Дело 2-732/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 18 июля 2018 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
с участием помощника Шарыповского межрайонного прокурора Александрова В.В. (по поручению прокурора от 06.07.2018), представителя ответчика МБОУ СОШ №1 - Куприенко Т.Н. (по приказу № от 29.06.2018), представителя Администрации г. Шарыпово – Ворошилова Т.М. (по доверенности от 09.01.2018), представителя Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Кавалерова М.Ю. (по распоряжению № от 19.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Некрасова Л.И. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Некрасова Л.И. указанным иском, обосновывая требования тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Некрасова Л.И. о выплате заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, по результатам которой установлено, что Некрасова Л.И. работает в МБОУ СОШ №1 по основному месту работы уборщиком служебных помещений (6-дневная рабочая неделя), кроме того, в период времени с 01.03.2018 по 05.03.2018 работала уборщиком служебных помещений по совместительству. В 2018 г. Некрасова Л.И. по основному месту работы и совместительству отработано: в январе - 20 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в феврале - 23 рабочих дня (при норме 23 рабочих дней), в марте - 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней) по основному месту работы, 4 рабочих дня по совместительству, в апреле - 25 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней), в мае - 24 рабочих дня (при норме 24 рабочих дня). Минимальный размер оплаты труда в центральных и южных районах Красноярского края составляет с 01.01.2018 – 15 182, 4 руб. (9 489 МРОТ + 30% районный коэффициент + 30% северная надбавка), с 01.05.2018 – 17 860,8 руб. МБОУ СОШ № 1 выплачена заработная плата Некрасова Л.И. ниже МРОТ. Недоплата причитающихся Некрасова Л.И. по основному месту работы сумм составляет за январь 2018 года: 15182,40 -11016 = 4166,4 руб.; за февраль 2018 года: 15182,40 - 11016 = 4166,4 руб.; за март 2018 года: 15182,40-11016 = 4166,4 руб.; за апрель 2018 года: 15182,40 -11016 = 4166,4 руб.; за май 2018 года: 17860,8 - 11163 = 6697,8 руб. Всего: 23363,4 руб. Недоплата причитающихся Некрасова Л.И. по совместительству (0,5 ставки) сумм составляет за март 2018 года: 7591,2:26х4 - 314,09 (196,31+58,89+58,89) = 853,79 руб. Недоплата причитающихся Некрасова Л.И. сумм составляет 24 217,19 рублей, указанную сумму прокурор просит взыскать с МБОУ СОШ № 1 в пользу Некрасова Л.И.
Определением Шарыповского городского суда от 09 июля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены ответчика Администрацию г. Шарыпово Красноярского края и Управление образованием Администрации г. Шарыпово Красноярского края (л.д.58-59).
В судебном заседании помощник Шарыповского межрайонного прокурора Александрова В.В. (полномочия проверены, л.д.65) исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Некрасова Л.И.в судебном заседании не присутствовала, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 9, 61).
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ №1 - Куприенко Т.Н. (полномочия проверены, л.д.68,69) возражала относительно удовлетворения исковых требований, расчет недоначисленной заработной платы, произведенный прокурором не оспаривала, пояснила, что Школа начисление заработной платы не делает, зарплату начисляет Управление образованием, штатное расписание утверждает директор СОШ № 1, в дальнейшем происходит согласование с Управлением образованием Администрации г. Шарыпово.
Представитель Администрации города Шарыпово Красноярского края Ворошилова Т.М. (полномочия проверены, л.д.71) в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований, при этом пояснила, что позиция Верховного Суда и Конституционного Суда РФ неоднократно менялась, бюджет Красноярского края на 2018 год утвердили в начале декабря 2017 г., затем был сформирован и утверждён бюджет муниципального образования г. Шарыпово. При формировании указанных бюджетов, минимальный размер оплаты труда работников образовательных учреждений рассчитывался в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений»: с 01.01.2018 года - 11 016 рублей, с 01.05.2018 года - 11 163 рубля. Бюджет муниципального образования г. Шарыпово на 80% состоит из межбюджетных трансфертов, дополнительных источников доходов не имеется. Из бюджета Красноярского края денежные средства на указанную в иске доплату, не выделены.
Представитель Управления образованием Администрации г. Шарыпово Красноярского края Кавалерова М.Ю. (полномочия проверены, л.д.70) при рассмотрении дела возражала относительно удовлетворения исковых требований, поскольку денежные средства на указанные в иске выплаты не выделены, расчет суммы иска не оспаривала.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Некрасова Л.И., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ).
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению от 18.06.2018, Некрасова Л.И. обратилась к Шарыповскому межрайонному прокурору, с просьбой подать иск в суд в его интересах о взыскании задолженности по заработной плате (л.д. 8).
С учетом изложенного, суд полагает, что прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав Некрасова Л.И.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада, базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории города Шарыпово, относящегося к южным районам Красноярского края.
Разъяснением от 11.09.1995 № 3, утвержденного Постановлением Министра труда РФ от 11.09.1995 № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются, в том числе, южные районы Красноярского края, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Как следует из Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», утвержденного приказом Управления образованием Администрации г. Шарыпово от 22.12.2015 №, Школа является юридическим лицом; функции и полномочия учредителя, осуществляет орган местного самоуправления – Управление образованием Администрации города Шарыпово (л.д. 37-39).
В судебном заседании установлено и следует из приказа о приеме работника на работу № от 22.09.2015, трудового договора № от 31.10.2015, истец Некрасова Л.И. с 22.09.2015 состоит с ответчиком МБОУ «СОШ № 1» в трудовых отношениях, работает уборщиком служебных помещений, за выполнение трудовых обязанностей работнику установлена заработная плата, состоящая из оклада – 2 231 рубля, а также выплат компенсационного характера: районного коэффициента - 30%, северной надбавки - 30% (л.д.12,15-19).
Дополнительным соглашением № от 27 декабря 2016 года к трудовому договору № от 22.09.2015, оклад уборщика служебных помещений был увеличен до 2 454 рублей (л.д.20), а дополнительным соглашением № от 01 января 2018 года - до 2 552 рублей (л.д.21).
На основании приказа № от 30 октября 2015 года трудовой договор № от 22.09.2015 Некрасова Л.И., уборщика служебных помещений, продлен с 31.10.2015 (л.д.14).
Из приказа о приеме работника на работу № от 01.03.2018, трудового договора № от 01.03.2018 истец Некрасова Л.И. принята на работу уборщиком служебных помещений по внутреннему совместительству, (0,5 ставки), за выполнение трудовых обязанностей работнику установлена заработная плата, состоящая из оклада – 2 552 рубля, а также выплат компенсационного характера: районного коэффициента - 30%, северной надбавки - 30% (л.д.13, 22-24).
Как следует из выписок из лицевого счета, Некрасова Л.И. за 2018 год начислена заработная плата в размере: за январь - 11 016 руб., за февраль – 11 016 руб., за март – 11 330 руб., за апрель – 11 016 руб., за май 2018 года – 11 163 руб. (л.д.30-31, 32-36).
Размер заработной платы истца за спорный период с января 2018 года по май 2018 года не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Так, заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться, сверх установленного законодательством МРОТ.
Согласно Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (ред. от 29.12.2017) минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 составляет 9 489 руб., с 01.05.2018 - в сумме 11 163 рублей в месяц, в связи с чем, процессуальный истец, верно определил, что заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ с последующим начислением районного коэффициента 30% и надбавки за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края 30%, с 01.01.2018 не менее 15 182,4 руб., а с 01.05.2018 - не менее 17 860,8 руб.
В ответе от 02.07.2018 № на представление прокурора от 31.05.2018 № «Об устранении нарушений трудового законодательства» Администрация г. Шарыпово сообщила, что месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени, установленная в размере, не ниже минимального размера оплаты труда, выплачивается из бюджета муниципального образования г. Шарыпово. Бюджет муниципального образования г. Шарыпово формируется и утверждается после принятия бюджета Красноярского края. Бюджет Красноярского края на 2018-2020 годы начали формировать в октябре 2017 года и утвердили в начале декабря 2017 года, после чего был сформирован и утверждён бюджет муниципального образования г. Шарыпово. При формировании бюджета Красноярского края и бюджета муниципального образования г.Шарыпово, минимальный размер оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений рассчитывался в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений»: с 01.01.2018 года - 11 016 рублей, с 01.05.2018 года - 11 163 рубля. Бюджет муниципального образования г. Шарыпово на 80% состоит из межбюджетных трансфертов, дополнительных источников доходов не имеется. Из бюджета Красноярского края денежные средства на доплату к минимальному размеру оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемой за работу в местностях с особыми климатическими условиями, не выделены. В связи с чем, в настоящее время отсутствует возможность перечислить и выплатить заработную плату работникам МБОУ «СОШ № 1», получающим минимальный размер оплаты труда, в соответствии с решением Конституционного суда РФ. Администрацией г. Шарыпово проводится работа с Министерством финансов Красноярского края по выделению денежных средств для начисления и выплаты вышеуказанных доплат (л.д. 66-67).
Пунктом 5.2. трудового договора № от 31.10.2015 и пунктом 6.2 трудового договора № от 01.03.2018установлено, что работник работает по графику работы, согласно с нормой рабочего времени – 40 часов в неделю.
Из графиков работы, табелей учета использования рабочего времени следует, что Некрасова Л.И. в 2018 году отработала в январе – 136 часов, 20 рабочих дней (при норме 20 рабочих дней), в феврале – 151 час, 23 рабочих дня (при норме 23 рабочих дней), в марте – 159 часов, 26 рабочих дней (при норме 26 рабочих дней), в апреле – 167 часов, 25 рабочих дней (при норме 25 рабочих дней), в мае -159 часов, 24 рабочих дня (при норме 24 рабочих дня) (л.д.25-29).
Шарыповским межрайонным прокурором произведен расчет недоплаченной причитающейся Некрасова Л.И. заработной платы по основному месту работы: за январь 2018 года: 15182,40 -11016 = 4166,4 руб.; за февраль 2018 года: 15182,40 -11016 = 4166,4 руб.; за март 2018 года: 15182,40 - 11016 = 4166,4 руб.; за апрель 2018 года: 15182,40 - 11016 - 4166,4 руб.; май 2018 года: 17860,8 - 11163 = 6697,8 руб.; по совместительству (0,5 ставки) сумм за март 2018 года – 7591,2:26х4 – 314,09 (196,31+58,89+58,89) = 853,79 рублей.
Суд находит данный расчет верным, соответствующим правовым нормам, обстоятельствам дела.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Шарыпово Красноярского края, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, от которой истец освобожден в силу закона.
Размер госпошлины согласно ст. 333.19 НК РФ составляет размер 927 рублей, исходя из следующего расчета: 3 % от 4 217 руб. 19 коп. + 800 руб. = 927 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Некрасова Л.И. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» удовлетворить.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Некрасова Л.И. задолженность по заработной плате в размере 24 217 (Двадцать четыре тысячи двести семнадцать) рублей 19 копеек.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» в доход бюджета муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» госпошлину в размере 927 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: