У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Вериялова Н.В. Дело № 33а-3982/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 2 октября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Курановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Платонова Сергея Валентиновича, Платоновой Ларисы Геннадьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 июня 2018 года, по которому постановлено:
в
удовлетворении исковых требований Платонова Сергея Валентиновича, Платоновой
Ларисы Геннадьевны к администрации города Ульяновска о признании бездействия
незаконным отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Платонов С.В., Платонова Л.Г. обратились в суд с иском к администрации
города Ульяновска, в котором просили признать незаконным бездействие
администрации города Ульяновска, выразившееся в непереводе жилого помещения в
нежилое и обязать административного ответчика в течение 20 рабочих дней с
момента вступления решения суда в законную силу перевести жилое помещение -
однокомнатную квартиру *** в нежилое помещение для использования под детский
клуб и офисное помещение.
В обоснование требований административные истцы указали, что 09.04.2018
они обратились в Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг
с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения
- однокомнатной квартиры *** в г. Ульяновске в нежилое помещение, о чем была
внесена запись в реестр и выдана расписка о приеме заявления и документов,
предусмотренных ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанный административным ответчиком срок заявление рассмотрено не
было. Письмом от 16.06.2018 им отказано в согласовании перевода жилого
помещения в нежилое по основаниям, не предусмотренным Жилищным кодексом
Российской Федерации.
Названное помещение находится на первом этаже многоквартирного дома,
имеет отдельный вход с улицы, не обременено правами третьих лиц, не
используется для проживания собственниками, о чем свидетельствует их
регистрация по другому адресу: г. Ульяновск, ул. Л.Толстого, 2. Указанные
сведения администрация города могла запросить в соответствующих органах в
электронном или ином виде по межведомственному запросу, поэтому указание на
непредставление документа о проживании или о не проживании собственников или
иных лиц в помещении незаконно.
Требование о предоставлении проекта переустройства или перепланировки
помещения необоснованно, поскольку ими указывалось на то, что переустройство и
перепланировка помещений не требуется. Кроме того, на администрации города
Ульяновска лежит обязанность по приемке различных перепланировок с выходом на
место и выдачей акта, что позволяет удостовериться в соответствии объекта его
техническим характеристикам.
Считают несоответствующими закону требования о предоставлении
согласования проектной документации с Ульяновской городской общественной
организации инвалидов общего заболевания, а также заключения органа по охране
памятников, поскольку предоставление таких документов не предусмотрено ни
жилищным ни градостроительным законодательством.
В письме ответчика указано не на отказ в переводе жилого помещения в
нежилое, а на отказ в согласовании перевода жилого помещения в нежилое, что не
соответствует п.4 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГКУ
«Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр
предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области»
(Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Платонов С.В., Платонова Л.Г. просят отменить
решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и принять
по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование жалобы приводят доводы аналогичные изложенным в административном
иске.
Указывают, что судом не приняты во внимание положения п. 2 ст. 23
Жилищного кодекса Российской Федерации, которым установлен ограниченный
перечень документов для перевода жилого помещения в нежилое.
В нарушение указанной нормы права суд признал законным требование о
предоставлении документов и совершении действий, не предусмотренных действующим
законодательством, в частности по предоставлению согласований из общественной
организации инвалидов и органом охраны памятников, которые не относятся к
органам, задействованным при оказании государственной услуги.
В решении суда не дана оценка охранному обязательству на квартиру,
согласно которому помещение может быть использовано собственником для
непромышленных целей, исключающих разрушающее и повреждающее воздействие на
здание. То есть для перевода жилого помещения в нежилое достаточно не
использовать помещение в промышленных целях и не допускать его разрушения.
Наличие охранного обязательства свидетельствует о том, что Департамент
культурного наследия Ульяновской области заранее согласовал с ними вид
использования помещения. Кроме того, орган охраны памятников не наделен правом
решать вопрос о разрешении или неразрешении использовать помещение внутри
памятника под жилое или нежилое.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не
явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не усматривает оснований к отмене принятого по делу решения.
Положения ч.1 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют
гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий
(бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации,
наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные
интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации
законных интересов.
В соответствии с п.1 ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации
собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим
ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении
предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого
помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в
порядке, определяемом жилищным законодательством (п.3 ст. 288 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод
жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое допускается с учетом
соблюдения требований настоящего Кодекса
и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч.1 ст.23
Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое
помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом
местного самоуправления.
Часть 2
статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает
перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение,
которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган,
осуществляющий такой перевод.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого
помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22
Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (п.3 ч.1 ст.24
ЖК РФ), к которым, в числе прочих, относится непредставление сведений о
неиспользовании данного помещения для проживания собственниками и иными лицами.
Постановлением Главы города Ульяновска от 16.02.2007 №645 утвержден
«Порядок принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых
помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого
помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» (вместе с
«Порядком рассмотрения документов, представленных для перевода жилого помещения
в нежилое и нежилого помещения в жилое» (приложение 1)), пунктом 2 которого
предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения
в жилое собственник данного помещения
или уполномоченное им лицо обращается с
заявлением на имя Главы администрации города Ульяновска и представляет
документы, указанные в ст.23
Жилищного кодекса Российской Федерации и подтверждающие соблюдение условий,
предусмотренных статьей 22
Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Платонов С.В. и Платонова Л.Г.
являются собственниками однокомнатной квартиры площадью *** кв.м по адресу***.
Административные истцы обратились в Центр по предоставлению
государственных и муниципальных услуг для перевода названного жилого помещения
в нежилое, приложив к заявлению копии паспортов РФ, плана недвижимого
имущества, свидетельств о государственной регистрации права, поэтажного плана и
договора купли-продажи.
Администрацией города Ульяновска, письмом от 16.05.2018 № 5213-4-2018
административным истцам отказано в согласовании перевода указанного жилого
помещения в нежилое.
В качестве оснований отказа указано на отсутствие в представленном
пакете документов: сведений о том, что жилое помещение не используется
собственниками данного помещения или иными гражданами в качестве места
постоянного проживания; подготовленного и оформленного в установленном порядке
проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения;
подтверждения согласования проектной документации с общественной организацией
инвалидов; заключения органа по охране памятников архитектуры, истории и
культуры.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Платоновыми
требований, суд первой пришел к правильному выводу об отсутствии у
администрации города Ульяновска оснований для перевода принадлежащей
административным истцам квартиры в нежилое помещение на основании
представленного ими пакета документов.
Как верно указано судом, Платоновыми не соблюдено такое установленное
статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условие для перевода
помещения из жилого в нежилое, как предоставление сведений о неиспользовании
данного помещения для проживания собственников либо иных лиц.
Ссылка административных истцов в апелляционной жалобе на то, что о
непроживании в квартире свидетельствует отсутствие их регистрации в данном
помещении, а также на наличие у административного ответчика возможности
установить указанное обстоятельство путем направления межведомственного
запроса, судебная коллегия считает несостоятельным.
В силу названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации
соблюдение указанного условия перевода жилого помещения в нежилое возложено на
заявителя.
Согласно указанному в ч. 2.1 ст.23 Жилищного кодекса Российской
Федерации перечню документов, которые административный ответчик может запросить
в порядке межведомственного взаимодействия, документы (сведения) о неиспользовании
переводимого жилого помещения для проживания собственниками или иными лицами не
предусмотрены.
Требование административного ответчика о предоставлении проекта
переводимого помещения является обоснованным.
Поскольку административные истцы намерены осуществить перевод квартиры
в нежилое помещение для использования под детский клуб и офис, что предполагает
посещение помещения неопределенным кругом лиц, подготовка проекта является
объективной необходимостью.
Данный проект необходим для подтверждения соблюдения в переводимом
помещении требований СНиП, СанПиН, правил пожарной безопасности, требований
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе собственников многоквартирного
жилого дома, в котором находится переводимое помещение.
Довод административных истцов в апелляционной жалобе о том, что наличие
охранного обязательства на объект культурного наследия по адресу: *** свидетельствует
о согласовании с органом по охране памятников условий использования помещения,
судебная коллегия считает несостоятельным.
В отсутствие проекта, подтверждающего возможность без проведения
перепланировки (реконструкции) жилого помещения в многоквартирном доме,
являющемся объектом культурного наследия, образовать нежилое помещение для
использования под детский клуб и офис, и в отсутствие заключения органа в сфере
охраны объектов культурного наследия, невозможно установить будет ли сохранен
облик и характеристики объекта культурного наследия и доступ к нему,
предусмотренные охранным обязательством.
В силу изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии
оснований для признания незаконным оспариваемого ответа административного
ответчика.
Судом при принятии решения верно установлены обстоятельства, имеющие
значение для дела, дана полная и объективная оценка исследованным
доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального
права.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2018
года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Платонова Сергея
Валентиновича, Платоновой Ларисы Геннадьевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: