Дело № 2-317/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2014 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи ФИО12
при секретаре ФИО3
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес>, администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии по первоначальной дате постановки на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по федеральной программе переселения,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации <адрес>, администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении в очереди по первоначальной дате постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ по федеральной программе переселения.
Исковые требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года она состояла в очереди на получение субсидии за счет средств федерального бюджета и в ДД.ММ.ГГГГ году должна была получить жилищный сертификат. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ году Министерством строительства и архитектуры в получении субсидии было отказано, учетное дело возвращено в администрацию <адрес>. Ответчиками было установлено, что истец имела в собственности комнату, расположенную по адресу: <адрес> ком. <адрес> государственная регистрация прекращения права на указанную комнату произведена ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о намеренных действиях, направленных на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С указанными основаниями отказа не согласна, поскольку не совершала действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет для улучшения своих жилищных условий, т.к. на момент дарения вышеуказанной комнаты, она уже состояла на таком учете и приобретение указанного права, ей не требовалось. Комната, которая находилась в её собственности в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была приобретена на совместные деньги дочери и её мужа и фактически истцу не принадлежала, что было доказано ею в суде и подтверждается решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым сделки купли-продажи спорной квартиры с её участием, а в дальнейшем, и дарение дочери спорной квартиры, были признаны недействительными. Тот факт, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается также решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация <адрес> обязана предоставить ей вне очереди по договору социального найма 3-х комнатную квартиру общей площадью № кв.м. отвечающую санитарным и техническим требованиям для жилых помещений, однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
Не согласившись с иском, министр Министерства строительства и архитектуры <адрес> ФИО4 представил отзыв на иск. В отзыве указал, что Министерство не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» полномочиями на принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплаты для приобретения жилья или об отказе в этом, снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлена на учет, и о внесении соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья наделены органы местного самоуправления Мотыгинского муниципального района. Требования заявителя основаны на оспаривании решения администрации района от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета. ФИО2 подала заявление в Мотыгинский районный суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, заявителем пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, что является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Считает, что администрацией района решение принято законно, поскольку в силу Закона одним из необходимых условий для признания за гражданином права на получение жилищной субсидии является отсутствие у гражданина жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Между тем, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ком. <адрес> Произведя отчуждение квартиры ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 тем самым совершила действия по ухудшению своих жилищных условий, с намерением приобретения права на получение социальной поддержки, предусмотренной законом. Таким образом, исходя из требований статьи 53 ЖК РФ, Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местной от ДД.ММ.ГГГГ № №, ФИО2 может обратиться в администрацию района с заявлением о постановке на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.
Истец ФИО2 и представитель ответчика – Министерства строительства и архитектуры <адрес>, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска ФИО2 Суду пояснила, что приобретение гражданином в собственность жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловное снятие с учета имеющих право на получение социальных выплат. Кроме того, ввиду дарения квартиры в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> ФИО2, как совершившая намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, может быть принята на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО6 действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что администрация <адрес> не является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно статье 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» органы местного самоуправления Мотыгинского муниципального района наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Законом, включающими в себя в том числе:
- принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления;
- снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Поскольку, в силу вышеприведенных норм закона, полномочия о постановке на учет и о снятии с учета по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложены на орган местного самоуправления Мотыгинского муниципального района, которым и было принято решение о снятии ФИО2 с очереди на получение жилищной субсидии по программе переселения, Министерство строительства и архитектуры <адрес> и администрация <адрес>, не являются надлежащими ответчиками по настоящему иску, и заявленные к ним требования по этим основаниям не могут быть удовлетворены.
Что касается заявления Министерства строительства и архитектуры Красноярского края о пропуске истцом трехмесячного срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, и отказе в иске по этим основаниям, суд не может с этим согласиться, поскольку заявление о пропуске срока исковой давности заявлено ненадлежащим ответчиком. Кроме того, как следует из искового заявления, истец полагает, что у неё имеется право на получение субсидии, после того как она доказала в судебном порядке, что не совершала действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, ФИО2 заявила о защите своего права в порядке искового производства, и к её требованиям применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, в связи с чем, оснований считать, что истцом пропущен срок исковой давности, не имеется.
Вопреки доводам истца, суд считает, что требования, заявленные к администрации района о восстановлении в очереди по первоначальной дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ по федеральной программе переселения, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
В соответствии со статьей 1 указанного закона, одним из необходимых условий для признания за гражданином права на получение жилищной субсидии является отсутствие у гражданина жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно пункту 20 Положения раздела II в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
В силу подпункта «и» пункта 21 Положения раздела II граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменений условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 22 Положения раздела II в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 53 ЖК РФ регулирует правоотношения, сходные с рассматриваемыми правоотношениями по предоставлению социальной поддержки в рамках закона. Возможность применения законодательства по аналогии предусмотрена статьей 7 ЖК РФ и статьей 6 ГК РФ.
Отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.
По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны предоставлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать предоставления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состояла в очереди на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Включена в список пенсионеров под номером № (л.д. 52).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к главе администрации <адрес> ФИО7 с заявлением о выделении ей государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ года и дала обязательство о сдаче жилого помещения принадлежащего ей по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> «<адрес> (л.д. 39; 47-48).
При формировании списка и проверке представленных ФИО2 в администрацию района документов, было установлено, что заявитель имела в собственности комнату, расположенную в <адрес> ком. <адрес>, государственная регистрация прекращения права на которую была произведена ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>).
Решением заседания районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации района от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снятии ФИО2 с учета граждан, участников Федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с утратой права (л.д. 11).
Так, из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним было установлено, что ФИО2, проживающей по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежали на праве собственности следующие объекты недвижимости: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью № кв.м. и жилой дом общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>; - со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комната общей площадью № кв. м., по адресу: <адрес> ком. <адрес> (л.д. 70-71).
Несмотря на наличие у ФИО2 принадлежащего ей на праве собственности жилого дома в <адрес>, администрацией <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Как следует из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ дом, который ФИО2 был предоставлен по договору социального найма в ДД.ММ.ГГГГ году, постановлением администрации <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу. Суд обязал администрацию <адрес> предоставить ФИО2 вне очереди другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее № кв.м. отвечающее санитарным и техническим требованиям для жилых помещений в <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 14-15).
Перед обращением в администрацию района о предоставлении жилищной субсидии в ДД.ММ.ГГГГ году, дом по адресу: <адрес> был продан ФИО2 за № рублей.
Комната, расположенная в <адрес> ком. <адрес> была подарена по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, который являлся на тот момент зятем ФИО2
Как на основание для восстановления в очереди на получение субсидии по первоначальной дате постановке, ФИО2 ссылается на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, по адресу: <адрес> ком. <адрес> общей площадью № кв.м. и договор дарения указанного жилого помещения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, были признаны недействительными.
Однако, данное решение не может быть основанием для удовлетворения требований истца, поскольку апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение было отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО9 к ФИО2, ФИО8, ФИО10 о признании недействительными договоров купли-продажи и дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ком. <адрес>
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу о наличии в действиях ФИО9 и ФИО2 злоупотребления правом, что недопустимо в соответствии с требованиями п. 1 ст. 10 ГК РФ. Исследованные судом доказательств и установленные обстоятельства по делу, свидетельствуют о том, что обращение ФИО9 с исковыми требованиями о признании сделок недействительными прямо направлено на восстановление ФИО2 в списках граждан, имеющих право на получение государственной жилищной субсидии.
В силу статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, учитывая характер и назначение социальных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, постановленным на учет, условий, с которыми закон связывает возможность возникновения права на получение социальных выплат.
Установлено, что ФИО2 не только своевременно не уведомила администрацию <адрес> об утрате права на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, когда приобрела жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но и совершила действия, по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в <адрес>, что свидетельствует о намерении ФИО2 состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. При таких обстоятельствах, вопрос о повторной постановке ФИО2 на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с изменившимися обстоятельствами, подлежал рассмотрению при условии подачи истцом заявления о постановке на данный учет, в соответствии с Положением № от ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях.
С учетом изложенного, следует признать, что ФИО2 на момент принятия решения комиссией по жилью и жилищной политики от ДД.ММ.ГГГГ, неправомерно продолжала состоять на учете с датой постановки с ДД.ММ.ГГГГ, а потому, решение об исключении её из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является законным и обоснованным. Оснований для восстановления истца в очереди на получение жилищной субсидии по первоначальной дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ по федеральной программе переселения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать ФИО2 в удовлетворении иска к администрации <адрес>, администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии по первоначальной дате постановки на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по федеральной программе переселения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья ФИО13
Решение в окончательной форме изготовлено 27.10.2014.