РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.04.2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Рапидовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Филипповской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1967/13 по исковому заявлению ФИОСандлер А.И. к ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.Самары о восстановлении выплаты пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Сандлер А.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что до дата проживал в адрес.
С дата года ему была назначена пенсия.
дата он выехал на постоянное место жительства в государство ***
С дата и по настоящее время на территории Российской Федерации не проживает.
При выезде на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации ему приостановили выплату пенсии на весь период проживания за границей.
Он, Сандлер А.И., указывает, что родился на территории Российской Федерации (СССР), проживал на территории Российской Федерации (СССР) более 71 года, трудовой стаж на территории Российской Федерации составляет более 30 лет.
Работодатели в течение более 30 лет в счет будущей пенсии выплачивали в Пенсионной фонд Российской Федерации пенсионные взносы.
Право на пенсию было заработано на территории Российской Федерации.
Общий срок получения пенсии составляет более 9 лет.
Закон СССР «О государственных пенсиях», в соответствии с которым ИСТЦУ была назначена пенсия, действовал до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Анализ пенсионного законодательства, действовавшего в СССР и Российской Федерации, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону СССР «О государственных пенсиях» обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждается.
Закон Российской Федерации от 2 июля 1993 года № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации», впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации». Согласно статье 5 закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.
В ином случае, лишение права на получение пенсии по старости, которую он, Сандлер А.И., заслужил предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции РФ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона РФ от 2 июля 1993 года «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» указанные статьи Закона от 2 июля 1993 года признаны несоответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного дата он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г. Самары с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации.
дата Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Октябрьском районе города Самары, рассмотрев заявление о восстановлении выплаты трудовой пенсии, отказало ему в удовлетворении его требований. Свой отказ Управление мотивировало тем, что оснований для восстановления выплаты пенсии не имеется, так как до выезда в *** пенсия по закону Российской Федерации ему не назначалась. Кроме того, как следует из ответов, восстановление (возобновление) выплаты пенсии возможно только в том случае, если он является гражданином России.
дата дополнительно к ранее поданному заявлению он представил в Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары оригиналы документов: справку о дате выезда из России и месте постоянного проживания за пределами территории РФ, оригинал свидетельства о нахождении в живых.
дата УПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары, повторно рассмотрев вопрос о восстановлении выплаты пенсии, отказало на тех же основаниях.
Считает, что приведенное основание является надуманным. Отказ Управления в удовлетворении требований о восстановлении (возобновлении) выплаты ему пенсии противоречит Федеральному Закону РФ 06 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 08 июля 2002 года № 510, которым оно ввело в действие «Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».
Просит суд обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Самары восстановить
(возобновить) выплату пенсии ему, Сандлеру А.И., дата, т.е. с даты первого обращения к ответчику.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда
Российской Федерации в Октябрьском районе г. Самары произвести ему, Сандлеру А.И., расчет пенсии в соответствии с ч. 5 ст.
22, ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ за весь
взыскиваемый период и в дальнейшем производить индексацию
пенсионных выплат, методика которых устанавливается Правительством
РФ.
В судебное заседание истец и его представитель Зарбеев Р.А., действующий на основании доверенности от 29.04.2012 г., не явились, 13.03.2013 г. судом получено заявление истца в котором он просит рассмотреть дело без его участия, а также без участия своего представителя.
Представители ответчика Барбашова О.А., по доверенности от 18.12.2012 года и Петрушина О.Б., по доверенности от 01.04.2013 года № 13, иск не признали.
Выслушав представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что дата Сандлер А.И. выехал на постоянное место жительство в государство ***, в связи с чем, выплата пенсии ему была приостановлена.
дата Сандлер А.И. обратился к ответчику с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории РФ, однако письмом ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары от дата ему было отказано в возобновлении выплаты пенсии в связи с тем, что до выезда в государство Израиль пенсия ему по Закону РФ не назначалась и действующее законодательство не позволяет возобновить ему выплату пенсии.
дата дополнительно к ранее поданному заявлению истец представил в Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары оригиналы документов: справку о дате выезда из России и месте постоянного проживания за пределами территории РФ, оригинал свидетельства о нахождении в живых.
дата УПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары, повторно рассмотрев вопрос о восстановлении выплаты пенсии, отказало на тех же основаниях.
Закон РФ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ», впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2001 № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ».
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 01.07.1993 или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15.06.1998.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.1998 № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 2.5,6 Закона Российской Федерации от 02.07.1993 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ» указанные статьи Закона от 02.07.1993 признаны несоответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 01.07.1993, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
Таким образом, в связи с выездом Сандлера А.И. на постоянное место жительства за границу, за ним сохраняется право на получение пенсии, назначенной по нормам законодательства СССР.
Однако возобновление выплаты пенсии истцу подлежит не с 15.06.1998, а с момента его обращения в пенсионные органы с заявлением о восстановлении выплаты пенсии – с 21.04.2012 года.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В соответствии с ч.3 ст. 22 указанного Федерального закона выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается, в частности, по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения восстановления пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителю не может быть восстановлена или заново назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Сандлеру А.И. пенсия по старости была установлена с июня 1979 года в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях».
Право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, впервые было предусмотрено Законом Российской Федерации «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» от 02.07.1993 № 5318-1.
На основании статьи 3 указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 № 981 было утверждено Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Действие данного Положения распространялось на граждан, которым были назначены пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их выезда за пределы России после 01.07.1993, т.е. Закон и Положение предусматривали выплату только пенсий, назначенных в Российской Федерации.
12.03.2001 вступил в действие Федеральный закон от 06.03.2001 №21- ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».
Согласно статье 5 данного Федерального закона, его действие распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством РФ, независимо от даты их выезда за пределы РФ. При этом, если выезд состоялся до 01.07.1993 или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата пенсий производится не более чем за 3 года перед обращением за получением сумм назначенных пенсий и не ранее, чем с 15.06.1998 года.
Порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, регулируется Положением от 08.07.2002 № 510 «О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»
Названное Положение устанавливает порядок выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме социальной пенсии) гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в соответствии с Федеральными законами "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей". При этом нормы настоящего Положения, относящиеся к трудовой пенсии, в равной степени применяются к части трудовой пенсии.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.2002 № 510, действие настоящего Положения распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих (выехавших) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, которым назначена трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) и (или) пенсия по государственному пенсионному обеспечению (кроме социальной пенсии) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, назначение новой пенсии либо восстановление выплаты уже назначенной пенсии производится в соответствии с вышеперечисленными законодательными актами, т.е. в соответствии с действующим в настоящее время пенсионным законодательством.
Согласно действующему с 01.01.2002 Федеральному закону Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата пенсии восстанавливается «по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющем пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы» (пункт 3.2 статьи 22).
Учитывая, что после прекращения выплаты пенсии Сандлеру А.И. прошло более 10 лет, восстановить ее выплату в порядке, определяемом действующим Законом № 173-Ф3, т.е. с применением п.5 ст. 22, когда право на трудовую пенсию не пересматривается, а размер определяется заново в порядке, предусматриваемом ст. 30 Закона № 173-Ф3, не представляется возможным.
В целях наиболее полной реализации пенсионных прав заявителя, возможно рассмотреть вариант нового назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Статьей 3 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как и статьей 3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определен круг лиц, имеющих право на трудовую или государственную пенсию: это граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Сандлер А.И. гражданином Российской Федерации не является, постоянно на территории Российской Федерации не проживает и, следовательно, не попадает в круг лиц, имеющих право на пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством. В связи с чем, право на новое назначение трудовой пенсии в соответствии с Законом 173-ФЗ у него отсутствует; право на восстановление выплаты в соответствии с Законом 173-ФЗ (со сроком и в размере, определяемом по нормам статьи 22 и 30 данного закона) у Сандлера А.И. также отсутствует.
Учитывая факт получения пенсионных выплат по союзному законодательству до выезда за пределы Российской Федерации, а также заявительный характер всех процессуальных действий в назначении и выплате пенсий, выплата пенсии не может быть восстановлена ранее дня обращения за ее восстановлением, т.е. ранее дата.
Размер пенсии не может быть пересчитан в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, определяется в размере, установленном Сандлеру А.И.на момент его выезда из Российской Федерации.
Целью индексации установленных сумм жизнеобеспечения граждан является, прежде всего, определенная компенсация падения уровня жизни в связи с инфляционными процессами в Российской Федерации, учитывая изложенное, а также, что восстановление выплаты назначенной пенсии производится в соответствии с действующим в настоящее время пенсионным законодательством, то выплату пенсии следует производить с учетом индексации.
На основании изложенного, суд считает, что ответчик обязан в дальнейшем производить индексацию пенсионных выплат Сандлеру А.И. в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИОСандлер А.И. к ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.Самары о восстановлении выплаты пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда
Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г. Самары восстановить(возобновить) выплату пенсии Сандлеру А.И. с дата, то есть с даты первого обращения к ответчику.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда
Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г. Самары в дальнейшем производить индексацию пенсионных выплат, в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд и через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 08.04.2013 года.
Судья: Рапидова И.В.