УИН 77RS0015-02-2022-016471-04
№ 02-0724/2023
решение
именем российской федерации
адрес 08 июня 2023 г.
Люблинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи З.И. Шулениной, при помощнике судьи фио,
с участием прокурора – старшего помощника Люблинского межрайонного прокурора адресфио Цветковой,
ответчиков Небылицы Т.С., Берлизевой Г.Е.,
представителя ответчика Небылицы Т.С. по доверенности фио,
представителя ответчиков (истцов по встречному иску) Берлизевой Г.Е. и фио по доверенности фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 02-0724/2023 по иску Департамента городского имущества адрес к
Небылице Сергею Васильевичу, Небылице Татьяне Сергеевне,
Берлизеву Андрею Витальевичу, Зенкову Владимиру Максимовичу, Берлизевой Галине Евгеньевне, Зенковой Варваре Максимовне о переселении в рамках Программы реновации, встречному иску Берлизевой Галины Евгеньевны и
Берлизева Андрея Витальевича к Департаменту городского имущества адрес об обязании рассмотреть вопрос о предоставлении однокомнатной квартиры, взамен комнаты в коммунальной квартире в доме, включенном в Программу реновации,
установил:
Департамент городского имущества адрес обратился в суд с иском к Небылице С.В., Небылице Т.С., Берлизеву А.В., Зенкову В.М., Берлизевой Г.Е., Зенковой В.М. о переселении в рамках Программы реновации.
Требования мотивированы тем, что Небылица Т.С. и Берлизева Г.Е. являются собственниками комнат № 1, 2, 3 в трехкомнатной квартире по адресу: адрес, адрес в которой зарегистрированы по месту жительства Небылица С.В., Небылица Т.С., Берлизев А.В., Зенков В.М., Берлизева Г.Е., Зенкова В.М.
Дом по данному адресу включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП, в связи с чем взамен принадлежащих на праве собственности Ответчикам комнат предоставлена для переселения равнозначная трехкомнатная квартира по адресу: адрес, адрес.
Поскольку направленный Небылице Т.С. и Берлизевой Г.Е. проект договора, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение, предоставленное для переселения, Ответчиками не подписан, истец просил прекратить право собственности Небылицы Т.С., Берлизевой Г.Е. на комнаты № 1, 2, 3 в квартире № 22 по адресу: адрес, адрес, признать право собственности на квартиру по адресу: адрес, адрес за фио (3/4 доли в праве), Берлизевой Г.Е. (1/4 доля в праве), признать право собственности адрес на комнаты № 1, 2, 3 в квартире № 22 по адресу: адрес, адрес, выселить Небылицу Т.С., Берлизеву Г.Е., Небылицу С.В., фио, несовершеннолетнего Зенкова В.М., несовершеннолетнюю Зенкову В.М. из комнат № 1, 2, 3 в квартире № 22 по адресу: адрес, адрес и переселить в квартиру № 729 в доме-новостройке по адресу: адрес, адрес, со снятием с регистрационного учета по месту жительства и постановкой Небылицы Т.С., Берлизевой Г.Е., Небылицы С.В., фио, Зенкова В.М., Зенковой В.М. на регистрационный учет по месту жительства по адресу: адрес, адрес, обратить решение суда в части требований о выселении к немедленному исполнению.
В ходе разбирательства дела в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец уточнил исковые требования (Т.1 л.д. 183-186), окончательно просил прекратить право собственности Небылицы Т.С. на комнаты № 1, 2 в квартире по адресу: адрес, адрес, прекратить право общедолевой собственности Небылицы Т.С., Берлизевой Г.Е. на комнату № 3 в квартирепо адресу: адрес, адрес, признать право собственности на квартиру по адресу: адрес, адрес за фио (88/100 долей в праве), Берлизевой Г.Е. (12/100 долей в праве), признать право собственности адрес на комнаты № 1, 2, 3 в квартире по адресу: адрес, адрес, выселить Небылицу Т.С., Берлизеву Г.Е., Небылицу С.В., фио, Зенкова В.М., Зенкову В.М. из комнат № 1, 2, 3 квартиры по адресу: адрес, адрес со снятием с регистрационного учета по месту жительства и переселить в квартиру в доме-новостройке по адресу: адрес, адрес с постановкой на регистрационный учет по месту жительства по данному адресу.
Берлизева Г.Е. и Берлизев А.В. обратились со встречным иском к Департаменту городского имущества адрес об обязании рассмотреть вопрос о предоставлении однокомнатной квартиры, взамен комнаты в коммунальной квартире в доме, включенном в Программу реновации (Т.1 л.д. 168-172).
Требования мотивированы тем, что Берлизева Г.Е. на основании соглашения о разделе общего имущества между супругами, заключенного 07.12.2019 с Небылица С.В., является собственником 1/2 доли комнаты № 3 в коммунальной квартире по адресу: адрес, адрес, Краснодонская, д. 18/18, кв.22, в которой зарегистрирована и проживает совместно с Берлизевым А.В. – сыном. фио Т.С. и истцы по встречному иску родственниками не являются, совместно никогда не проживали; комната № 3 является самостоятельным объектом недвижимости и имеет отдельный лицевой и финансово-лицевой счет.
Берлизев А.В. является инвалидом-колясочником II группы и относится к маломобильной группе населения, в связи с чем ему должно быть обеспечено не только безопасное, беспрепятственное использование жилого помещения, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, оборудование жилого помещения и помещений многоквартирного дома должно быть обеспечено специальными средствами и приспособлениями, однако предложенное жилое помещение находится на втором этаже и не отвечает требованиям безопасности, приспособления и доступности.
Основываясь на изложенном, истцы по встречному иску в редакции от 11.04.2023 (Т.1 л.д. 212-216) просили обязать Департамент городского имущества адрес рассмотреть вопрос о предоставлении Берлизевой Г.Е., Берлизеву А.В. однокомнатной квартиры на праве общей долевой собственности с фио, взамен комнаты № 3 в коммунальной квартире по адресу адрес, адрес, обязать Департамент городского имущества адрес при предоставлении жилого помещения по Программе реновации, учесть индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида II группы, инвалида-колясочника фио
Представитель истца в судебном заседании, уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом и уточенном исковом заявлении поддержала; против удовлетворения встречного иска возражала.
Ответчик Берлизева Г.Е. и представитель ответчиков Берлизевой Г.Е. и фио Александренко О.Г. в судебном заседании, исковые требования по доводам, изложенным во встречном исковом заявлении (Т.1 л.д. 168-172, 212-216), не признали; встречные исковые требования поддержали.
Ответчик Небылица Т.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Зенковой В.М., Зенкова В.М. и представитель Небылицы Т.С. Демченко Е.В. исковые требования по доводам, указанным в письменным возражения, приобщенных к материалам дела (Т.1 л.д. 69-71, Т.2 л.д. 33-36).
Прокурор полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик Берлизев А.В. и представители третьих лиц УВМ ГУ МВД России по адрес и Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явились, применительно к ст. 113 ГПК РФ, ст. 165.1. ГК РФ, извещены надлежащим образом; об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела или рассмотрении дела в свое отсутствие не просили; руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации, взамен этих жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные помещения, одновременно соответствующие следующим требованиям (ч. 1, 2 ст. 7.3 Закона N 4802-1; ч. 1, 2 ст. 4 Закона адрес N 14; п. 4.3 Программы реновации; п. 2 Постановления Правительства Москвы от 15.04.2022 N 589-ПП):
• жилая площадь и количество комнат в предоставляемом жилом помещении не меньше, чем в освобождаемом (количество комнат в освобождаемом помещении учитывается на дату ввода дома в эксплуатацию), а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
• предоставляемое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с установленными требованиями;
• предоставляемое жилое помещение находится в многоквартирном доме, расположенном в том же районе адрес, что и многоквартирный дом, включенный в Программу реновации (границы указанного района определяются по состоянию на 01.01.2017).
В случае, если жилое помещение находится в общей собственности, договор, предусматривающий переход права собственности на такое жилое помещение, заключается со всеми собственниками жилого помещения и предусматривает возникновение права общей собственности на предоставляемое жилое помещение в долях, соответствующих долям в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в программу реновации (в случае, если такое жилое помещение находилось в общей долевой собственности), или возникновение права общей совместной собственности на предоставляемое жилое помещение (в случае, если такое жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, находилось в общей совместной собственности) (ч. 21 ст. 7.3. Закона N 4802-1).
В случае, если договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение и подлежащий заключению в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, не был заключен в течение девяноста дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, заказным письмом с уведомлением о вручении, уполномоченный орган исполнительной власти адрес вправе обратиться в суд с требованием одновременно о понуждении указанного собственника жилого помещения к заключению договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и о передаче его в собственность адрес, а также о государственной регистрации перехода права собственности на соответствующее жилое помещение (ч. 13 ст. 7.3. Закона РФ от 15.04.1993 года N 4802-1).
Лица, имеющие право пользования жилым помещением в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации, утрачивают такое право после заключения договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, и приобретают на тех же условиях право пользования жилым помещением, предоставленным в соответствии с указанным договором (ч. 19 ст. 7.3. Закона N 4802-1).
В соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
В соответствии с пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда о выселении из жилого помещения, является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (далее – Правила).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Небылица Т.С. на основании договора передачи от 20.02.2013 (Т.1 л.д. 30) и договора дарения от 14.05.2018, заключенного с Небылица С.В. (Т.1 л.д. 40) является собственником комнат № 1 площадью 11,8 м2, № 2 площадью 13,8 м2 в квартире по адресу: адрес, адрес площадью 58,7 м2, общей площадью 58,7 м2, жилой площадью 33,4 м2.
фио Т.С. и Берлизева Г.Е. являются долевыми собственниками (по 1/2 доли каждая) комнаты № 3 площадью 7,8 м2 в квартире по адресу: адрес, адрес (Т.1 л.д. 151-157):
- Небылица Т.С. на основании договора дарения от 28.12.2019, заключенного с фио (Т.1 л.д. 41);
Берлизева Г.Е. на основании соглашения о разделе общего имущества супругов от 07.12.2019, заключенного с фио (Т.1 л.д. 39).
В комнатах № 1, 2 по месту жительства зарегистрированы Небылица С.В., Небылица Т.С., Зенков В.М. и Зенкова В.М. (Т.1 л.д. 47-48).
В комнате № 3 по месту жительства зарегистрированы Берлизева Г.Е. и Берлизев А.В. (Т.1 л.д. 42-43, 131, 134).
Дом по указанному адресу включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес (постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в адрес").
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 25.03.2022 № 14608 (Т.1 л.д. 6), в редакции распоряжений от 05.08.2022 № 44982 (Т.1 л.д. 7) и 19.12.2022 № 74158 (Т.1 л.д. 187) собственникам взамен освобождаемых комнат предоставлена в соответствии с п. 4.3 Программы реновации по договору, предусматривающему переход права собственности в общую долевую собственность (88/100 долей в праве Небылицы Т.С., 12/100 долей в праве Берлизевой Г.Е.) трехкомнатная квартира площадью 87,1 м2, общей площадью 85 м2, жилой площадью 54,9 м2, в доме-новостройке по адресу: адрес, адрес, с 2 санитарными узлами, один из которых совмещен и коридором 14 м2, применительно к положениям п. 4.3.-4.3.3. Программы реновации и ст. 7.3. Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1, являющаяся, равнозначным жилым помещением, соответствующим стандартам благоустройства.
Предложение о заключении договора предусматривающего переход права собственности на равнозначное жилое помещение направлено ответчикам, каждому в отдельности 20.04.2022, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений (Т. 1 л.д. 14-18).
Направленный собственникам проект договора, предусматривающий переход права собственности на предложенное жилое помещение, до настоящего времени со стороны Небылицы Т.С. и Берлизевой Г.Е. не подписан, согласие на предложенное жилое помещение от ответчиков не получено.
Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что на момент утверждения постановлением Правительства Москвы от 01 августа 2017 г. N 497-ПП Программы реновации спорные занимаемые жилые помещения: комнаты № 1, № 2 принадлежали на основании одного договора передачи от 20.02.2023 Небылице Т.С. и Небылице С.В. (дочери и отцу); комната № 3 на основании договора купли-продажи от 25.02.2013 - Небылице С.В. (Т.1 л.д. 35), в связи с чем применительно к определению, данному в ч. 4 ст. 11 Закона адрес от 27.01.2010 N 2 (ред. от 15.02.2023) "Основы жилищной политики адрес" хоть и зарегистрированные в качестве двух отдельных объектов недвижимости, указанные комнаты сами по себе и относительно друг друга не обладали признаками жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, а потому в соответствии с ч. 21 ст. 7.3. Закона N 4802-1 взамен данных комнат Небылице С.В. и Небылице Т.С. в качестве равнозначного жилого помещения подлежала предоставлению отдельная трехкомнатная квартира.
Программа реновации жилищного фонда в адрес (далее также - Программа реновации) подготовлена и реализуется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"), Законом адрес от 17 мая 2017 г. N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес", иными принятыми в целях реализации указанных Закона Российской Федерации и Закона адрес нормативными правовыми актами адрес на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в адрес".
Реновация жилищного фонда в адрес - совокупность мероприятий, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в адрес, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства (раздел 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП (ред. от 15.04.2022) "О Программе реновации жилищного фонда в адрес").
Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты адрес.
Иные законы адрес, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону (ч. 1, 2 ст. 2, Закон адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес").
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона адрес от 31.05.2006 N 21 (ред. от 18.03.2020) "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных Правительством Москвы, правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти адрес, принимаемый в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством адрес, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом адрес, планами развития округов и районов адрес, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными проектами планировки территории.
Комплексное развитие территорий - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов (п. 34 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий").
В соответствии с п. 2.1., 2.3., 2.4 постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП, Департамент градостроительной политики адрес, Департамент строительства адрес, Департамент экономической политики и развития адрес, Департамент городского имущества адрес, Департамент капитального ремонта адрес, Департамент информационных технологий адрес, Департамент финансов адрес, Департамент труда и социальной защиты населения адрес, Комитет по архитектуре и градостроительству адрес, Комитет адрес по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Комитет государственных услуг адрес до 1 января 2018 г. обеспечивают принятие нормативных правовых актов адрес, необходимых для реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес (далее - Программа реновации).
Департамент градостроительной политики адрес совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес до 1 октября 2017 г. определяют перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2019 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих начало "волнового переселения" граждан в целях реализации Программы реновации.
Комитет по архитектуре и градостроительству адрес до 1 августа 2019 г. обеспечивает разработку градостроительной документации, необходимой для реализации Программы реновации.
Из анализа вышеприведенных норм, следует, что Программа реновации жилищного фонда в адрес, является городской программой развития жилых территорий адрес, связанной с необходимостью нового строительства и требующей сноса жилых домов, в рамках реализации которой в совокупность мероприятий входит и изъятие земельных участков.
Таким образом, постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП в силу п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона адрес от 31.05.2006 N 21, является правовым актом - основанием для освобождения жилых домов, в том числе и в рамках Программы реновации в адрес и подлежит применению с иными вышеприведенными.
Предоставление комнат в коммунальных квартирах гражданам не допускается. Гражданам, которые за последние пять лет, предшествующие принятию правового акта уполномоченного органа исполнительной власти адрес о предоставлении жилого помещения в связи с переселением, совершили действия по приобретению или отчуждению (передаче) комнаты в квартире (доли в праве собственности на квартиру), в результате которых у них возникло право собственности или право пользования жилым помещением в виде комнаты в данной квартире (доли в праве собственности на данную квартиру), подлежащей освобождению, предоставляются жилые помещения (доли в праве собственности на квартиру), равнозначные по площади приобретенному (занимаемому) жилому помещению (равнозначные приобретенной доле в праве собственности на квартиру) (ч. 3 ст. 2 Закона адрес от 31.05.2006 N 21).
Заключенные между сторонами вышеназванные сделки, в результате которых Небылица Т.С. стала единоличным собственником комнат № 1, 2, а Небылица Т.С. и Берлизева Г.Е. долевыми собственниками комнаты № 3, совершены (2018-2019 гг.) после включения многоквартирного дома по адресу: адрес, адрес в Программу реновации и за последние пять лет, предшествующие принятию Департаментом городского имущества адрес Распоряжения от 25.03.2022 (25.03.2017), при этом Программа реновации с перечнем многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, являлась общедоступной.
Таким образом, заключив с фио с учетом родственной связи, договоры дарения и соглашение о разделе совместно нажитого имущества супругов в отношении долей в праве собственности на комнаты, в результате которых у Небылицы Т.С. возникло отдельное право собственности на комнаты № 1, 2 в данной квартире, и долевое право собственности у Небылицы Т.С. и Берлизевой Г.Е. на комнату № 3 последние, намеренно совершили действия в целях улучшения своих жилищных условий и извлечения выгоды за счет государственных (муниципальных) средств.
Тогда как, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
При совокупности данных обстоятельств, применительно к указанным нормам, факт наличия в ЕГРН записи о регистрации спорных комнат в качестве отдельных объектов недвижимости, а равно государственной регистрации права собственности ответчиков на каждую комнату как на отдельный объект недвижимости сам по себе основанием для предоставления взамен таких комнат отдельных квартир, не является.
Предоставление двух отдельных квартир долевым собственникам одного жилого помещения (в данном случае в виде комнаты) при переселении по Программе реновации не предусмотрено.
Оценивая пригодность предложенного для переселения жилого помещения для проживания инвалида-колясочника, суд учитывает, что 30.12.2022 Берлизеву А.В. установлена III группа инвалидности бессрочно и согласно ИПРА от 01.03.2023, последний при оборудовании занимаемого жилого помещения нуждается в использовании кресла-коляски и иных вспомогательных средствах.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", ст. 3, 10 ЖК РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом адрес от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в адрес", постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме"), при определении критериев равнозначности следует исходить из того, что предоставляемое жилое помещение должно не только отвечать требованиям равнозначности по метражу и количеству комнат, но и быть приспособленным для нужд инвалида-колясочника для обеспечения беспрепятственного его доступа к жилому помещению и возможности пользоваться им.
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению
Обследование в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды.
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий: б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены); г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.
Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида и требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида регламентированы разделами III и IV Правил.
На основании обращения Берлизевой Г.Е., 01.02.2022 комиссией в составе адрес Люблино адрес, представителей ГБУ ТЦСО «Марьино» - филиал Люблино, Московского фонда реновации жилой застройки, ООО «Люблино Девелопмент» проведено обследование жилого дома по адресу: адрес, адрес (Т.1 л.д. 139), по результатам которого составлен акт (Т.1 л.д. 140), а в адрес застройщика и подрядной организации направлены обращения об устранении выявленных замечаний.
19.04.2023 начальником Управления городским имуществом в адрес составлен акт осмотра жилого помещения по адресу: адрес, адрес с заключением о нахождении жилого помещения в удовлетворительном состоянии, готовым к заселению: электрическая плита, сантехническое оборудование и специализированное оборудование в наличии (Т.1 л.д. 232-233).
Акт с аналогичными данными составлен Департаментом городского имущества адрес от 18.04.2023 (Т.1 л.д. 234-235).
Согласно ответу Первого заместителя префекта адрес от 17.05.2023 на запрос суда (Т.2 л.д. 28-29) и акту смотра квартиры по результатам комиссионного визуального обследования многоквартирного дома по адресу: адрес, адрес от 11.05.2023 с участием представителей префектуры адрес Люблино адрес, ГБУ ТЦСО «Марьино» (Т.2 л.д. 72), подрядной и эксплуатирующей организаций установлено, что предложенная квартира № 729 располагается в подъезде № 6 данного дома, на 2 этаже, соответствует требованиям действующего законодательства. Жилое помещение оборудовано специальными средствами и приспособлениями для проживания инвалида. Квартира состоит из того же количества комнат, больше по общей площади, не меньше по жилой площади, расположена в том же районе адрес.
Входная группа подъезда (на уровне земли) и места общего пользования указанного дома соответствуют требованиям действующего законодательства по доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно ответу Департамента строительства адрес Департаменту городского имущества адрес от 05.06.2023 ДС-11-13866/23-2 (Т.2 л.д. 31-32), архитектурными решениями проектной документации для строительства многоквартирного дома по адресу: адрес, адрес предусмотрено размещение квартир, соответствующих установленным нормам для маломобильных групп населения, в том числе 3-х комнатная квартира № 729, расположенная на 2-м этаже многоквартирного дома.
Строительство многоквартирного дома осуществлялось в строгом соответствии с перечнем национальных стандартов и правил, с соблюдением требований технических регламентов, проектная документация по объекту получила положительное заключение ГАУ «Мосгосэкспертиза».
Комитетом государственного строительного надзора адрес выдано заключение о соответствии многоквартирного дома требованиям технических регламентов и проектной документации, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.06.2021.
Из соглашения (лист 19 Соглашения) о предварительном распределении жилой площади в доме-новостройке по адресу: адрес, адрес между адрес в лице Департамента городского имущества адрес и Московским фондом реновации жилой застройки от 19.08.2021 (Т.2 л.д. 41-70) следует, что квартира № 729 является специализированной для маломобильных групп населения, что подтверждается также экспликацией (Т. 2 л.д. 39-40) со сведениями о наличии в жилом помещении трех жилых комнат, двух санузлов, один из которых совмещенный и коридор 14 м2.
При совокупности указанных выше доказательств, суд приходит к выводу о том, что предоставляемое жилое помещение и общее имущество многоквартирного дома соответствуют условиям доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Представленное Берлизевой Г.Е. и Берлизевым А.В. заключение по результатам обследования на предмет доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения данный факт не опровергает: составлено без фактического исследования жилого помещения, что само по себе исключало возможность как провести соответствующие замеры, так и установить наличие или отсутствие в квартире несоответствий требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, кроме того составлено лицом, в отношении которого не предоставлено сведений о включении его в реестр технических экспертов, согласно приказу Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 325 "Об утверждении Требований к техническому эксперту и Порядка включения физических лиц в реестр технических экспертов и исключения физических лиц из реестра технических экспертов", в связи с чем допустимым доказательством в подтверждение обстоятельств, указываемых ответчиками, не является.
Также, суд учитывает, что право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилых помещений, специально оборудованных для проживания инвалидов-колясочников, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 № 271-ПП «Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда адрес» имеют состоящие на жилищном учете семьи, имеющие в своем составе инвалидов, детей-инвалидов, страдающих стойкими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, пользующихся инвалидным креслом-коляской и которым индивидуальной программой реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида рекомендовано проживание в жилых помещениях, оборудованных специальными средствами и приспособлениями, в порядке очередности по дате принятия инвалида-колясочника на жилищный учет.
Тогда как семья Берлизевой Г.Е. на жилищном учете по месту жительства не состоит, ранее, проживая по адресу: адрес, адрес – в квартире, согласно экспликации, объективно не соответствующей Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, за приспособлением жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов не обращалась, правом, предусмотренным ст. 40 Закона адрес от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения» для жителей адрес, не состоящих на жилищном учете, на замену жилого помещения по состоянию здоровья, не воспользовалась.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, оценив представленные доказательства, в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права и закона, суд приходит к выводу о том, что требования действующего законодательства при предоставлении равнозначного жилого помещения истцом соблюдены, и поскольку договор, предусматривающий переход права собственности на равнозначное жилое помещение во внесудебном порядке сторонами не заключен, находит требования Департамента городского имущества адрес о прекращении права собственности Небылицы Т.С. на комнаты № 1, 2 в квартире по адресу: адрес, адрес, прекращении права общедолевой собственности Небылицы Т.С., Берлизевой Г.Е. на комнату № 3 в квартире по адресу: адрес, адрес, признании права собственности на квартиру по адресу: адрес, адрес за фио, Берлизевой Г.Е., признании права собственности адрес на комнаты № 1, 2, 3 в квартире по адресу: адрес, адрес, выселении Небылицы Т.С., Берлизевой Г.Е., Небылицы С.В., фио, Зенкова В.М., Зенковой В.М. из комнат № 1, 2, 3 квартиры по адресу: адрес, адрес со снятием с регистрационного учета по месту жительства и переселении в квартиру в доме-новостройке по адресу: адрес, адрес с постановкой на регистрационный учет по месту жительства по данному адресу обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая же требования в части определения долей Небылицы Т.С. и Берлизевой Г.Е. в праве собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: адрес, адрес, суд находит представленный Департаментом городского имущества адрес расчет не соответствующим долям в праве собственности на комнату № 3 по адресу: адрес, адрес, а потому, руководствуясь ст. 245 ГК РФ и ч. 3 ст. 2 Закона адрес от 31.05.2006 N 21, исходя из площади принадлежащих Небылице Т.С. и Берлизевой Г.Е. комнат (11,8 м2, 13,8 м2 и 7,8 м2), полагает необходимым признать право собственности Небылицы Т.С. на 88,3 ((25,6+3,9)Х100)/33,4) доли и Берлизевой Г.Е. на 11,7 (3,9Х100)/33,4) доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: адрес, адрес.
Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении первоначальных требований, оснований для удовлетворения встречных требований Берлизевой Г.Е. не имеется.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд вправе по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Дом по адресу: адрес, адрес подлежит переселению с передачей под снос; частично отселенные жилые помещения эксплуатируются с нарушениями требований законодательства в области пожарной безопасности, проживание ответчиков в сносимом доме создает прямую угрозу их жизни и здоровью, т.к. подлежит прекращению предоставление коммунальных услуг, отключение коммуникаций, в связи с чем сложились неблагоприятные условия проживания, а также повышенная опасность для возникновения аварийных ситуаций; кроме того, проживание ответчиков в сносимом доме приводит к срыву графика сноса дома утвержденного правительством Москвы, и приносит значительные убытки адрес, поскольку нарушает сроки реконструкции и отражается на договорных обязательствах адрес.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство Департамента городского имущества адрес о немедленном исполнении решения суда.
В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст. 61 СК РФ с Небылицы С.В., Небылицы Т.С., фио, Берлизевой Г.Е. солидарно подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма
По исполнении решения суда, в порядке ч. 3 ст. 144 ГПК РФ обеспечительные меры, принятые определением 05.10.2022 подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГК РФ, суд
решил:
Иск Департамента городского имущества адрес удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Небылицы Татьяны Сергеевны на комнаты № 1 (11,8 м2), № 2 (13,8 м2) в трехкомнатной квартире № 22 по адресу: адрес, адрес.
Прекратить право общей долевой собственности
фио фио (1/2 доли в праве) и
Берлизевой Галины Евгеньевны (1/2 доли в праве) на комнату № 3 (7,8 м2) в трехкомнатной квартире № 22 по адресу: адрес, адрес.
Признать за фио (88,3 доли в праве) и
Берлизевой Галиной Евгеньевной (11,7 доли в праве) право собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: адрес, адрес.
Признать право собственности адрес на комнаты № 1, 2, 3, в трехкомнатной квартире № 22 по адресу: адрес, адрес.
Выселить Небылицу Татьяну Сергеевну, Берлизеву Галину Евгеньевну,
Небылицу Сергея Васильевича, Берлизева Андрея Витальевича,
Зенкова Владимира Максимовича, Зенкову Варвару Максимовну из комнат № 1, 2, 3 квартиры № 22 по адресу: адрес, адрес, и переселить в жилое помещение по адресу: адрес, адрес с постановкой на регистрационный учет по месту жительства по данному адресу.
В удовлетворении встречного иска фио и
фио отказать.
Настоящее решение суда по вступлении в законную силу является основанием для снятия Небылицы Татьяны Сергеевны,
Берлизевой Галины Евгеньевны, Небылицы Сергея Васильевича,
Берлизева Андрея Витальевича, Зенкова Владимира Максимовича,
Зенковой Варвары Максимовны с регистрационного учета по адресу: адрес, адрес.
Обратить настоящее решение суда в части выселения к немедленному исполнению.
Взыскать с Небылицы Сергея Васильевича,
Небылицы Татьяны Сергеевны, Берлизева Андрея Витальевича,
Берлизевой Галины Евгеньевны солидарно в бюджет адрес государственную пошлину в сумме сумма
Отменить принятые определением суда от 05.10.2022 меры по обеспечению иска, сняв арест и отменив запрет возложенный на Управление по вопросам миграции ГУ МВД России осуществлять регистрацию по месту жительства и пребывания в комнатах № 1, № 2, № 3 в жилом помещении по адресу: адрес, адрес.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Люблинский районный суд адрес.
Мотивированное решение суда составлено 15 июня 2023 г.
Судья