№ 2-4901/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2015 года Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Нуриевой В.М.
при секретаре Исламовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Н.Н. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации,
У С Т А Н О В И Л:
Николаева Н.Н. (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее по тексту Минфин УР, ответчик) о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, переданного под опеку, суммы индексации.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании Постановления Октябрьского района г. Ижевска УР <номер> от <дата> «О назначении опекунства над Хомицкой (после смены фамилии Николаевой) Н.Н., <дата> года рождения, Хомицкая М.З. является его опекуном. Выплата опекунского пособия назначена с июля 2001 года.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были установлены с <дата> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
В соответствии с вышеуказанным постановлением данные нормы были распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Согласно п.1 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации обеспечение учреждений для детей-сирот осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное постановление Правительства принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», предусматривающего приоритетное государственное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.
Финансовым органом субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики является Министерство финансов Удмуртской Республики, которое осуществляет работу по составлению республиканского бюджета и его исполнению. Финансовое обязательство по выплатам «опекунского пособия», установленное федеральным законодательством органами государственной власти Удмуртской Республики не выполнялось.
В соответствии с п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от <дата> N 199, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
В силу ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства действительно являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции Российской Федерации, п.4 ст.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Данным государственным полномочием по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления Администрация Октябрьского, района <адрес>) в установленном порядке не наделялся, и им не было передано необходимых финансовых средств для исполнения этого полномочия. Выплаты опекунских пособий осуществлялись МБУ «Центр образования - Централизованная бухгалтерия <адрес>» за счет средств бюджета.
Выплата денежных средств опекунам (попечителям) в 2001-2004 годах производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Удмуртской Республике).
В соответствии с произведенными истцом расчетами ежемесячных расходов на питание и одежду в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства РФ <номер> и данными Удмуртстата за 1999-2004 годы, полученными по письму № 19-01/38-1, на опекаемого должно было быть выплачено: на девочку школьного возраста: за 2001 г. – <данные изъяты>, за 2002 г. – <данные изъяты>, за 2003 г. – <данные изъяты>, за 2004 г. – <данные изъяты>
Однако за 2001-2004 годы, на основании личных записей учета опекуна, опекунское пособие выплачивалось, в размере:
За 2001 – 11608,00
2002 - <данные изъяты>.
2003 – <данные изъяты>
2004 – <данные изъяты>
Фактически, на опекаемого должно было быть выплачено: за 2001-2004 годы <данные изъяты>, а выплачено <данные изъяты>.
Задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила <данные изъяты>.
Истец просит взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики задолженность за 2001-2004 годы сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств в общем размере <данные изъяты> 40 копеек.
Истец Николаева Н.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель истца Платунов Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить, при этом пояснил, что расчет задолженности, представленный в материалах дела был составлен истцом на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республики о средних потребительских ценах перечня, приведенного в постановлении Правительства РФ <номер> от <дата> набора продуктов питания, необходимой одежды, обуви, мягкого инвентаря, на основании данных справок, выданных <адрес>. Также истцом рассчитана сумма индексации потери покупательской способности опекунского пособия в соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, с учетом индекса потребительских цен (показатель инфляции) в Удмуртской Республике.
Представитель ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики Стерхова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов УР, предоставила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя истца, исследовав и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Федеральный закон от <дата> №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются, кроме того, Федеральным законом от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Следовательно, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.
Согласно ст.5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от <дата> №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и во исполнение Указа Президента РФ от <дата> <номер> «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», а также решений шестого Съезда народных депутатов РФ Правительством РФ <дата> принято постановление <номер> «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным постановлением органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Указанным постановлением с <дата> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4% расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях.
Этим же постановлением нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников вышеуказанных учреждений, распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа.
Во исполнение п.3 указанного постановления Правительства РФ, Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 названного Положения, утвержденного приказом Министерства образования РФ от <дата> №199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти РФ, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Удмуртской Республики.
Указанный вывод согласуется с действующей редакцией ст.5 Федерального закона от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от <дата> №122-ФЗ), согласно которой предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Расходными обязательствами непосредственно Российской Федерации являются только предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях.
В преамбуле Федерального закона от <дата> №122-ФЗ установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Кроме того, расходные обязательства субъекта РФ регламентированы ст.85 Бюджетного кодекса РФ, которая предусматривает основания их возникновения и исполнение этих обязательств.
Согласно данной норме в редакции Федерального закона от <дата> №120-ФЗ расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст.26.3 Федерального закона от <дата> №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии с ч. 1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Анализируя заявленные исковые требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями гражданским законодательством не регулируются, а в специальных нормативных актах: Федеральном законе от <дата> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлении Правительства РФ от <дата> <номер> «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», срок исковой давности не предусмотрен.
Следовательно, истец имеет право требования задолженности по выплате «опекунского пособия» за весь указанный им период, а именно с 2001 года по 2004 год включительно.
Обосновывая заявленные исковые требования, представителем истца – Платуновым Д.А. представлен расчет задолженности, в котором, в том числе, указаны размеры выплаченных сумм.
В расчетах сторон суммы, выплаченные истцу, указаны в соответствии с письмом МБУ ЦО ЦБ ИР от <дата> № 245, в которой указаны размеры ежемесячных выплат.
Указанное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
Спор между сторонами касается установления факта того, соответствовал ли определенный в спорный период органами опеки и попечительства и выплаченный в пользу истца размер опекунского пособия установленному законом, а именно – был ли он определен с учетом установленных натуральных нормативов и исходя из их фактической стоимости в Удмуртской Республики в спорный период, и, как следствие – имеется ли задолженность по выплате пособия и ее размер.
Нормы питания (от рождения до 3-х лет, от 3-х лет до 6-ти лет и школьный возраст), обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем (до 1-го года, от 1-го года до 2-х лет, от 2-х до 3-х лет, воспитанника дошкольного возраста и воспитанника школьного возраста) установлены в приложения №<номер> постановления Правительства РФ от <дата> №409.
Этим же постановлением предусмотрено, что сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 4% расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях.
Исходя из п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Минобразования РФ от <дата> №199, выплата опекунам (попечителям) денежных средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря осуществляется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Расчет задолженности истцом определен исходя из установленных постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> норм, по данным Удмуртстата (территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике).
Согласно постановлению Правительства РФ от <дата> <номер> «О Федеральной службе государственной статистики» Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 указанного Постановления).
Федеральная служба государственной статистики в рамках своих полномочий обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг (п.5.21 указанного Постановления)
В силу вышеизложенного, исходя из полномочий и сферы деятельности Федеральная служба государственной статистики, судебная коллегия полагает, что произведение расчета задолженности по данным Удмуртстата является правомерным, равно как и учет сводного индекса потребительских цен как показателя уровня текущей инфляции.
Выплата опекунского пособия назначена на основании Постановления <адрес> УР <номер> от <дата> с июля 2001 года, следовательно, период задолженности подлежит исчислению с указанной даты.
Кроме того, сумму задолженности истец просит взыскать с учетом её индексации.
В системе действующего законодательства РФ отсутствует специально определенный порядок индексации сумм пособий, выплачиваемых на опекаемых лиц, обязанность по выплате которых возникает из правоотношений по социальной защите.
Однако наличие инфляционных процессов в РФ является общеизвестным фактом, в силу ч.1 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ не нуждающимся в доказывании, в связи с чем отсутствие в специальном законодательстве соответствующей нормы не может нарушать права лиц, имеющих право на взыскание задолженности по опекунским пособиям, поскольку индексация в данном случае является механизмом поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.
Таким образом, исходя из общих принципов действующего законодательства, в случае отсутствия нормы материального права для разрешения спора может быть применена норма, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).
Применительно к настоящему спору такой нормой является статья 318 Гражданского кодекса РФ, согласно которой сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором.
С учетом изложенного, требование истца об индексации существующей задолженности следует признать законным и обоснованным. Не признавая иск по существу, ответчик не оспаривал методику расчета сумм задолженности с учетом индексации.
Таким образом, расчет задолженности производится судом исходя из размеров ежемесячных пособий, указанных в соответствии с данными Удмуртстата, которые не оспорены ответчиком.
Доводы ответчика о том, что расходы на содержание детей под опекой, указанные в приложениях к Законам Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий финансовый год, изначально были учтены в составе расходов бюджета <адрес> при определении разницы между совокупным объемом расходов и совокупным объемом доходов бюджета города для определения размера финансовой помощи в виде дотации, необходимой для выделения из бюджета Удмуртской Республики бюджету <адрес>, и что свои обязательства, предусмотренные законами Удмуртской Республики о бюджете на 1998-2004 годы Минфин УР выполнил полностью, перечислил в указанные годы дотации <адрес> в размере 100% от запланированного объема, суд не может признать состоятельными, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что дотации были выделены в размере, предусмотренном постановлением Правительства РФ №409, исчисленном в вышеуказанном расчете. При таких обстоятельствах, Удмуртская Республика, как субъект Российской Федерации, фактически не обеспечила в полном объеме реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособия, подлежащих выплату опекунам, проживающим на территории республики <адрес> и выдавался в органе опеки и попечительства в местной администрации. В бюджете Удмуртской Республики такие выплаты никогда не предусматривались. Размер выплат на содержание детей под опекой утвержден не правовым актом субъекта РФ - Удмуртской Республики, а правовыми актами законодательного органа местного самоуправления - Решениями о бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год.
Ссылка на то обстоятельство, что размер опекунского пособия был рассчитан и определен уполномоченным органом, не свидетельствует о необоснованности заявленных истцом требований. Так, размер пособия на содержание опекаемых детей обусловлен установленными федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в регионе ценами на продукты и непродовольственные товары. И такой размер не может быть ниже предполагаемого, если исчислять его в установленном Правительством РФ порядке. Уполномоченные органы субъекта РФ размер указанного пособия изменять не вправе.
Вышеприведенный расчет свидетельствует о наличии задолженности исходя из предусмотренных именно законом размерах выплат, а не выплат, установленных и выплаченных опекуну в спорный период времени.
Органы опеки и попечительства в спорный период времени фактически определяли размер опекунского пособия, подлежащего выплате в пользу истца, однако размер таких выплат был определен неправильно. В связи, с чем истец не лишен возможности доказывать соответствующее обстоятельство в суде.
Доводы представителя Минфина УР о том, что Министерство финансов УР как финансовый орган субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, нельзя признать правильным, поскольку именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
Довод представителя ответчика о том, что ответственность за выплату средств на содержание детей под опекой и установление их размера возлагается исключительно на местные администрации, суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
В силу ст. 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Аналогичное по существу положение содержалось в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Закона Удмуртской Республики, которым обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 409, возложена на органы опеки и попечительства как органы местного самоуправления с передачей необходимых для ее осуществления материальных и финансовых средств, в спорный период времени не принималось.
С учетом изложенного, иск предъявлен истцом к надлежащему ответчику.
Принимая во внимание, что доказательств выплаты истцу указанной суммы стороной ответчика не представлено, и учитывая, что Минфин УР является надлежащим ответчиком по делу, исковые требования подлежат частичному удовлетворению. С Министерства финансов УР подлежит взысканию <данные изъяты> 45 копеек.
Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи со статьей 19 (часть 1) Конституции РФ, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановление Конституционного Суда РФ от <дата> N 2-П).
В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов.
Согласно статье 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы, в том числе на оплату услуг представителей.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные расходы.
В соответствие ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судебные расходы присуждаются, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении. Суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, суд считает подлежащими взысканию расходы по составлению доверенности в размере <данные изъяты> 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Николаевой Н.Н. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики за счет средств казны Удмуртской Республики в пользу Николаевой Н.Н. задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, за период с <дата>, с учетом индексации, в размере <данные изъяты> 45 копеек, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей в совещательной комнате.
Судья В.М.Нуриева