дело № 2-216/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,при секретаре Асфандьяровой Д.Д.,
с участием истца ФИО6,
представителя истца – ФИО10, действующего на основании ходатайства,
ответчика ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО6 к администрации Неверского сельсовета, ФИО11 о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л :
ФИО6 обратилась с иском к администрации Неверского сельсовета о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности, в обоснование которого указала, что 26 октября 1998 года ФИО14 являющаяся ее родной мамой, на её 18-летие подарила расписку, которая утеряна, о передаче денежных средств в размере 6.000 рублей за покупку квартиры, общей площадью 35,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> приусадебным участком (250 кв.м.) и земельный участком 650 кв.м., расположенном в кадастровом квартале 28:24:010930, который расположен через дорогу от дома. Данную расписку подписали Лунёва Л.А. и единственный собственник ФИО2, которая после передачи денежных средств, отдала истице свои правоустанавливающие документы на квартиру, а именно свидетельство № от 12.09.1994 года на право собственности; договор на безвозмездную передачу квартиры в собственность. Ввиду возраста, постоянной болезни единственного собственника, а в последующем и смерти, ей так и не удалось оформить договор купли-продажи данной квартиру и завершить сделку. С 26.10.1998 года она владеет имуществом открыто, ни от кого не скрывает свои права на него, владение осуществляется ею непрерывно, имущество из ее владения никогда не выбывало, ми добросовестно, так как она предполагала, что владеет имуществом как его собственник. В течение всего срока владения недвижимым имуществом претензий от других лиц к ней не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось. Истец добросовестно, открыто, и непрерывно владеет как своим собственным объектом недвижимости более пятнадцати лет, что подтверждается соседями. Государственная регистрация её права, не совершалась. Иных лиц, оспаривающих её права, не имеется. Считает, что она стала собственником имущества в силу приобретательной давности. На основании изложенного, просит признать за ней право собственности на квартиру общей площадью 35,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> приусадебным участком (250 кв.м.) и земельный участок 650 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 28:24:010930.
В судебном заседании ФИО6 и ее представитель ФИО10, действующий на основании ходатайства, исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика - администрации Неверского сельсовета Сковородинского района Амурской области в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика администрации Неверского сельсовета.
Из отзыва, представленного администрацией Неверского сельсовета следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> не находится в реестре муниципальной собственности МО Неверский сельсовет, следовательно, находится в собственности у частных лиц, а информацией о собственниках администрация не располагает. И также администрация Неверского сельсовета подтверждает, что в данной квартире уже продолжительное время проживает семья ФИО6. В связи с чем, администрация Неверского сельсовета не возражает в отношении заявленных ФИО6 исковых требований.
Ответчик ФИО11 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что действительно её мать ФИО2 в 1998 году продала принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ФИО6., но договор купли-продажи квартиры не оформляли, была только расписка о передаче денег. О чем ее письменное заявление приобщено к материалам дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Предъявление иска о признании права собственности имеет процессуальную цель юридической формализации своего права на спорную вещь. Необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на имущество.
Согласно ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Приобретение право собственности в силу приобретательной давности возможно при наличии пяти условий: длительность существования владения. Для недвижимости срок владения составляет 15 лет, а для иного имущества - 5 лет. Длительность владения легитимирует его в глазах окружающих. Потенциальному приобретателю дается право на присоединение сроков (п.3 ст.234 ГПК РФ). Течение срока начинается в момент возникновения владения. Из этого правила сделано одно исключение, содержащееся в п.4 ст.234 ГК РФ - непрерывность. Для того чтобы привести к такому необратимому результату, как возникновение права собственности, владение должно существовать непрерывно на протяжении всего срока. Владение, которое то возникает, то прекращается, не порождает разрыва между правом собственности и владением как его социальной видимостью. Потенциальный приобретатель должен доказать, что каждый день в течение всего срока он был владельцем вещи; владение вещью "как своей собственной"; открытость, окружающие должны иметь возможность наблюдать владение. Сокрытие владельцем своего владения данной вещью является нарушением этого требования; добросовестность, то есть, потенциальный приобретатель должен владеть добросовестно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судом установлено, что по свидетельству о праве собственности № от 12 сентября 1994 года ФИО2 является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 12 сентября 1994 года, имеющего реестровый номер № о чем в реестровой книге № имеется запись №.
Из справки Амурского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 12 апреля 2017 года следует, что по данным архива, находящегося на ответственном хранении в Амурском филиале АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: <адрес> зарегистрирована в материалах Сковородинского производственного участка на праве собственности за ФИО2 на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 12.09.1994 года, реестровый №, о чем в реестровой книге № имеется запись №.
24 мая 2003 года ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОТ №.
Так же судом установлено, что ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО2 и ФИО4 (свидетельство о рождении I-ЖО №).
28 ноября 1980 года между ФИО11 и ФИО5 заключен брак, после чего жене присвоена фамилия ФИО11
Согласно сообщению Сковородинского нотариального округа Вовк Н.Н. от 05 апреля 2017 года следует, что в Сковородинской нотариальной конторе заведено наследственное дело № к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником имущества ФИО2 является её дочь ФИО11, зарегистрированная по адресу: <адрес>. Наследство состоит из денежных вкладов, находящихся в УФ № 3707/043 с. Невер Тындинского ОСБ на счете № со всеми причитающимися процентами и компенсацией.
Также судом установлено, чтопри жизни в 1998 году ФИО2 продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Лунёвой Л.А., для проживания в данной квартире ФИО6 (Лунёвой) О.Б., что подтверждается пояснениями ответчика ФИО11. Однако, договор купли-продажи спорного жилого помещения в предусмотренной законом форме между ФИО2 и Лунёвой Л.А. не оформлялся. Документы, подтверждающие факт купли-продажи указанного жилого помещения (расписка о передаче денежной суммы в счет оплаты за покупку квартиры), были утеряны. С того времени ФИО6 владеет и пользуется спорн6ой квартирой как своим собственным имуществом.
Также ФИО11 представлено заявление о признании исковых требований.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку, судом установлено, что ФИО6 жилым домом по адресу: <адрес> 1998 года, не являясь собственником, то есть более пятнадцати лет, добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым помещением как своим собственным недвижимым имуществом, администрация Неверского сельсовета и ФИО11 претензий к данному недвижимому имуществу не имеют, суд приходит к выводу о признании права собственности на спорный объект недвижимого имущества за ФИО6 в силу приобретательной давности.
Также ФИО6 заявлен требования о признании за ней права собственности на земельный участок, общей площадью 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что у ФИО2 отсутствовали документы на право собственности на указанный земельный участок.
В силу ст. 214 п. 2 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о собственности), содержащего разъяснения относительно применения правил о приобретательной давности, при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
П. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Ст. 26 Земельного кодекса РФ закреплено, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из ст. 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных законом.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку, суду не представлено доказательств, что спорный земельный участок предоставлялся до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то суд приходит к выводу о том, истица вправе приобрести спорный участок в собственность обратившись в орган местного самоуправления, в связи с чем, исковые требования о признании права собственности на земельный участок площадью 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░11 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░6 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░