Решение по делу № 2-373/2014 от 24.03.2014

Дело №2-373-2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2014 года город Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

Судьи Синельниковой И.А.

С участием помощника прокурора Чернушинского района ФИО6

Истца ФИО2

При секретаре Гладиковой О.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куединского района Пермского края в интересах ФИО2 к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонному территориальному управлению №4 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности о предоставлении по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,

У с т а н о в и л :

В порядке ст.45 ГПК РФ, прокурор Куединского района Пермского края, в интересах ФИО2 обратился в суд с иском. Ссылаясь на положения с.109.1 ч.1 ЖК РФ, положения Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», требует обязать Правительство Пермского края, Краевой государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонное территориальное управление №4 Министерства социального развития населения предоставить ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в границах Куединского муниципального района Пермского края, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.метров.

Иск мотивирован тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец – ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать – ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания. Постановлением главы Бикбардинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлена на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении. Жилым помещением до настоящего времени не обеспечена.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 полностью поддержала исковые требования, изложенные в исковом заявлении. Просила возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.метров на территории Куединского муниципального района Пермского края, либо с согласия ФИО2 в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования.

Ответчик – Правительство Пермского края надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Представитель ответчика просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве от 3 марта 2014 года, из которых следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 года №1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменений в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудовой жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 года №92-п», непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству». Согласно п.2.4 Порядка КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Следовательно, Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. В связи с изложенным, полагает, что Правительство Пермского края по данному делу не должен выступать ответчиком.

Ответчик – Межрайонное Территориальное Управление №4 Министерства социального развития Пермского края надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представитель просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживает объяснения от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в целях реализации Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №92-п МТУ Министерства социального развития Пермского края ведется работа по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на основании ходатайства уполномоченного органа опеки и попечительства, заявлений законных представителей, лица, достигшие 18 лет, предоставляют в территориальный орган по месту жительства заявление по форме с предоставлением требуемых документов. Принятие решения о включении в список лица, указанного в ходатайстве или в заявлении осуществляется МТУ Министерства социального развития Пермского края в соответствии с пунктом 6.5 части 6 Закона Пермской области №1939-419. Заявление ФИО2 рассмотрено комиссией Межрайонного территориального управления №4 Минсоцразвития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ. На основании имеющихся в учетном деле документов принято решение о включении в список на ДД.ММ.ГГГГ. (протокол №12). На сегодняшний день действует Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №107-п. В данном порядке сформирована процедура формирования специализированного жилищного фонда, в которой указаны органы, ответственные за определенный этап процедуры. Это – Министерство социального развития, Министерство строительства и архитектуры Пермского края, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 года №1194-п, осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что обязанность по предоставлению жилья необходимо возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству».

Ответчик – КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представитель просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 9 сентября 2013 года, Постановлением Правительства Пермского края №92-п от 1 марта 2013 года на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» возложена обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам только на основании предоставляемых им списков Министерством социального развития Пермского края. Решение о предоставлении жилья ими самостоятельно не принимается. В дальнейшем они осуществляют надзор и контроль над пользованием жилым помещением на основании договора социального найма специализированного жилого помещения.

Суд, заслушав прокурора ФИО6, истца ФИО2, оценив доводы представителей ответчиков, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1 ч.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункта 8 ст.8 названого Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от <данные изъяты> до <данные изъяты> лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( ч.1, 2, 5 статьи 6) детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 18 лет.(л.д.10,11).

Мать ФИО2ФИО4, умерла 19 декабря 203 года. Отец ФИО2ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12, 13).

Постановлением главы Кудинского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была устроена в приемную семью. За ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. (л.д.14).

Согласно заключения Межведомственной комиссии Бикбардинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.

Постановлением главы Бикбардинского сельского поселения Куединского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ постановлено поставить ФИО2 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». (л.д.18).

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного территориального управления Министерства социального развития Пермского края ФИО2 включена в список на специализированный жилищный фонд на 2013 год. (л.д.27).

В июне 2013 года истец ФИО2 закончила ГБОУ СПО «Чайковский индустриальный колледж». (л.д.20).

То есть, в судебном заседании установлено, что ФИО2 имеет право на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилого фонда, поскольку ФИО7 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Жилым помещением ФИО2 на дату вынесения решения не обеспечена, иного жилья на праве пользования и на праве собственности не имеет. В установленном законом порядке ФИО2 постановлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18 лет.

Право ФИО2 на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.

Исходя из анализа положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ), предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

Согласно ст.2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.

Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агенства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, следовательно, обязанность по предоставлению истцу ФИО2 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.

Доводы представителя ответчика, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, суд находит не состоятельными, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. В соответствии с указанным Постановлением и Порядком, Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет только управление специализированным фондом. Согласно п.2.4. Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма, на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого к исключительной компетенции Учреждения не относится.

Исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда высшим органом исполнительной власти субъекта федерации, законом не исключается. Правительство Пермского края в свою очередь, может перераспределить действующему в субъекте федерации органу исполнительной власти в лице государственного учреждения, в том числе КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», обязанности по совершению юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе, по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда. Вместе с тем, при утверждении отмеченного ответчиком Порядка предоставления жилья указанным льготникам, обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в том числе истца, с субъекта Российской Федерации не снимается.

В судебном заседании прокурор ФИО6 в интересах ФИО2, просила возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить ФИО8 жилое помещение на территории Куединского муниципального района Пермского края, либо с ее согласия в другом муниципальном образовании Пермского края в ближайшем к месту жительства.

Согласно Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;

жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. (п.1.3.) В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п.1.4.).

Пункт 1.4. названного Порядка… не указывает на то, что суд в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия должен обязать ответчика предоставить жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Данный пункт может быть применен при добровольном предоставлении жилого помещения в соответствии с приведенным выше законодательством, а ни на основании решения суда. Вопрос об изменении места нахождения предоставляемого жилого помещения может быть разрешен при исполнении решения.

В соответствии со ст.198 ч.5 ГПК РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» (п.11), отмечено, что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд.

То есть, из приведенных норм закона следует, что в резолютивной части суд не может указать «те или другие» действия, обязывающие ответчика произвести.

На основании изложенного, приведенных норм действующего законодательства суд возлагает на Правительство Пермского края предоставить ФИО2 в пределах Куединского муниципального района Пермского края по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.метров.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить ФИО2 в пределах Куединского муниципального района Пермского края по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья - И.А. Синельникова

2-373/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Куединского района в интересах Турициной В. С.
Ответчики
Правительство Пермского края
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Синельникова Ирина Александровна
Дело на странице суда
chernush--perm.sudrf.ru
24.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.03.2014Передача материалов судье
25.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.04.2014Предварительное судебное заседание
25.04.2014Судебное заседание
28.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2014Дело оформлено
21.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее