РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г.о.Самара
Советский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Мироновой С.В.,
при секретаре Бородулиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ИФНС России по Советскому району г.Самары к Антоновой Л.М. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилась в суд с иском к Антоновой Л.М. о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно: транспортного налога за 2014 год- 14915 рублей, за 2015 год -15746, 15 руб.; за 2016 год -23082 руб, пени по транспортному налогу -272,28 руб., налога на имущество физических лиц за 2013 год- 40 рублей, за 2016 год- 772 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц - 4,92 руб.
В обоснование требований указала, что на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г.Самары состоит в качестве налогоплательщика Антонова Л.М., ИНН №. Ответчик, являясь налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество, не исполнил в установленный срок обязанности по уплате налогов, в связи чем, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца ИФНС России по Советскому району г. Самары – Федоринов К.С., действующий по доверенности, имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что после вынесения судебного приказа была исключена сумма налога за автомобиль Тойота Камри за 2016 год, так как автомобиль был продан в 2015 году. Вся остальная задолженность подлежит взысканию. Срок обращения в суд налоговым органом не пропущен.
Административный ответчик Антонова Л.М. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что имущество и транспортные средства, на которое исчислен налог, ей принадлежат, к задолженности за 2013, 2014 год подлежат применению положения Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и налоговая задолженность, образовавшаяся на 01.01.2015 не подлежит взысканию. Также заявила ходатайство о пропуске налоговым органом срока обращения в суд по взысканию налоговой задолженности.
Выслушав стороны, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьями 57 Конституции РФ и 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ, а в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (п. 1 ст. 45, п. п. 1 - 5 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ).
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В силу ч.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом ответчику Антоновой Л.М. в спорный период (2014-2016 год) на праве собственности принадлежали транспортные средства и недвижимое имущество:
автомобиль марки ТОЙОТА КАМРИ, г/н №,
автомобиль марки OPEL CORSA, №,
автомобиль марки TOЙОТА РАВ 4, г/н №,
автомобиль марки ВМW525DXDRIVE, г/н №,
что подтверждается карточкой учета транспортного средства, представленной РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре по запросу суда;
квартира, расположенная по адресу: <адрес> (1/12 доли в праве собственности),
гараж, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>,
что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, представленной по запросу суда.
Антоновой Л.М. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2013 год в размере 40 рублей, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Антоновой Л.М. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2014-2016 года в размере 62409 рублей, на уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 6969 рублей, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и требование № на уплату транспортного налога за 2014-2016 год в размере 61881,15 рублей, на уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 772 рублей, пени 275,68 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налоговых уведомлений и требований в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 52 НК РФ.
В установленный срок налоги ответчиком в полном объеме уплачены не были.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилась к мировому судье судебного участка № Советского судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании в доход бюджета недоимки по транспортному налогу за 2016, 2015,2014 и налогу на имущество физических лиц за 2016 год, за 2013 год.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника мировой судья судебного участка № Советского судебного района г.о. Самары Самарской области отменил судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам поступило в Советский районный суд г. Самары.
В силу ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что срок обращения с иском в суд налоговым органом не пропущен.
Доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности необоснованны, так как налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, а в данном случае имел место перерасчет налога на имущество физических лиц и выставлено налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 399 - 401 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога (признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната);3) гараж, машино-место;4) единый недвижимый комплекс;5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение ( п.1 ст. 400 НК РФ).
В соответствии со ст. 256-362 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1,2 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Несмотря на истечение указанных в налоговых требованиях сроков исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени ответчиком не погашена, что повлекло взыскание сумм в судебном порядке. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что на основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 436-ФЗ) задолженность по налоговым платежам, образовавшаяся на 01.01.2015, не может быть взыскана принудительно, суд считает применительно к истребуемой задолженности необоснованны.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Согласно статье 59 Налогового кодекса в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01.01.2015.
Из содержания статьи 12 Закона N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.
Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 гг.).
С учетом изложенного, для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.
Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона N 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017.
В данной ситуации срок уплаты транспортного налога за 2014 год наступил только в 2015 году, то есть задолженность по налогам, пени и штрафам образовалась у Антоновой Л.М. после ДД.ММ.ГГГГ.
Что касается налога на имущество за 2013 год, то в данном случае налоговый орган произвел перерасчет данного налога, то есть задолженность по налогу на имущество за 2013 года на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала.
Следовательно, положения статьи 12 Закона N 436-ФЗ к рассматриваемой задолженности применению не подлежат.
В соответствии с требованиями ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в доход федерального бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1844 рубля 97 копеек
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Советскому району г. Самары к Антоновой Л.М. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Антоновой Л.М. (ИНН № в пользу ИФНС России по Советскому району г. Самары недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 14915 рублей,
за 2015 год в сумме 15746 рублей 15 копеек,
за 2016 год в сумме 23082 рубля,
пени в размере 272 рубля 28 копеек;
недоимку по налогу на имущество физических лиц
за 2013 год в сумме 40 рублей,
за 2016 год в сумме 772 рубля,
пени - 4 рубля 92 копейки,
а всего взыскать 54832 рубля 35 копеек
Взыскать с Антоновой Л.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1844 рубля 97 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Самара.
Решение изготовлено 24.02.2019.
Судья С.В. Миронова