основании постановления главы администрации г. Димитровграда от 28.11.2014 № **.

С решением администрации не согласен, так как вопреки положениям действующего законодательства, а именно ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, для резервирования участка отсутствуют документы территориального планирования, решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов строительства, государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

Кроме того, постановление администрации г. Димитровграда от 28.11.2014 № **, подлежащее официальному опубликованию, в период с 28.11.2014 по 12.12.2014, то есть на момент отказа в предоставлении участка в собственность, опубликовано не было, следовательно, в законную силу не вступило.

Резервирование земельных участков для муниципальных нужд города осуществляется в исключительных случаях. В настоящее время для размещения объектов, указанных в постановлении о резервировании, уже выделены земельные участки, которые граничат с испрашиваемым участком.

Считает, что решение администрации г. Димитровграда об отказе в предоставлении земельного участка в собственность противоречит положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Джандигов С.Б. просил признать незаконным отказ администрации г. Димитровграда от 10.12.2014 № 01-23/5513 в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***; признать постановление от 28.11.2014 № ** о резервировании земельного участка не вступившим в законную силу и отменить его; обязать администрацию г. Димитровграда заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером *** согласно уведомлению от 28.11.2014.

В судебное заседание истец Джандигов С.Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Джандигова Б.Х.

Представитель истца Джандигов Б.Х., действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения.

Представитель ответчика администрации г.Димитровграда Шулимова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что вынесению оспариваемого постановления от 28.11.2014 № ** предшествовало вынесение администрацией города постановления от 10.11.2014 № 3500 «О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд», в список таких участков включен и спорный участок, указанный в приложении к постановлению как участок, *** площадью 92820 кв.м, вид разрешенного использования – лесопитомник. Истец, обращаясь с заявлением о предоставлении участка, просил предоставить его в аренду, нахождение участка в аренде не являлось бы препятствием для резервирования участка, поэтому была согласована схема размещения участка, предоставляемого на праве аренды. И в настоящее время администрация не против предоставления спорного участка в аренду. С требованием истца о предоставлении участка в собственность администрация не согласна, так как на схеме участок выглядит закрытым со всех сторон, что предполагает в будущем необходимость установления сервитута. Спорный участок, на котором планируется размещение линейных объектов, является незастроенным, рядом с ним осуществляется строительство академического городка, радиологического центра, коттеджного поселка для многодетных семей, поэтому существующих линейных объектов может быть недостаточно, для чего и принято решение о резервирование спорного участка под линейные объекты, чтобы в последующем не осуществлять его выкуп. Постановление администрации о резервировании участка опубликовано на сайте dimitrovgradpress.ru, являющемся официальным источником опубликования нормативных актов администрации города, **.**.2014. В настоящее время принимается решение по разрешенному использованию указанного земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, готовятся изменения в генеральный план города, 14.01.2015 прошли публичные слушания, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность с последующим выкупом их или изъятием является нецелесообразным. Просила отказать в удовлетворении иска.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно данной статье

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Из материалов дела следует, что 05.09.2014 Джандигов С.Б. обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 110 000 кв.м для устройства лесопитомника. Испрашиваемый участок расположен *** и пролегает вдоль садовых участков.

24.09.2014 рабочей группой при администрации г. Димитровграда по рассмотрению вопросов выбора земельных участков, расположенных на территории г. Димитровграда согласовала выбор земельного участка площадью 92820 кв.м, *** для лесопитомника. При этом в протоколе заседания рабочей группы указано на возможное установление сервитута для публичных нужд: для прохода или проезда через участок.

Постановлением администрации г. Димитровграда от 15.10.2014 № ** образован земельный участок площадью 92820 кв.м, *** с разрешенным использованием: лесопитомник; утверждена схема расположения земельного участка.

10.11.2014 администрацией г. Димитровграда вынесено постановление № ** «О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд», в состав участков включен спорный участок, площадью 92820 кв.м, расположенный ***.

27.11.2014 составлен кадастровый паспорт земельного участка *** с присвоением участку кадастрового номера ***; номер внесен в государственный кадастр недвижимости 27.11.2014.

28.11.2014 администрацией г. Димитровграда вынесено постановление № ** «О резервировании земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного ***», которым осуществлено резервирование участка для муниципальных нужд в целях размещения объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения муниципального значения, сроком до 01.11.2015; ограничено право на земельный участок на возведение зданий, строений, сооружений; предоставление земельного участка в собственность.

28.11.2014 Джандигов С.Б. обратился в комитет по управлению имуществом г. Димитровграда с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 92820 кв.м, расположенного ***, уведомив комитет о постановке земельного участка на кадастровый учет.

10.12.2014 в адрес Джандигова С.Б. администрацией г. Димитровграда направлено сообщение, из которого следует, что в предоставлении испрашиваемого участка в собственность для устройства лесопитомника отказано в связи с его резервированием.

Суд не находит оснований для признания незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность Джандигову С.Б. по следующим основаниям.

Согласно ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

а) документация по планировке территории;

б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

Решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Постановлением Администрации г.Димитровграда Ульяновской области от 29.06.2012 №2337 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п.1.2 указанного регламента правом на получение муниципальной услуги обладают, в том числе, физические лица.

Результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, и заключение договора о предоставлении земельного участка на соответствующем праве или мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги (п.2.3).

Пунктом 2.8.1 регламента предусмотрено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается, если испрашиваемое заявителем право – собственность, в случае резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст.11 Правил землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области, утвержденных решением Городской Думы г.Димитровграда от 27.07.2011 №53/682 резервирование земель, находящихся в муниципальной собственности города Димитровграда и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для муниципальных нужд города осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур местного значения города Димитровграда, созданием особо охраняемых природных территорий местного значения города, организацией пруда или обводненного карьера.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, определенных Генеральным планом города Димитровграда, а также в пределах иных территорий, необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п.1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии со ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В связи с принятием собственника земельного участка - администрацией г. Димитровграда решения о его резервировании для муниципальных нужд, предоставление его в собственность не допускается, в связи с чем отказ Джандигову С.Б. администрацией г. Димитровграда в предоставлении спорного земельного участка в собственность является законным. Срок резервирования установлен до 01.11.2015, поэтому не имеется оснований для понуждения администрацию г. Димитровграда заключить с Джандиговым С.Б. договор купли-продажи земельного участка.

Оснований для признания постановления администрации г. Димитровграда от 28.11.2014 № ** не вступившим в законную силу и его отмены суд также не усматривает.

Как указано в Положении о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

Вопреки доводам истца суд находит установленным, что постановление администрации от 28.11.2014 № ** было опубликовано в установленном порядке по месту нахождения резервируемого земельного участка **.**.2014 путем размещения его на сайте dimitrovgradpress.ru, являющемся средством массовой информации, предназначенным для официального опубликования муниципальных правовых актов администрации г. Димитровграда в силу постановления администрации города от 27.08.2014 № 2640 «О сетевом издании в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации, предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов администрации города Димитровграда Ульяновской области». Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела скриншотами с сайта, в связи с чем, суд приходит к выводу, что постановление с момента его опубликования на указанном сайте вступило в законную силу. Доводы представителя истца об опубликовании постановления в муниципальном вестнике Заволжья 22.12.2014 не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку информационное сообщение о резервировании земельного участка в муниципальном вестнике размещено комитетом по управлению имуществом г. Димитровграда, тогда как обязанность по опубликованию Положением о резервировании земель возложена на орган местного самоуправления, принявший такое решение, то есть в рассматриваемой ситуации – администрацию г. Димитровграда, исходя из этого датой вступления постановления в силу является дата его опубликования администрацией на официальном сайте, являющемся средством массовой информации,**.**.2014. Следовательно, оснований для признания постановления администрации от 28.11.2014 № ** не вступившим в силу не имеется, и истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании вступившего в силу постановления о резервировании испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.

Материалами дела также подтверждается, что копия постановления администрации от 28.11.2014 № ** была направлена в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, в Димитровградский отдел управления Росреестра по Ульяновской области, как это предписано самим постановлением, так и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что в настоящее время ведутся работы по изменению разрешенного использования спорного земельного участка, что подтверждается представленной копией протокола публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Димитровграда от 14.01.2015.

Доводы представителя истца о согласовании Джандигову С.Б. передачи спорного земельного участка не могут являться безусловным основанием для удовлетворения иска, поскольку в соответствии с Положением о рабочей группе при Администрации города по рассмотрению вопросов выбора земельных участков, расположенных на территории города Димитровграда Ульяновской области решения рабочей группы носят рекомендательный характер для дальнейшего принятия решений Администрацией города в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований Джандигова С.Б. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 2 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-141/2015 (2-3496/2014;) ~ М-3533/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Джандигов С.Б.
Ответчики
Администрация г. Димитровграда
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Пулькина Н. А.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
12.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2014Передача материалов судье
17.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2015Судебное заседание
27.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2015Дело оформлено
09.10.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее