Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-205/2020 ~ М-72/2020 от 28.01.2020

                       Дело № 2а –205/2020

УИД №10RS0017-01-2020-000091-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2020 года г. Сортавала

Сортавальский городскойсуд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

с участием:

административного истца – Лапоревича Н.М.,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала – Денисова В.Ф.,

заместителя прокурора г.Сортавала А.с.М.Магомадова,

при секретаре Павлюяеня М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-205/2020 по административному иску Лапоревича Н.М. к Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения,

установил:

Административное исковое заявление подано по тем основаниям, что Лапоревич Н.М. участвует в выборах в качестве депутата Совета Сортавальского городского поселения по первому избирательному округу. 18.09.2020 истец обратился в Территориальную избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата, предоставив подписные листы будущих избирателей в количестве 14 подписей, сообщив комиссии, что на проверку подписных листов не придет, но желает принять участие на комиссии по назначению, однако не был извещен о дате и времени ее проведения. 26.01.2020 Лапоревич Н.М. прибыл в Территориальную избирательную комиссию г.Сортавала для получения решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты, где ему сообщили о том, что он снят с выборов, предложено получить решение комиссии. Ознакомившись с принятым решением, административный истец отказался от подписи и получения документа ввиду того, что в решении отсутствуют конкретные претензии, а только указан факт снятия подписей будущих избирателей, несоответствующих требованиям комиссии. Лапоревич Н.М. просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения, восстановить административного истца в качестве депутата в Совет Сортавальского городского поселения.

В судебном заседании административный истец доводы иска поддержал. Пояснил, что возможно, подписные листы не содержат всех необходимых сведений, но это не влечет недействительность собранных подписей в его поддержку. Подписные листы ответчиком не выдавались, ему пришлось самому их изготавливать, при этом, в образце подписного листа не хватает места для внесения всех необходимых сведений. По этим основаниям просит признать незаконным решение ответчика от 25.01.2020. Не был извещен о заседании комиссии, проходившей 25.01.2020. Не были вручены ему ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала Денисов В.Ф. с административным иском не согласился. Пояснил, что для регистрации в качестве депутата Лапоревич Н.М. представил в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения шесть подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей. Рабочей группой по проверке подписей все подписи признаны недействительными, так как во всех подписных листах в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей, не указано наименование или код органа, выдавшего паспорт гражданина РФ, что является нарушением Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В силу правовых норм неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей в подписном листе, ведет к недействительности собранных подписей. Обратил внимание, что Лапоревич Н.М. не указывает свой телефон для связи, что затрудняет его своевременное извещение. О заседании 21.01.2020 он извещен был, после 21.01.2020 он приходил в территориальную комиссию и ему предлагалось получить ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол, что он сделать отказался. Устно был уведомлен о том, что заседание ТИК по рассмотрению заявлений о регистрации кандидатов в депутаты состоится 25.01.2020 года в 10 час.30 мин. Полагает, что явка Лапоревича Н.М. 26.01.2020 в ТИК за решением подтверждает то, что он был извещен о дате заседания ТИК. Просил отказать по заявленным требованиям.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен отзыв на административный иск. Указали, что организацию досрочных выборов в депутаты Совета Сортавальского городского поселения осуществляет Территориальная избирательная комиссия г.Сортавала, на которую Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 16.04.2009 года №42/294-4 возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Сортавальское городское поселение». Лапоревич Н.М. в порядке самовыдвижения был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения по одномандатному избирательному округу №1. Для регистрации в качестве депутата Лапоревич Н.М. представил в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения шесть подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей. Рабочей группой по проверке подписей, сформированной при территориальной избирательной комиссии, проверены все подписи избирателей, представленные Лапоревичем Н.М. По результатам проверки все подписи признаны недействительными, так как во всех подписных листах в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей, отсутствовали необходимые сведения – не указано наименование или код органа, выдавшего паспорт гражданина РФ, что является нарушением п.12 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Полагают, что решение административного ответчика законно и обосновано, соответствует требованиям пп. «з» п.6.4 ст.38, пп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Просят отказать в удовлетворении административного иска.

Прокурор выразил позицию, что административный иск удовлетворению не подлежит, так как отсутствие в подписных листах в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей, наименования или кода органа, выдавшего паспорт гражданина РФ, является нарушением п.12 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и влечет отказ в регистрации кандидата в депутаты.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно п.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу п.1 ст.32 названного Федерального закона, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 1 ст. 34 данного Федерального закона №67-ФЗ установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 37 этого же Федерального закона предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

Согласно ч.1 ст.22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» и решения Территориальной избирательной комиссии города Сортавала от 20.12.2020 №135/370-3, для регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, необходимо представить не менее 10 подписей избирателей.

В силу п.12 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Исходя из положений статьи 38 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.(п.1)

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. ( п.1.1)

При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.(п.6)

По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.( п.6.1 и п.п.» «з» п.6.4)

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.( п.7)

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, требованиям закона, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. (п.18)

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.(п.23)

Из материалов дела следует, что Лапоревич Н.М. в порядке самовыдвижения был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения по одномандатному избирательному округу №1.

Для регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва Лапоревичем Н.М. в Территориальную избирательную комиссию города Сортавала был представлено 14 подписей избирателей на шести подписных листах.

Заседание рабочей группы по проверке подписей ТИК г. Сортавала было назначено на 21.01.2020 года в 16 час. По адресу: г. Сортавала, пл.Кирова, д.11, каб.8, о чем Лапоревич Н.М. был извещен 20.01.2020.

Как следует из ведомости проверки подписных листов Лапоревича Н.М. и копии итогового протокола от 21.01.2020, по результатам проверки 14 подписей признаны недействительными, так как во всех подписных листах в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствовали необходимые сведения, а именно: не указано наименование или код органа, выдавшего паспорт гражданина Российской Федерации.

Решением Территориальной избирательной комиссией г.Сортавала №151/439-3 от 25.01.2020 административному истцу отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей.

В силу п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Исходя из п.п. «д» п. 24 статьи 38 Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. «ж» ч.14 ст.26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В силу ч.2 ст.244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

С учетом изложенного, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, изучив подлинники подписных листов, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации кандидата Лапоревича Н.М. в силу пп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пп. «ж» ч.14 ст.26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 «683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», следовательно, оспариваемое Решение территориальной избирательной комиссии города Сортавала от 25.01.2020 об отказе Лапоревичу Н.М. в регистрации кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу №1, является законным. Каких-либо доказательств, опровергающих позицию административного ответчика, административным истцом не представлено.

При этом, суд полагает, что ссылки административного истца на то, что ему не был вручен итоговый протокол проверки подписей и он не был извещен о дате заседания комиссии 25.01.2020 хоть и являются процессуальным нарушением положений пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, но не влекут отмену оспариваемого решения в силу п.п.1 указанной статьи, запрещающей внесение каких-либо изменений в подписные листы после составления итогового протокола проверки подписей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Лапоревича Н.М. к Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Ратомская

Мотивированное решение суда изготовлено 31.01.2020

2а-205/2020 ~ М-72/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лапоревич Николай Михайлович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Ратомская Елена Викторовна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
28.01.2020Регистрация административного искового заявления
28.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Дело оформлено
11.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее