Дело № 2-247/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Канск Красноярского края 18 декабря 2012 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Беликова С.В.,
при секретаре - Лукзен О.В.
с участием представителя ответчика - ФИО16
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ОАО "Канская сортоиспытательная станция" о признании незаконным бездействия в части неисполнения предписания должностного лица, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора, в лице территориального отдела в г. Канске, обратилось в суд с иском к ОАО "Канская сортоиспытательная станция", в котором просит признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарный надзор от 07 декабря 2011 года, незаконным, обязать ответчика устранить:
- нарушение требований п.п. 8.1, 8.2 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" - обеспечить гигиеническое обучение работников ОАО "Канская сортоиспытательная станция", связанных с производством, транспортированием и реализацией пищевых продуктов;
- нарушение п.п. 7.10, 7.11 Санитарных правил для животноводческих предприятий № 4542 - 87 от 31 декабря 1987 года, п.п. 7.2, 7.4 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" - обеспечить прохождение периодического профилактического медицинского (флюорографического) осмотра работающих в животноводстве ОАО "Канская сортоиспытательная станция" (декретированный контингент) с отметкой результатов в личных медицинских книжках.
Срок исполнения вышеуказанных пунктов установить не позднее 01 июня 2012 года.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзорапо Красноярскому краюв г. Канске - заместителя главного государственного санитарного врача по г. Канску, Абанскому, Дзержинскому,Иланскому, Ирбейскому, Канскому, Нижнеингашскому иТасеевскому районам ФИО17 от 25.11.2011 № 586 30.11.2011 проведено санитарно-эпидемиологическое расследование обстоятельств и причин возникновения и распространения инфекционного (массового неинфекционного) заболевания (отравления) в отношении ОАО "Канская сортоиспытательная станция". В результате проверки юридического лица ОАО "Канская сортоиспытательная станция" установлено несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства, по месту осуществления деятельности (протокол об административном правонарушении от 07.12.2011 № 955). Для устранения выявленных нарушений ОАО "Канская сортоиспытательная станция" выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 07.12.2011 № 1013 со сроком исполнения до 20.02.2012. При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "Канская сортоиспытательная станция" на основании распоряжения от 25.01.2012 № 64 с целью проверки выполнения предписания от 07.12.2011 № 1013 выявлено невыполнение в полном объеме в установленный срок законного предписания должностного лица об устранении нарушений санитарного законодательства от 07.12.2011 № 1013, а именно не выполнены:
- пункт 1, в части обеспечения гигиенического обучения граждан связанных с производством, транспортированием и реализацией пищевых продуктов. В ОАО "Канская сортоиспытательная станция" при анализе личных медицинский книжек работников установлено, что данные о прохождении гигиенического обучения граждан, связанных с производством, транспортированием и реализацией пищевых продуктов, отсутствуют (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - оператор машинного доения 1 отделения (доярка) ОАО "Канская сортоиспытательная станция", ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - оператор машинного доения 2 отделения (доярка) ОАО "Канская сортоиспытательная станция", ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - оператор машинного доения 3 отделения (доярка) ОАО "Канская сортоиспытательная станция" и др.), т.е. не устранено нарушение требований п.п. 8/1, 8.2 СП 3.1 /3.2.1379-03"Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней";
- пункт 3 в части обеспечения прохождения периодического профилактического медицинского (флюорографического) осмотра работающих в животноводстве (декретированный контингент) с отметкой результатов в личные медицинские книжки. Так при анализе личных медицинских книжек работников ОАО "Канская сортоиспытательная станция" установлено, что отсутствуют отметки результатов о прохождениипериодического профилактического медицинского (флюорографического) осмотра (ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г. р. - доярка 3 отделения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г. р. - доярка 3 отделения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - доярка 3 отделения и др.), т.е. не устранено нарушение требований п.п. 7.10, 7.11 Санитарных правил для животноводческих предприятий № 4542 - 87 от 31 декабря 1987 года, п.п. 7.2, 7.4 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Указанные факты подтверждаются актом проверки № 197 от 28 февраля 2012 года. По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 07 декабря 2011 года № 1013, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,№ 128 от 28 февраля 2012 года, (материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение по подведомственности мировым судьям).
Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не создающие условия, обеспечивающие охрану здоровья работников ОАО"Канская сортоиспытательная станция", в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц
Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в следующем.
В соответствии с ч.1ст.2 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-эпидемиологических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благополучную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения" № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющих условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
В силу ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Таким образом ОАО "Канская сортоиспытательная станция" обязана:
- в соответствии с требованиями п.п. 8.1, 8.2 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", п.п. 7.10, 7.11 Санитарных правил для животноводческих предприятий № 4542 - 87 от 31 декабря 1987 года, п.п. 7.2, 7.4 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" обеспечивать гигиеническое обучение граждан, связанных с производством, транспортированием и реализацией пищевых продуктов;
- в соответствии с требованиями п.п. 7.10, 7.11 Санитарных правил для животноводческих предприятий № 4542 - 87 от 31 декабря 1987 года, п.п. 7.2, 7.4 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" обеспечить прохождение периодического профилактического медицинского (флюорографического) осмотра работающих в животноводстве (декретированный контингент) с отметкой результатов в личные медицинские книжки.
Не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности, ОАО "Канская сортоиспытательная станция" нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, в своем письменном ходатайстве от 18.07.2012 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Канская сортоиспытательная станция" в судебном заседании возражала против иска, представив суду письменные возражения на иск, в которых просит отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме, мотивируя тем, что в декабре была проведена проверка на предмет соблюдения предприятием требований санитарного законодательства. Проверка проводилась формально, без изучения документов. По результатам проверки, которая свелась к банальным разговорам в кабинете генерального директора без осмотра документов, и, как следствие, даже не вышла за его пределы, был составлен протокол. От подписания такого протокола ОАО "Канская сортоиспытательная станция" отказалась, так как там были отражены недостоверные данные и факты. Ответчик пытался пояснить уполномоченному представителю Управления Роспотребнадзора, что ОАО "Канская сортоиспытательная станция" является производителем пищевого сырья животного происхождения и никаким образом не является переработчиком и производителем пищевых продуктов. Федеральный закон № 29-ФЗ от 02.01.2000 дает определение понятию пищевые продукты.
При осуществлении своей деятельности ответчик соблюдает режим откорма и убоя скота, производит пищевое сырье, которое передает по договорам поставок в перерабатывающую промышленность. Каждая партия продукции сопровождается ветеринарными свидетельствами, выдаваемыми Краевым государственным казенным учреждением "Канский отдел ветеринарии", который и осуществляет надзор за выполнением всех санитарных норм и правил при производстве, транспортировке пищевого сырья животного происхождения. Так как напрямую к покупателю продукция ОАО "Канская сортоиспытательная станция" не поступает, то, следовательно, контроль за транспортировкой и производством пищевого сырья не является компетенцией Управления Роспотребнадзора. (Постановление Правительства РФ от 30.05.2004 № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека").
Гигиеническое обучение работников, связанных с производством и транспортировкой пищевого сырья животного происхождения, ежегодно проводят главные специалисты предприятия. Перед началом обучения, приказом директора назначается комиссия. А по итогам обучения проводится аттестация и присваивается классность работникам животноводства. В обязательные вопросы входят вопросы по гигиене труда, спецодежды и т.д. Такое обучение проводилось в 2011 году в мае месяце, в 2012 году в июле месяце, что подтверждается протоколами сдачи экзаменов и переаттестации работников, занятых на обслуживании и выращивании крупнорогатого скота. Перечисленные в протоколе операторы машинного доения ФИО8, ФИО3, ФИО4 успешно прошли гигиеническое обучение в мае 2011 года, что подтверждается протоколами экзаменов и приказом директора о присвоении им классности, хотя к производству мяса КРС и субпродуктов они ни какого отношения не имеют в силу своих должностных обязанностей. Следовательно, требование в части обеспечения гигиенического обучения граждан, связанных с производством, транспортированием и реализацией пищевых продуктов, является не состоятельным
Истец на отсутствие прохождения периодического профилактического медицинского (флюорографического) осмотра у работников ФИО5, ФИО6, ФИО7. Якобы были исследованы санитарные книжки данных работников. Однако представитель истца не удосужился заглянуть в эти книжки. Записи о прохождении медосмотра имеются в полном объеме у ФИО5 и ФИО6 и датируются 25 и ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 находится в декретном отпуске по уходу за ребенком с 2010 года и не осуществляет рабочую деятельность, следовательно прохождение медосмотра от нее не требуется.
Таким образом, факты, изложенные в акте проверки № 197 от 28 февраля 2012 года, сфальсифицированы и не могут являться основанием для понуждения ОАО "Канская сортоиспытательная станция" устранить нарушения требований Санитарных правил.
По материалам проверки Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю мировым судьей судебного участка № 41 в Канском районе было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Канская сортоиспытательная станция" за отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в результате проверки, проведенной Территориальным отделом в г. Канске Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, установлено несоблюдение юридическим лицом ОАО "Канская сортоиспытательная станция" требований санитарного законодательства, на основании чего был составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2011 № 955 по ст. 6.3. КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 07.12.2011 должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, было вынесено предписание № 1013 об устранении выявленных нарушений законодательства.
При проведении внеплановой выездной проверки Территориальным отделом в г. Канске Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю выявлено частичное невыполнение предписания в установленный срок, а именно не устранены вышеназванные нарушения.
28.02.2012 по данному факту Территориальным отделом в г. Канске Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лиц, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе от 10.05.2012 административное производство в отношении ОАО "Канская сортоиспытательная станция" прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку не установлена вина юридического лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с п. 8.1, 8.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.1379-03 в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики инфекционных болезней должно проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школах, высших и средних учебных заведениях, других образовательных и воспитательных учреждениях, а также при подготовке, переподготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов и других работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, обслуживанием больных, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" № 29-ФЗ от 02.01.2000, пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки; продовольственное сырье - сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Согласно ст. 22 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" № 88-ФЗ от 22.07.2010 работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, обязаны:
1) проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования);
2) пройти гигиеническое обучение перед поступлением на работу и аттестацию в установленном порядке;
3) иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность ОАО "Канская сортоиспытательная станция" не связана с производством, транспортированием и реализацией пищевых продуктов, поскольку получаемое ответчиком молоко является продовольственным сырьем, которое используется для приготовления пищевых продуктов.
Одним из направлений деятельности ОАО "Канская сортоиспытательная станция" согласно п. 2.3. Устава общества является разведение крупного рогатого скота, производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных. Однако в судебном заседании установлено, что крупный рогатый скот, свиней, которых выращивает ОАО "Канская сортоиспытательная станция", сдаются живым весом для последующего забоя, о чем свидетельствуют договоры поставки скота № 11-30/1 от 13.01.2011 и № 12-31/36 от 20.03.2012, а также договор возмездного оказания услуг по забою скота от 30.11.2011, заключенные с ОАО "<данные изъяты> В исследованном судом штатном расписании от 30.08.2011 отсутствуют должности, связанные с забоем скота (бойщиков).
Кроме того, работники ОАО "Канская сортоиспытательная станция", занятые в процессе производства молока, как пищевого сырья, проходят необходимое обучение, по итогам которого проводится ежегодная аттестация. Результаты аттестации работников в 2011 году отражены в протоколах № от 11.05.2011, № от 12.05.2011, № от 13.05.2011, в которые включены доярки ФИО8, ФИО3, ФИО4 и другие работники животноводства ОАО "Канская сортоиспытательная станция".
Исследованные в судебном заседании вопросы к аттестации работников затрагивают в том числе и гигиену труда (спец. одежду, санитарную книжку), что позволяет суду сделать вывод о том, что гигиеническое обучение проводится в объемах, необходимых для работы на предприятии, занимающемся изготовлением продовольственного сырья.
По результатам аттестации приказом исполнительного директора ОАО "Канская сортоиспытательная станция" № 327 от 16.06.2011 работникам присвоены звания мастер животноводства с доплатой за 1 класс - 20%, 2 класс - 10%.
Результаты аттестации работников в 2012 году отражены в протоколах № 1 от 13.07.2012, №№ 2,3 от 14.07.2012.
На момент проверки по выполнению пунктов предписания 28.02.2012, а также на момент первоначальной проверки 07.12.2011, в личных медицинских книжках ФИО5, ФИО6, мелись данные о прохождении флюорографического исследования. Данный факт подтверждается также этими книжками, исследованными в судебном заседании, в которых имеются штампы медицинского учреждения Канской ЦГБ о флюорографическом исследовании: у ФИО6 - ДД.ММ.ГГГГ., у ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась нетрудоспособной в связи с беременностью и родами. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком ФИО14 ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО7 находится в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., не занята на производстве, следовательно, не проходит периодический медицинский осмотр.
Приведенные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя ответчика, исследованными в судебном заседании материалами дела: копией решения № 1 единственного акционера ОАО "Канская сортоиспытательная станция" от 21.04.2011, копией договора о передаче полномочий исполнительного органа от 21.04.2011, распоряжением о проведении санитарно-эпидемиологического расследования обстоятельств и причин возникновения и распространения инфекционного заболевания № 586 от 25.06.2011, копией протокола об административном правонарушении № 955 от 07.12.2011, копией предписания № 1013 от 07.12.2011, копией уведомления о проведении проверки от 25.01.2012, копией распоряжения № 64 от 25.01.2012, копией почтового уведомления, копией протокола об административном правонарушении № 128 от 28.02.2012, копией акта проверки № 197 от 28.02.2012, копией Устава ОАО "Канская сортоиспытательная станция", договорами поставки скота № 11-30/1 от 13.01.2011, № 12-31/36 от 20.03.2012, договором возмездного оказания услуг от 30.11.2011, приказами ОАО "Канская сортоиспытательная станция" № 222 от 06.07.2012, № 327 от 16.06.2011, протоколами сдачи экзаменов и переотестации работников животноводства № 1 от 13.07.2012, № 2 и 3 от 14.07.2012, протоколами сдачи экзаменов и переотестации работников животноводства № 1 от 11.05.2011, № 2 от 12.05.2011, № 3 от 13.05.2011, копиями медицинских книжек ФИО5 и ФИО6, приказом о предоставлении отпуска ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, листками нетрудоспособности ФИО6, копией свидетельства о рождении ФИО13, перечнем билетов на аттестацию, штатным расписанием от 30.08.2011, копией постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 10.05.2012.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие со стороны ответчика по невыполнению двух пунктов предписания отсутствует, поскольку им еще до получения предписания производились достаточные в своей совокупности действия, направленные на устранение недостатков отраженных в предписании. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании привел доказательства того, что требования пункта 1 предписания не относится к тому виду деятельности, которое осуществляет ОАО "Канская сортоиспытательная станция".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ОАО "Канская сортоиспытательная станция" о признании незаконным бездействия в части неисполнения предписания должностного лица, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.В.Беликов