дело № 2а-714/2021
10RS0013-01-2021-001209-75
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2021 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Помазаевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия к Иванову А.В. о взыскании обязательных платежей, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее -Инспекция) обратилась в суд с административным иском мотивируя тем, что Иванов А.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. Налоговым органом выставлено требование от хх.хх.хх г. № о наличии задолженности по налогам и пени. Ответчик не произвел оплату по налоговым обязательствам, судебный приказ о взыскании задолженности отменен в связи с возражениями должника. Истец просит взыскать с ответчика недоимку 9887,15 руб., из которых транспортный налог за 2018 г. в размере 9750 руб., пени за неуплату налога за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 135,15 руб.
В судебном заседании представитель Инспекции не присутствовал, извещены надлежащим образом.
Ответчик возражал относительно заявленных требований, пояснил, что он не знал о требованиях Инспекции, проживает по другому адресу, автомобили сняты с регистрационного учета в связи с утратой.
Суд, заслушав ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.
В силу положений п. 1 ст. 48 НК РФ, п. 1 ст. 286 КАС РФ направление административному ответчику требования об уплате недоимки и пени представляет собой досудебное урегулирование спора.
Из материалов дела следует, что налогоплательщику Иванову А.В. по адресу: ... было направлено требование № по состоянию на хх.хх.хх г., в соответствии с которым административному ответчику предложено уплатить задолженность в размере 9750 руб., пени 137,15 руб.
Из реестра почтовых отправлений усматривается, что данное требование было направлено Иванову А.В. хх.хх.хх г. по адресу: ....
В материалах дела не имеется сведений о получении Ивановым А.В. требования.
Согласно справке адресно-справочной службы УВМ МВД по Республике Карелия Иванов А.В. зарегистрирован по месту жительства с хх.хх.хх г. по адресу: ....
В судебном заседании ответчик пояснил, что с 2012 г. по адресу: ... не проживает в связи с выселением на основании решения суда, снят с регистрационного учета по данному адресу 17 августа 2012 г.
Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу 05 июля 2012 г. решением Петрозаводского городского суда от 24 апреля 2012 г., в соответствии с которым удовлетворены исковые требования Банка ВТБ 24 (ЗАО), суд прекратил право пользования Иванова А.В. жилым помещением по адресу: ..., выселил Иванова А.В. из жилого помещения по указанному адресу без предоставления иного жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, местом жительства признается место (жилой дом, квартира), где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с абз. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу пп. «е» п. 31, п. 33 указанных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о признании утратившим право пользования жилым помещением. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.
Решение о признании ответчика прекратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия с регистрационного учета.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В силу ст.84 Налогового кодекса Российской Федерации изменения в сведениях о персональных данных индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, полученных в соответствии с пунктами 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что налоговым органом перед обращением в суд исполнена предусмотренная обязанность направления требования об уплате пени по месту регистрации административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора.
Поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, административное исковое заявление Инспекции подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.196, ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л :
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия к Иванову А.В. о взыскании обязательных платежей, пени оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати дней через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Н.В.Панасенко