Дело № 2–2436/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи: Лысых Е.Н., с участием:
истца Березиной Е.С.,
представителя ответчика Администрации Томской области Романенко А.Н.
при секретаре: Шушаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Березиной Е.С. к Администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Березина Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении ей вне очереди на условиях социального найма жилого помещения на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску. В обоснование заявленных требований указала, что родилась <дата обезличена>, является сиротой. Мать истца умерла в <дата обезличена>, сведения об отце записаны со слов матери. Постановлением исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов г. Томска № 4-0 от 05.01.1988 г., истец была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Томска истец была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Истец просит обязать администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г. Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением не менее установленных социальных норм ее и ее семью, состоящую из четырех человек, обязать Администрацию г. Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Березиной Е.С., приобрести и предоставить истцу и членам ее семьи вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение в г. Томске, общей площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании Березина Е.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске и пояснила, что в настоящее время она проживает в гражданском браке с ФИО1, у них имеются совместные дети ФИО2 и ФИО3.
Представитель администрации г. Томска Миронова Д.Ю., действующий на основании доверенности № 4085 от 07.07.2011 г., в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие, представив суду письменный отзыв на исковое заявление из которого следует, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать по причине недоказанности истцом ее статуса нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, отсутствия нее права на жилое помещение на территории г. Томска. Считает что исковые требования Березиной Е.С. в части предоставления жилья с учетом семьи истца, не подлежат удовлетворению. Считает, что денежные средства для приобретения жилья для детей-сирот должны предоставляться органами исполнительной власти субъекта РФ. Денежные средства на указанны цели администрации г. Томска не выделяются, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель Администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и пояснила, что Администрация Томской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, по данному основанию просила иск в части исковых требований к Администрации Томской области оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Березиной Е.С. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из свидетельства о рождении II-ОМ № 394404, выданного 11.12.1987 г., Березиной Е.С. родилась <дата обезличена> в г. Томске, ее отцом является ФИО4, матерью – ФИО5.
Согласно справке ЗАГС данные об отце Березиной Е.С. записаны со слов матери.
Согласно свидетельству о смерти от 22.10.1996 г. мать Березиной Е.С. умерла <дата обезличена>.
Как следует из решения исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов г. Томска от 15.01.1988 г. № 4-О, Березина Е.С. была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Согласно постановлению главы администрации Октябрьского района г. Томска от 21.04.2009 г. № 269 Березина Е.С. включена в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Справкой администрации Октябрьского района г. Томска № 667 от 14.11.2011 г. подтверждается факт состояния Березиной Е.С. на учете в льготном списке детей-сирот под номером 29.
Свидетельство 70 СКА 0008457 от 18.11.2011 г., справка № 313 от 26.10.2011 г., свидетельствуют о получении Березиной Е.С. начального профессионального образования в ОГОУ «ПУ № 4» <адрес обезличен>.
По сведениям Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (справка от 24.10.2011 г.) по состоянию на 03.09.1998 г. права Березиной Е.С., <дата обезличена> г.р., на какие-либо объекты недвижимого имущества на территории Томской области не зарегистрированы.
В соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (выписка от 17.10.2011 г. № 01/359/2011-282) сведений о правах Березиной Е.С., <дата обезличена> г.р., на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нет.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец Березина Е.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в обеспечении жилым помещением, так как не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Березина Е.С. не имеет недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, что подтверждается представленными документами, которым судом дана надлежащая оценка.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда..
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 названной статьи установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Следовательно, при сложившихся обстоятельствах Березиной Е.С. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории г. Томска, не ниже установленных социальных норм по г. Томску.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 названного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).
В силу ч. 1 ст. 3 настоящего закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частью 2 статьи 3 данного закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ст. 4 этого закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 3 ст. 3).
Согласно ст. 8 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 28) к Закону Муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 918000 рублей.
Таким образом, при сложившихся обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Березиной Е.С. о понуждении предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Томска не ниже установленных социальных норм по г. Томску, подлежат удовлетворению в части требований, предъявленных к администрации г. Томска.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.
Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Березина Е.С. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.
Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Березина Е.С. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере не менее 17,0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Исковые требования Березиной Е.С. о предоставлении ей жилого помещения с учетом членов ее семьи ФИО1. ФИО2, ФИО3 суд считает не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Березина Е.С. является матерью ФИО2 <дата обезличена> г.р. и ФИО3 <дата обезличена> г.р. Согласно пояснениям истца, ее брачные отношения с отцом детей ФИО1 не оформлены, они проживают в гражданском браке.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено предоставление жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, на что выделяется субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при определении которой не учитывается состав семьи указанной категории лиц.
Нормы Жилищного кодекса РФ, предусматривающие предоставление жилого помещения с учетом состава семьи, суд считает в указанном случае неприменимыми к спорным правоотношениям, поскольку имеется специальная норма, регулирующая предоставление жилья указанной категории граждан.
Требования Березиной Е.С., предъявленные к администрации Томской области удовлетворению не подлежат, поскольку она надлежащим ответчиком по данному иску не является.
Кроме того, исковые требования Березиной Е.С. к администрации Томской области не подлежат удовлетворению и в силу того, что ни федеральным законодательством, ни законодательством Томской области не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному гражданину, ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей либо лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Следовательно, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного лица и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Помимо этого, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Березиной Е.С. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ.
Как установлено статьей 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства как это предусмотрено ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».
Доводы представителя администрации г. Томска о том, что денежных средств (субвенций) на приобретение жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, недостаточно, и из-за их отсутствия администрация г. Томска не может исполнить в полном объеме возложенные на неё государственные полномочия по обеспечению жильем, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Березиной Е.С. к Администрации Томской области, администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Томска предоставить Березиной Е.С., <дата обезличена> года рождения, вне очереди на территории г. Томска жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.
В удовлетворении остальной части исковых требований Березиной Е.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий: (подпись) Е.Н. Лысых
Копия верна Судья Е.Н. Лысых