Дело № 2-442/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.
при секретаре Александровой В.Н.,
с участием истца ФИО8, представителя ответчика- ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к ГБУЗ АО « Бурейская больница» о взыскании недополученной заработной платы в виде стимулирующих выплат, оплаты отпуска, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО8 обратилась в суд с иском к ГБУЗ АО «Бурейская больница» о взыскании недополученной заработной платы в виде стимулирующих выплат, оплаты отпуска, взыскании компенсации морального вреда, уточнив основание иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности медицинской сестры по приему и передаче вызовов станции скорой помощи ГБУЗ АО «Бурейская больница», где продолжает работать по настоящее время. На основании Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1111О «О порядке предоставления субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования – учреждений и подразделений корой медицинской помощи субъектов РФ» она получала дополнительную денежную выплату в размере 2500 рублей, а с учетом районного коэффициента и дальневосточной надбавки в размере 60% она получала 4000 рублей ежемесячно. Данная выплата ей предоставлена так же на основании дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой медицинскими сестрами скорой медицинской помощи от 01.10.2010 года за выполнение обязанностей по повышению качества оказываемой медицинской помощи (п.3 дополнительного соглашения). При этом данная выплата не ставилась в зависимость от каких либо критериев и связана с увеличением объема работы. Никаких дополнительных соглашений, регламентирующих иной порядок выплаты указанного денежного вознаграждения она не подписывала. Срок действия указанного дополнительного соглашения истек 31.12.2010 года, однако она продолжала получать указанную выплату. С 2011 года им установлены основные стимулирующие выплаты на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.02.211 года № 145Н, которые рассчитывались в зависимости от показателей оценки деятельности. Таким образом, она получала стимулирующие выплаты по двум позициям: в фиксированном размере 4000 рублей (вид начисления 067 «стимулирующие выплаты» лицевого счета), а так же в размере, зависящим от показателей оценки деятельности (вид начисления 129 «стимулирующие выплаты осн.» лицевого счета).
С мая 2015 года фиксированные выплаты были прекращены без объяснения причин. В апреле 2017 года в адрес ответчика было написано коллективное заявление с требованием оплатить указанные денежные выплаты. В ответе на заявление разъяснено, что согласно положению об оплате труда, утвержденному приказом № 290-0 от 27.05.2015 года и дополнительному соглашению к трудовому договору от 01.08.2015 года, стимулирующие выплаты производятся по результатом оценки эффективности и результативности деятельности труда. Оплата стимулирующих выплат производится в соответствии с приказом ГБУЗ АО «Бурейская больница» № 99-С от 04.02.2016 года, при начислении данной выплаты принимается за 100 баллов 10 % от основного оклада. Согласно анализа выполнения плана работниками скорой медицинской помощи, выявлено отклонение от плана со знаком минус за 2015, 2016, 2017 годы.
Однако в указанном ответе не содержатся причины отказа им в денежной выплате. Денежная выплата до сих пор никому из работников скорой медицинской помощи не выплачена. Фиксированное денежное вознаграждение установлено им в качестве дополнительной гарантии, начислялось отдельно, не зависит от показателей оценки деятельности и могло быть отменено при наличии предусмотренных Постановлением Правительства РФ оснований либо его отмены нормативным актом соответствующего уровня. Она также продолжает работу в должности медицинской сестры скорой медицинской помощи, недостатков в ее работе и нареканий не имеет, характер ее работы по сравнению с 2010-2015 годом не изменился, но увеличился объем работы, поэтому оснований для прекращения выплаты у ответчика не имелось. Кроме того, в связи с недополученной заработной платы ей причинен моральный вред, который она оценивает в 30000 рублей. Она длительное время не получала положенного вознаграждения за труд, что для нее унизительно, по данному поводу она сильно переживает. Считает, срок исковой давности не пропущенным, так как отношения носят длящийся характер, кроме того, она не бухгалтер и не смогла сразу понять, что ей перестали начислять стимулирующие выплаты.
Просила взыскать с ответчика недополученную заработную плату в виде стимулирующих выплат за период с мая 2015 года по июнь 2017 года в размере 85529 рублей 01 копейка, оплату отпуска в размере 13459 рублей 32 копейки, а всего в сумме 98988 рублей 33 копейки и компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Определением судьи Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство здравоохранения Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Администрация Бурейского района Амурской области.
В судебном заседании истец ФИО8 на заявленных требованиях настаивала, привела доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении и уточнении к ним. Дополнительно объяснила, что Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1111О до настоящего времени является действующим и не отменено, в связи с чем полагала, что имеет право на получение выплаты стимулирующего характера. Объяснила, что ранее не обращалась с иском в суд, так как опасалась применения к ней мер со стороны работодателя. О том, что не получает стимулирующую выплату узнала в июне 2015 года, неоднократно с вопросом об объяснении причин прекращения выплаты, обращалась к работодателю устно. Возражала против взыскания с неё в пользу ответчика судебных расходов, указала, что в штате больницы имеется свой юрист и у работодателя не было необходимости в заключении договора с юристом со стороны, кроме того, сумма судебных расходов завышена и несоизмерима с объемом оказанной услуги.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ АО «Бурейская больница» ФИО5 возражала против удовлетворения иска, суду объяснила, что с 2010 по 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 № 1111 выделялись субсидии из федерального бюджета на осуществление стимулирующих денежных выплат медицинскому персоналу скорой медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения из расчета 2500 руб/мес медицинской сестре, эти средства на реализацию государственных полномочий предусматривались в бюджете Амурской области в виде субвенций (ст. 2 Закона АО от 24.06.2008 № 50-ОЗ). В связи с внесением изменений в вышеуказанное Постановление с 2013 года указанные выплаты включены в расходные обязательства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области. Субсидии бюджетам субъектов РФ в федеральном бюджете на 2015, 2016, 2017 годы на выплаты медперсоналу скорой помощи не предусмотрены. В соответствии с тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования на 2015, 2016, 2017 годы предусмотрено, что при использовании средств ОМС медицинские организации должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата. В спорный период осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам скорой помощи определялся в соответствии с Положением об оплате труда ГБУЗ АО «Бурейская больница» от ДД.ММ.ГГГГ и Положением об оплате труда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым стимулирующие выплаты в размере 2500 рублей в месяц выплачивается при условии соблюдения критериев в размере 100 баллов с учетом интенсивности, сложности и качества труда. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнение плановых показателей имело отрицательный результат, стимулирующие выплаты не начислялись, кроме того в данный период не имелось средств экономии фонда заработной платы, за счет которых возможно начислить стимулирующие выплаты. Начисление стимулирующих выплат с августа по октябрь 2015 не производилось, поскольку ОСМП имели отрицательные результаты выполнения плановых объемов. В декабре 2015 года произведено начисление стимулирующих выплат работником ОСМП за ноябрь 2015 в размере 98 баллов. С января 2016 года по настоящее время ФИО8 производится начисление стимулирующих выплат в размере 10% от оклада в связи с получением 100 баллов по критериям эффективности на основании протоколов комиссии первого уровня. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности. Указывая на отсутствие нарушений требований трудового законодательства, просила в удовлетворении требований ФИО8 отказать в полном объеме, взыскать с истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц Министерства здравоохранения Амурской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Администрации Бурейского района Амурской области, о времени и месте рассмотрения дела извещенных надлежащим образом.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области и Администрация Бурейского района Амурской области ходатайствовали о разбирательстве дела в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области указал, что ответчик является Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Амурской области. Согласно п. 1.1. Положения о министерстве здравоохранения Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 № 458, Министерство здравоохранения Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере здравоохранения области, а также координацию деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений здравоохранения. ТФОМС Амурской области осуществляет свою деятельность в сфере ОМС в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». У Фонда отсутствуют полномочия по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в медицинских организациях. Кроме того, между ответчиком в лице ГБУЗ АО «Бурейская больница» и третьим лицом ТФОМС Амурской области отсутствует отраслевая (ведомственная) подчиненность. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятие судебного постановления по данному делу не будет оказывать влияние на права и обязанности ТФОМС Амурской области. Просят суд принять решение по данному делу на свое усмотрение.
В отзыве на исковое заявление Администрация Бурейского района Амурской области указала, что Администрация Бурейского района не является стороной данного спора, так как ГБУЗ АО «Бурейская больница» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения Амурской области и соответственно финансируется за счет средств бюджета Амурской области. Вопросы начисления заработной платы являются исключительно компетенцией ответчика по данному делу.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).
В соответствии с абз.1 ст. 391 Трудового кодекса РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника.
Статьей 15 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с Трудовым кодексом.
Статьей 20 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Статьей 68 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Согласно свидетельствам о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о постановке на учет в в налоговом органе, Уставу ГБУЗ АО «Бурейская больница», утвержденному приказом министерства здравоохранения Амурской области 26.12.2012 года, ГБУЗ АО «Бурейская больница» является юридическим лицом, то есть в соответствии со ст. 48 ГК РФ самостоятельно приобретает права и несет обязанности.
Как установлено судом и подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой истца серии АТ-I №, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Бурейскую центральную районную больницу медсестрой терапевтического отделения на 0,5 ставки. С ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой по приему и передаче вызовов станции скорой помощи, где работает по настоящее время.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору, заключенными ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, между ГБУЗ «Бурейская больница» в лице главного врача ФИО7 «работодатель» с одной стороны и ФИО8 «работник» с другой стороны, за выполнение обязанностей по повышению качества оказываемой медицинской помощи, работодатель обязуется выплачивать работнику выплату стимулирующего характера к заработной плате в размере 2500 рублей (закон Амурской области от 24.06.2008 года № 50-ОЗ «О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи).
Согласно трудовому договору «эффективный контракт» от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между ГБУЗ «Бурейская больница» в лице главного врача ФИО7 «работодатель» с одной стороны и ФИО8 «работник» с другой стороны, подтверждается, что ФИО8 принята на работу по должности медицинской сестры по приему и передаче вызовов выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи. Работа у работодателя для работника является основной, трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Пунктом 4 указанного трудового договора, предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад 3860 рублей; компенсационные выплаты (районный коэффициент – 30%; дальневосточный коэффициент – 30%; надбавка за выслугу лет – 30%); выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые к должностному окладу с учетом интенсивности, сложности и качества труда, позволяющие стимулировать к повышению результативности труда 2500 рублей в месяц в соответствии с положением о критерии оценки эффективности по дополнительному объему работы, выполняемому врачом (фельдшером) выездной бригады СМП утвержденного ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между ГБУЗ <адрес> «Бурейская больница» в лице главного врача ФИО7 «работодатель» с одной стороны и ФИО8 «работник» с другой стороны, подтверждается, что работнику устанавливается заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере 4055 рублей, выплат компенсационного характера (районный коэффициент – 30%; дальневосточный коэффициент – 30%; надбавка за выслугу лет – 30%), и стимулирующего характера, устанавливаемых с учетом интенсивности, сложности и качества труда, позволяющие стимулировать к повышению результативности труда. В пункте 25 дополнительного соглашения определены критерии оценки эффективности и результативности деятельности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов выездной бригаде скорой медицинской помощи, с учетом его компетенции в соответствии с должностной инструкцией. Размер стимулирующей выплаты установлен в размере 2500 рублей в месяц.
В дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору, действующем с ДД.ММ.ГГГГ, указано, что ФИО8 установлен оклад в размере 5950 рублей, выплата стимулирующего характера, устанавливаемая к должностному окладу с учетом интенсивности, сложности и качества труда, позволяющие стимулировать к повышению результативности в размере 2500 рублей в месяц, при условии соблюдения критериев 100 баллов. В пункте 25 дополнительного соглашения, приведены показатели и критерии оценки качества работы.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, ФИО9 П.А. установлен должностной оклад в размере 6250 рублей, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера: в размере 15% - за выслугу лет; выплата по результатам оценки эффективности и результативности деятельности, предусмотренная Приложением № 7 «Порядок распределения и осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы» к Положению об оплате труда работников от ДД.ММ.ГГГГ, размер которой определяется приказом руководителя на определенный срок с учетом финансового состояния учреждения.
ФИО11 заявила о взыскании с ответчика в ее пользу недополученной заработной платы в виде стимулирующих выплат за период с мая 2015 года по июнь 2017 года и оплаты отпуска, исковое заявление ФИО8 поступило в Бурейский районный суд ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.
В силу ч.2 ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из материалов дела усматривается, что в спорный период заработная плата ФИО8 начислялась и выплачивалась ежемесячно, истец ежемесячно получала расчетные листки с указанием сведений о размере заработной платы и её составляющих и достоверно знала о том, что спорные выплаты работодателем не начислены.
В пункте 56 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
По смыслу приведенного разъяснения нарушение трудовых прав является длящимся, если заработная плата работнику начислена, но не выплачена. ФИО8 заявлены требования в отношении выплат, которые не были начислены ответчиком, в связи с чем, возникшие правоотношения не являются длящимися.
Истец имела возможность ежемесячно проверять правильность начисления заработной платы и в случае несогласия с действиями работодателя обратиться в суд с соблюдением срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
Поскольку в суд с настоящим иском ФИО8 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, не заявляла о восстановлении пропущенного срока и не представила доказательства уважительности причин пропуска, сведения о приостановлении, перерыве течения срока на обращение в суд отсутствуют, суд приходит к выводу о пропуске ФИО8 срока на подачу иска за период с мая 2015 года по 13 сентября 2016 года.
С учетом изложенного предметом рассмотрения являются требования ФИО8 о взыскании денежных выплат за период с 13 сентября 2016 года по июнь 2017 года.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Истец заявила требование о взыскании с ответчика ежемесячной денежной стимулирующей выплаты.
В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Законом Амурской области № 50-03 от 24.06.2008 года «О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи» предусмотрено, что право на денежные выплаты имеют медицинские работники, включенные в региональный сегмент федерального регистра медицинских работников (п.1 ст.1).
Размер денежных выплат определяется из расчета: 5000 рублей в месяц - для врача, 3500 рублей в месяц - для фельдшера (акушерки), 2500 рублей в месяц - для медицинской сестры. При осуществлении денежных выплат учитываются районные коэффициенты к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или в южных районах Дальнего Востока, установленные законом области, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органон государственной власти, а также средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ч.З ст.1).
Денежные выплаты выплачиваются медицинскому работнику, замещающему штатную должность, в размере одной ставки за фактически отработанное время в порядке и сроки, установленные для выплаты заработной платы, и учитываются при всех случаях исчисления среднего заработка, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством (ч.4).
Согласно ст. 2 Закона Амурской области № 50-03 от 24.06.2008 года финансовые средства на реализацию государственных полномочий предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций из областного фонда компенсаций. Объем субвенций определяется в соответствии с методикой расчета объема, субвенций муниципальным районам и городским округам на денежные выплаты медицинским работникам согласно приложению к настоящему Закону. Субвенции перечисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ч.2-5).
С 01.01.2010 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 года № 1111 на денежные выплаты стимулирующего характера медицинским работникам скорой медицинской помощи предоставлялись субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 2013 года медицинские организации, участвующие в реализации подпрограммы обязательного медицинского страхования перешли на одноканальную систему финансирования. Субсидии бюджетам субъектов РФ в федеральном бюджете на 2015,2016, 2017 год на осуществление выплат медперсоналу скорой помощи не предусмотрены.
С 2013 года с принятием Правительством Постановления № 462 от 05.05,2012 года указанные выплаты осуществляются за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского, территориального фонда ОМС.
Таким образом, выплаты, которые осуществлялись за счет федеральных средств по ЗАО № 50-03 от 24.06.2008 года с 2013 года включены в расходные обязательства Территориального фонда обязательного медицинского страхования -ФОМС Амурской области.
Фонд оплаты труда определяется согласно Тарифному соглашению в сфере ОМС Амурской области от 20.01.2016 года (действующему в период с 01.01.2016 года по 01.01.2017 года), от 16.01.2017 года (действующему в период с 01.01.2017 года по 01.01.2018 года). В п. 3.11 и 3.10 которых предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера, включая денежные выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации. При использовании средств ОМС медицинские организации должны исходить из потребности достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата.
Приказом министерства здравоохранения Амурской области от 26.12.2014 № 1727 утверждено примерное Положение об оплате труда работников областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Амурской области.
Согласно п.1.3 Устава ГБУЗ АО «Бурейская больница» находится в ведомственном подчинении (подотчетно, подконтрольно) министерству здравоохранения Амурской области, который осуществляет функции и полномочия учредителя.
В спорный период порядок осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам скорой медицинской помощи определялся Положением, принятым в медицинском учреждении.
Приказом главного врача ГБУЗ АО «Бурейская больница» № 290-О от 27.05.2015 года утверждено Положение об оплате труда работников ГБУЗ Амурской области «Бурейская больница», согласно которому к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Пунктом 4.2 Положения предусмотрено, что в целях стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в системах мотивации работников устанавливаются стимулирующие надбавки к окладу (должностному окладу) за высокие результаты работы с учетом выполнения установленных критериев эффективности работы по показателям деятельности, позволяющим оценить результативность и качество их работы (приложение 7).
Размеры и условия осуществления надбавки за высокие результаты работы устанавливаются настоящим Положением и трудовым договором с учетом мнения представительного органа работников, на основе показателей и критериев эффективности работы.
Показатели эффективности и критерии деятельности работников медицинской организации характеризуют его производственную деятельность, показатели выполнения объема и качества их работы, а также учитывается соблюдения исполнительской дисциплины и кодексов профессиональной этики и деонтологии.
Показатели эффективности деятельности работников увязываются с удовлетворенностью граждан качеством оказания медицинской помощи и отсутствием обоснованных жалоб.
Положения, в том числе механизм, периодичность, размер и другие аспекты осуществления выплат стимулирующего характера устанавливается настоящим Положением, по согласованию с выборным профсоюзным органом в пределах фонда оплаты труда на основе показателей эффективности деятельности работников учреждений утвержденных приказом министерства здравоохранения Амурской области от 09.08.2013 № 929.
Оценку эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера проводят соответствующие комиссии учреждений с участием выборного профсоюзного органа.
Из приведенного Порядка формирования и распределения стимулирующих выплат сотрудникам учреждения - Приложения № 7 к Положению об оплате труда работников ГБУЗ АО «Бурейская больница» на 2016, 2017 годы - следует, что стимулирующие выплаты не являются частью должностного оклада, а выплачиваются из фонда экономии оплаты труда, в соответствии с оценкой качества и эффективности труда каждого сотрудника подразделения; фонд стимулирующих выплат распределяется комиссией учреждения.
Как установлено судом, выплата стимулирующего характера в размере 2500 рублей выплачивалась до апреля 2015 года включительно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 подписала уведомление № об изменении условий труда и стимулирования с ДД.ММ.ГГГГ, дала согласие на продолжение работы в новых условиях, с ней было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.03.20015 года, в котором отражено, что стимулирующие выплаты в размере 2500 рублей в месяц выплачиваются при условии соблюдения критериев в размере 100 баллов с учетом интенсивности, сложности и качества труда.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 была уведомлена об изменении условий трудового договора, а именно что с ДД.ММ.ГГГГ будет установлен должностной оклад в размере 6250 рублей, стимулирующие выплаты ставятся в зависимость от критериев оценки эффективности и результативности деятельности медицинской сестры по приему и передаче вызовов ОСМП, о том, что изменение оплаты труда производится в соответствии с приказом №-О от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении об оплате труда работников ГБУЗ АО «Бурейская больница». В уведомлении содержатся сведения об изменении существенных условий труда. Уведомление подписано ФИО8 дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ между сторонами не заключено. Вместе с тем, стороны продолжили работу в новых условиях.
Начисление стимулирующих выплат с ДД.ММ.ГГГГ производилось в соответствии с Положением об оплате труда работников ГБУЗ АО «Бурейская больница».
Как следует из сводной таблицы, за период август – октябрь 2015 года отделение скорой медицинской помощи имели отрицательные результаты выполнения плановых объемов, комиссией первого уровня протоколы о начислениях стимулирующих выплат не представлялись, также отсутствовала экономия фонда оплаты труда.
В соответствии с решением комиссии второго уровня (приказ главного врача №-С от ДД.ММ.ГГГГ и протокол профсоюзного комитета №) ФИО8 в декабре 2015 года произведено начисление стимулирующих выплат за ноябрь 2015 года.
С января 2016 года по настоящее время ФИО8 производится начисление стимулирующих выплат в размере 10% от оклада в связи с получением 100 баллов по критериям эффективности на основании протоколов комиссии.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из Положения об оплате труда работников ГБУЗ АО «Бурейская больница» следует, что стимулирующие выплаты не являются частью должностного оклада, а выплачиваются при наличии финансовых средств при условии выполнения плана по объемам медицинских услуг, при этом, фонд стимулирующих выплат распределяется в соответствии с оценкой качества и эффективности работы каждого сотрудника подразделения.
Учитывая, что с января 2016 года по настоящее время ФИО8 производится начисление стимулирующих выплат в размере 10% от оклада в связи с получением 100 баллов по критериям эффективности на основании протоколов комиссии, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы сумм, фактическая выплата которых зависит от определенных условий, в частности, от наличия экономии средств фонда оплаты труда и результатов оценки показателей эффективности и результативности деятельности истицы, не имеется. Спорные стимулирующие выплаты, предусмотренные Положением о порядке оплаты труда ГБУЗ <адрес> «Бурейская больница» от ДД.ММ.ГГГГ не являются обязательными к выплате истице работодателем в безусловном порядке.
Ссылка истца на то, что Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1111О является действующим, в связи с чем, стимулирующие выплаты подлежат выплате работникам скорой помощи, является безосновательной, поскольку указанное Постановление не являлось правоустанавливающим актом, а предусматривало порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты стимулирующего характера.
ФИО8 заявлено требование о компенсации морального вреда в сумме 30000 рублей.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В связи с отсутствием нарушения со стороны ответчика трудовых прав истицы требование ФИО8 о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.
Рассматривая требования ответчика о взыскании с истца судебных расходов по оплате услуг представителя, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что интересы ГБУЗ АО «Бурейская больница» при рассмотрении настоящего дела представляла представитель по доверенности - ФИО5
В качестве доказательств несения судебных расходов по оплате юридических услуг в материалы дела представлены, приказ об отпуске штатного юриста, договор на оказание юридических услуг№ от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактура, счет на оплату, платежное поручение, согласно которым ответчиком понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.
По смыслу ст.71 (п. «о») и ст. 72 (п. «к» ч.1) Конституции Российской Федерации судебная процедура, включая производство по делам, вытекающим из трудовых отношений, определяется законодателем.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к силу которых согласно ст. 88 и ст. 94 ГПК РФ относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно ст. 393 Трудового кодекса РФ, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Следовательно, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав, трудовое законодательство предусматривает освобождение работников от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного ч.1 ст. 98 и ч.1 ст. 100 ГПК РФ.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2015 № 20-КГ14-17.
Таким образом, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания, для удовлетворения заявления ответчика о взыскании понесенных судебных расходов на оплату представителя, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО8 в удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Бурейская больница» о взыскании недополученной заработной платы в виде стимулирующих выплат за период работы с мая 2015 года по июнь 2017 года в сумме 85529 рублей 01 копеек, отпускных в сумме 13459 рублей 32 копейки, а всего в сумме 98988 рублей 33 копейки, компенсации морального вреда в размере 30000 рублей, - отказать.
В удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Бурейская больница» к ФИО8 о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха
Решение в окончательной форме принято 24 октября 2017 года