Дело № 2-4282/202166RS0004-01-2020-003150-06
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 31 августа 2021 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием истца Агеевой В.В., представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Коротаевой Е.Н., действующей на основании доверенности, старшего помощника прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Сазоновой Д.А., действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агеевой Валентины Витальевны к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Федеральному казенному учреждению Федеральное бюро медико-социальной экспертизы о признании решений незаконными, установлении инвалидности, взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Истец Агеева В.В. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области»), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России о признании недействительными решения от 27.02.2020 г., 13.03.2020 г., 09.04.2020 г. об отказе в установлении инвалидности, возложении обязанности по установлению третьей группы инвалидности, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований истец пояснила, что в период с 18.04.2001 г. по 19.04.2019 г. проходила службу в органах внутренних дел, до поступления на службу была здорова. В 2017 году ей был поставлен диагноз, связанный с <данные изъяты>. С данным заболеванием она неоднократно обращалась в поликлинику ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России поСвердловской области» с жалобами на боль в правой руке, изменение почерка, пропуск букв, невозможность написания текстов, слабость, дрожание, онемение в правой руке, невозможность удержания авторучки и табельного оружия. Указанное заболевание возникло у нее на фоне профессиональной деятельности в полиции, до настоящего времени продолжается стойкая утрата трудоспособности. Решением бюро № 18 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» от 27.02.2020 ей было отказано в установлении инвалидности. Данное решение она обжаловала в экспертный состав № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области». По результатам переосвидетельствования инвалидность истцу установлена также не была. С постановленными решениями истец не согласна, считает их незаконными и необоснованными. Специалистами не была учтена полная клиническая картина ее заболевания, а также заключение проведенной судебной военно-врачебной экспертизы. В настоящее время установленное ей заболевание ограничивает жизнедеятельность истца: она не может заниматься трудовой деятельностью, выполнять повседневную бытовую деятельность, то есть имеются основания для установления инвалидности и получения соответствующих социальных гарантий.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24.09.2020 г. в удовлетворении исковых требований Агеевой В.В. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.01.2021 г. решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24.09.2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2021 г. решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24.09.2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.01.2021 г. отменены, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела судом кассационной инстанции указано на необходимость назначения по делу судебной экспертизы.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 25.06.2021 г. по гражданскому делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:
Какие нарушения функций организма и какой степени выраженности имелись у Агеевой В.В. на даты ее освидетельствований в бюро № 18 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России 10.03.2020 г., Экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России 13.03.2020 г. и Экспертном составе № 6 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 09.04.2020;
Имелись ли основания для установления Агеевой В.В. группы инвалидности на даты ее освидетельствований в бюро № 18 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России 10.03.2020 г., Экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России 13.03.2020 г. и Экспертном составе № 6 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 09.04.2020 г.? Если да, то какой группы инвалидности?
Согласно заключению судебной экспертизы № 08-08/2021 от 12.08.2021 г. на даты освидетельствований Агеевой В.В. 10.03.2020, 13.03.2020 и 09.04.2020 г. имелись нарушения <данные изъяты>. Степень выраженности нарушенных функций в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Министерством труда и социальной защиты РФ соответствуют незначительным. Оснований для установления Агеевой В.В. группы инвалидности на даты ее освидетельствований 10.03.2020, 13.03.2020 и 09.04.2020 г. не имелось.
Истец с выводами судебной экспертизы не согласилась, просила принять изменение исковых требований об установлении процента утраты общей и профессиональной трудоспособности на основании постановления Правительства РФ № 789 от 16.10.2020 г. «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», назначив по делу дополнительную судебную экспертизу. Протокольным определением суда от 31.08.2021 г. в принятии к производству данных требований было отказано, поскольку положениями ст. 39 ГПК РФ истцу предоставлено право изменить либо основание, либо предмет иска. В заявленных требованиях меняется как основание, так и предмет иска, в связи с этим, истец имеет право на обращение с данными требованиями в установленном законом порядке в отдельном исковом производстве.
Также истец пояснила, что в заключении судебной экспертизы не содержатся выводы относительно заключения проведенной судебной военно-врачебной экспертизы, содержащейся в материалах дела.
Ответчик в лице представителя Коротаевой Е.Н. с выводами судебной экспертизы согласился, просил в иске отказать в полном объеме, поскольку выводы специалистов ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» об отсутствии у истца оснований для установления группы инвалидности являются обоснованными.
Ответчик ФГБОУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России извещен о дате, месте и времени судебного заседания путем направления повестки, представителя не направил, письменных возражений на иск не представил.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Сазонова Д.А. в заключении по делу указала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 названного Федерального закона социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
На основании ст. 7 указанного Федерального закона, медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованиемклассификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых впорядке,определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется припроведениимедико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованиемклассификаций и критериев,утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанных Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
При этом в силу п. 6 данных Правил установлено, что наличие одного из указанных впункте 5настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права следует, что для установления инвалидности недостаточно наличия только заболевания. Данное заболевание должно приводить к вышеперечисленным ограничениям жизнедеятельности, свидетельствующим о нуждаемости лица в мерах социальной поддержки.
Согласно п. 25 Правил, медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Приказом Минтруда РФ от 27.08.2019 № 585н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее Классификации и критерии), в соответствии с которыми выделяются основные виды стойких расстройств функций организма человека и 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов (пункты 3-5).
В соответствии с п. 6 Классификаций и критериев, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
Степень выраженности ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (пункт 8).
Согласно п. 9 Классификаций и критериев, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
В соответствии с п. 11 - 13 указанных Классификаций, критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Из материалов дела следует, что на основании направления <данные изъяты> г. Екатеринбург» от 11.02.2020 Агеева В.В. была впервые освидетельствована в бюро № 18 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» (далее бюро №18) с целью установления группы инвалидности.
Специалистами бюро № 18 на момент освидетельствования у Агеевой В.В. установлен основной клинико-функциональный диагноз: <данные изъяты>.
Согласно материалам гражданского дела освидетельствование было проведено с учетом представленных истцом документов, свидетельства о болезни ВВК МЧС МВД России по Свердловской области № <данные изъяты> от 01.04.2019, медицинских карт, результатов проведенного экспериментально-психологического обследования и данных непосредственного осмотра истца специалистами ответчика.
Специалистами бюро № 18 у Агеевой В.В. выявлены незначительные (1 степени выраженности) нарушения функций организма, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не вызывающие необходимость в мерах социальной защиты (включая реабилитацию), в связи с чем инвалидность не установлена.
С учетом установленных обстоятельств ответчиком ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» выдана справка о результатах медико-социальной экспертизы от 10.03.2020, согласно которой Агеевой В.В. инвалидность не установлена.
Истец, не согласившись с решением бюро № 18 от 10.03.2020, обжаловала его в порядке, предусмотренном п. 42 Правил, в Главном бюро (или ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России).
13.03.2020 по результатам рассмотрения Экспертным составом № 1 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России представленных документов, осуществления очного освидетельствования истца принято решение об отсутствии оснований для установления истцу инвалидности. Решение специалистов Бюро № 18 от 10.03.2020 не изменено.
Не согласившись с указанным решением от 13.03.2020, истец обратилась в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России. По результатам заочной медико-социальной экспертизы в экспертном составе № 6 Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России принято решение об отсутствии оснований для установления инвалидности, о чем выдана справка от 09.04.2020 № 309.6 ФБ/2020.
Заключением судебной экспертизы на основании комплексного анализа материалов гражданского дела, медицинских и экспертно-медицинских документов, данных осмотра специалистами бюро № 18, Главного бюро (экспертного состава № 1) при проведении очной медико-социальной экспертизы 10.03.2020 и 13.03.2020 установлено, что у Агеевой В.В. на даты освидетельствований 10.03.2020, 13.03.2020 и 09.04.2020 г. выявлены стойкие незначительные нарушения (1 степени) <данные изъяты> с максимальной количественной оценкой 30 %, которые не приводили к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не вызывали необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие факта влияния на максимально выраженное статодинамических функций других имеющихся у Агеевой В.В. стойких нарушений психических функций, сенсорных функций, функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции не имеется. Оснований для установления Агеевой В.В. группы инвалидности в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. с применением Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 г. № 585н не выявлено. Таким образом, оснований для установления Агеевой В.В. на даты ее освидетельствований 10.03.2020, 13.03.2020, 09.04.2020 г. не имелось.
Оснований не согласиться с выводами судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку для ответов на поставленные вопросы экспертами дана оценка информации, содержащейся в материалах дела, медицинских и экспертно-медицинских документов, которые имеют значения для установления юридически значимых обстоятельств по заявленному спору.
Доводы истца о том, что экспертами в заключении судебной экспертизы не проанализированы и не приняты во внимание выводы заключения судебной военно-врачебной экспертизы от 13.12.2019 № 360, в связи с чем, заключение медико-социальной экспертизы является неполным и не объективным, судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно заключению судебной военно-врачебной экспертизы от 13.12.2019 № 360, у Агеевой В.В. (по документам) установлен диагноз: локальная <данные изъяты> в марте 2017 года. Результаты диагностики и лечения имеющегося у Агеевой В.В. заболевания в виде <данные изъяты> в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации подтвердили диагноз, прогрессирование ухудшения состояния. Проводимое амбулаторное и стационарное лечение не дало стойкого терапевтического эффекта, симптоматика нарастала, возникли осложнения в виде начальных проявлений депрессии.
Степень нарушения функций правой кисти по данному заболеванию – умеренная, подтверждена на момент увольнения Агеевой В.В. 19.04.2019 медленным прогрессированием симптоматики в правой руке: нарастанием слабости, скованности, нарушением почерка, возникновением спазмов в кисти, затрудняющих процесс письма и выполнения профессиональных и бытовых навыков, отсутствием стойкого терапевтического эффекта от проводимого лечения, появлением признаков депрессии.
Учитывая указанные обстоятельства, эксперты пришли к выводу, что Агеева В.В. не способна выполнять рукописные тексты и применять табельное оружие, и соответственно, указали, что Агеева В.В. не годна к службе в должности участкового уполномоченного ОУУП и ПДН УМВД России по г. Екатеринбургу. Категория годности к службе в органах внутренних подлежит установлению Агеевой В.В. – «В» - ограничено годен к службе в органах внутренних дел Российской Федерации, степень ограничения – 4 по ст. 23б гр. 3 Расписания болезней (приложение № 1 к Приказу МВД России от 02.04.2018 № 190).
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Учитывая изложенное, заключение военно-врачебной экспертизы от 13.12.2019 № <данные изъяты> не может быть признано надлежащим доказательством, опровергающим решения экспертных составов от 10.03.2020, 13.03.2020, 09.04.2020, поскольку принято не уполномоченной организацией.
Кроме того, заключением судебно-врачебной экспертизы от 13.12.2019 № <данные изъяты> определены критерии годности Агеевой В.В. к военной службе по специальности в соответствии с ранее занимаемой должностью и наличием причинной связи имеющихся у истца заболеваний с прохождением службы. Вместе с тем, как указано выше, и предусмотрено Правилами, а также Классификациями и критериями, при установлении наличия либо отсутствие оснований для установления инвалидности, оцениваются и определяется степень выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных имеющимися у истца заболеваниями, что предметом оценки и проверки судебно-врачебной экспертизы от 13.12.2019 № 360 не являлось.
На основании изложенного, суд приходит к выводам о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, в иске надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░