Судья: Василевич В.Л. дело № 33-33244/2020 (1041/2021)
50RS0049-01-2019-006090-49
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Тегуновой Н.Г.,
судей Ситниковой М.И., Бычковой А.Л.,
при помощнике судьи Караматове Я.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 февраля 2021 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов Московской области на решение Чеховского городского суда Московской области от 28 июля 2020 года по гражданскому делу по иску Марченко А. А.ча к Администрации городского округа Чехов Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,
объяснения явившихся лиц,
у с т а н о в и л а:
Истец обратился в суд к ответчику с иском о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что имеет статус лица «выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение», что подтверждается соответствующим удостоверением. С 17 сентября 2015 года зарегистрирован и проживает на территории Московской области, своего жилья не имеет. С 28.03.2019 г. установлена страховая пенсия по старости. Администрацией Чеховского муниципального района истцу отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ввиду того, что не предоставлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, а также отсутствия достаточного 5-летнего срока проживания в Московской области.
Ссылаясь на нарушение своих прав, Марченко А.А. обратился с настоящим иском и просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать Администрацию Чеховского муниципального района Московской области поставить Марченко А. А.ча на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Ответчики и третье лицо - представитель Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание не явились.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 28 июля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Чехов Московской области подала апелляционную жалобу, полагая, что надлежит разрешать данный вопрос в совокупности с региональным законодательством.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Судом установлено, что <данные изъяты> Марченко А.А. обратился в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но получил отказ, выраженный в Постановлении Администрации Чеховского муниципального района Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>, по основаниям проживания истца в Московской области менее 5 лет.
Не согласившись с указанным отказом, Марченко А.А. <данные изъяты> обратился в суд.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 15.02.2018 по делу <данные изъяты> Марченко А. А.чу было отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа Чехов о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> с момента обращения, т.е. с <данные изъяты>, поскольку истцом не было представлено суду сведений о том, что им получено право выхода на пенсию оснований для предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета суд не нашел, и разъяснено право на получение социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета после достижения пенсионного возраста с учетом его снижения, исходя из продолжительности проживания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. <данные изъяты>.
<данные изъяты> Марченко А.А. была установлена страховая пенсия по старости.
Постановлением Администрации городского округа Чехов Московской области от 24.07.2019 г. <данные изъяты> Марченко А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью участия в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с тем, что не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а также ввиду того, что заявитель проживает на территории Московской области менее 5 лет.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу о том, что Марченко А.А. имеет право реализовать предусмотренное Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 право на постановку на учет, при этом не требуется подтверждения наличия у него статуса малоимущего и факта проживания на территории Московской области в течение пяти лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда не согласна с данным выводом ввиду следующего.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1, гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7 статьи 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Московской области от 12 декабря 2005 г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии со статьей 2 указанного Закона Московской области условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет и признание малоимущими в соответствии с Законом Московской области Закон Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 не предусмотрены.
С учетом приведенных правовых норм в их взаимосвязи, для постановки на учет по указанному истцом основанию необходимо признание его малоимущим, а также факта проживания территории Московской области на момент обращения с соответствующим заявлением к ответчику не менее 5 лет.
Как следует из материалов дела, Марченко А.А. в установленном законом порядке малоимущим признан не был.
В Московской области Марченко А.А. зарегистрирован 17 сентября 2015 года (л.д. 86).
Таким образом, на момент обращения в 2019 году Администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве граждан нуждающимися в жилых помещениях Марченко А.А. не был признан малоимущим и не проживал на территории Московской области не менее 5 лет.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 29 мая 2014 года N 1027-О, а согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы процессуального и материального законодательства, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований применительно к положениям статей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Чеховского городского суда Московской области от 28 июля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Марченко А. А.ча к Администрации городского округа Чехов Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий отказать.
Председательствующий
Судьи