Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1751/2014 ~ М-1534/2014 от 09.04.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Сызрань 22 апреля 2014 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.

при секретаре Зиборовой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1751/14 по заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,

У с т а н о в и л:

Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области № №00 от **.**.**** г.. в части установления выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ул. ХХХ В обоснование своих требований указал, что **.**.**** г. издано распоряжение № №00 ТУ Росимущества в Самарской области. В соответствии с данным решением заявителю предоставляется в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №00, находящийся по адресу: Самарская область. ул. ХХХ, общей площадью 1500 кв.м., с разрешенным использованием — для индивидуального жилищного строительства. В соответствии п.2 указанного распоряжения стоимость участка составляет 167 085 руб. Заявитель полагает, что вышеуказанное распоряжение в части установления стоимости участка издано с нарушением действующего законодательства, поскольку незаконно возлагает обязанность по оплате излишне установленной стоимости. В силу ст. 36 ЗК РФ цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость согласно кадастрового паспорта составляет 87840 руб. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области №00 от **.**.**** г.. продажа земельных участков осуществляется по цене пяти процентов от кадастровой стоимости.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, привел доводы, изложенные выше и в заявлении.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв в котором указал, что **.**.**** г. в порядке ст. 36 ЗК РФ Территориальное управление письмом №00 направило в адрес заявителя копию распоряжения от **.**.**** г. №00 а также подписанный со стороны Территориального управления проект договора купли-продажи земельного участка. Выкупная стоимость земельного участка была установлена в размере 167 085 руб. согласно № п/п 127 Приложения №00 к Постановлению Правительства Самарской области от **.**.**** г. №00. Также указанным письмом Территориальное управление уведомило заявителя о том, что в соответствии со ст. 445 ГК РФ в течение 30 дней со дня получения оферты необходимо направить в адрес ТУ извещение об акцепте оферты либо об отказе от акцепта оферты, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). Письмом (вх. №00 от **.**.**** г. г.) заявитель представил протокол разногласий, согласно которому он не согласен с ценой выкупа и просит ее установить в размере 4 392 руб., т.е. по льготной стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от **.**.**** г. № 746, при этом заявитель не учитывает следующего. Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 ст. 36 ЗК РФ не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости. Таким образом, в настоящее время определение выкупной стоимости возможно исключительно по цене, равной его кадастровой стоимости, а после установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка определения цены земельного участка, по цене, определенной соответствующим нормативно-правовым актом. Как следует из п. 1 постановления Правительства Самарской области «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями» от **.**.**** г. № 746, данный нормативный акт распространяется на случаи продажи земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках. Ссылка заявителя в письме (вх. №00 от **.**.**** г. г.) на постановление Правительства Самарской области «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями» от **.**.**** г. № 746, согласно которому продажа земельных участков осуществляется по цене пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка, является несостоятельной, поскольку указанное Постановление не регулирует отношения по федеральным земельным участкам, в связи с чем, не может применяться при определении цены выкупа федерального земельного участка. При этом согласно ст. 3 Федерального закона от **.**.**** г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с **.**.**** г. собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу данного Федерального закона от **.**.**** г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до **.**.**** г. в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного)
пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем п. 2.2. ст. 3 Федерального закона от **.**.**** г. г.
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации». Однако документы, свидетельствующие о наличии указанных фактов, заявителем при подаче заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка представлены не были. **.**.**** г. в адрес Территориального управления письмом (вх. № 18/75) поступили разъяснения Росимущества №ПП-10/4952 от **.**.**** г. г., согласно которым выкупная стоимость земельных участком должна определяться на основании кадастровой стоимости, действующей на момент подачи заявления о приобретении в собственность земельных участков. В связи с вышеизложенным, Территориальное управление в письме №00 от **.**.**** г. сообщило заявителю, что готово подписать протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка в части установления цены выкупа исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент подачи заявления о приватизации участка и составляющей 87 840 рублей. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что Территориальное управление согласно решить вопрос о выкупной стоимости в рамках преддоговорного спора, требование о признании незаконным распоряжения Территориального управления от **.**.**** г. № 3-р, является незаконным и необоснованным, поскольку не нарушает прав заявителя. Ссылка заявителя на то, что выкупная стоимость спорного земельного участка должна определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями» от **.**.**** г. №00 противоречит действующему законодательству.

Проверив дело, заслушав объяснения заявителя, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что **.**.**** г. издано распоряжение № №00 ТУ Росимущества в Самарской области, которым ФИО1 предоставляется в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №00, находящийся по адресу: Самарская область. ул. ХХХ, общей площадью 1500 кв.м., с разрешенным использованием — для индивидуального жилищного строительства. В соответствии п.2 указанного распоряжения стоимость участка составляет 167 085 руб.

**.**.**** г. Территориальное управление письмом №00 направило в адрес ФИО1 копию распоряжения от **.**.**** г. №00 а также подписанный со стороны Территориального управления проект договора купли-продажи земельного участка, указанным письмом Территориальное управление уведомило ФИО1 о том, что в течение 30 дней со дня получения оферты необходимо направить извещение об акцепте оферты либо об отказе от акцепта оферты, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). ФИО1 представил в Территориальное управление Росимущества протокол разногласий, согласно которому он не согласен с ценой выкупа и просит ее установить в размере 4 392 руб., т.е. по льготной стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от **.**.**** г. №00

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя, письменными материалами дела – копией распоряжения № №00 от **.**.**** г.., кадастровым паспортом земельного участка, копией договора купли-продажи, копией протокола разногласий.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 ст. 36 ЗК РФ не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Таким образом, в настоящее время определение выкупной стоимости возможно исключительно по цене, равной его кадастровой стоимости, а после установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка определения цены земельного участка, по цене, определенной соответствующим нормативно-правовым актом.

Как следует из п. 1 постановления Правительства Самарской области «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями» от **.**.**** г. № 746, данный нормативный акт распространяется на случаи продажи земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Таким образом, ссылка заявителя на постановление Правительства Самарской области «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями» от **.**.**** г. № 746, согласно которому продажа земельных участков осуществляется по цене пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка, является несостоятельной, поскольку указанное Постановление не регулирует отношения по федеральным земельным участкам, в связи с чем, не может применяться при определении цены выкупа федерального земельного участка.

В соответствии с разъяснениями Росимущества №№00 от **.**.**** г. выкупная стоимость земельных участком должна определяться на основании кадастровой стоимости, действующей на момент подачи заявления о приобретении в собственность земельных участков.

Судом установлено, что заявитель ФИО1 обратился с заявлением о выкупе земельного участка в Территориальное управление Росимущества в 2013 году, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 2013 год составила 87840 руб.

Таким образом, цена выкупа земельного участка должна быть установлена в размере стоимости земельного участка, действующей на момент подачи заявления о приватизации участка - 87 840 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования ФИО1 об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области следует удовлетворить частично, признать незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области № №00 от **.**.**** г.. в части установления стоимости участка в размере 167085 руб. (п.2 распоряжения) и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области установить стоимость участка с кадастровым номером №00, находящийся по адресу: ул. ХХХ в размере 87840 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области № №00 от **.**.**** г.. в части установления стоимости участка в размере 167085 руб. (п.2 распоряжения).

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области установить стоимость участка с кадастровым номером №00, находящегося по адресу: Самарская область, ул. ХХХ в размере 87840 руб.

Срок составления мотивированного решения 5 дней.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Кислянникова Т.П.

Мотивированное решение составлено 28 апреля 2014 года

Судья:___________________________Кислянникова Т.П.

2-1751/2014 ~ М-1534/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Палагин В.Н.
Другие
ТУ Росимущество в Самарской области
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Кислянникова Т.П.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
09.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2014Передача материалов судье
09.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2014Предварительное судебное заседание
22.04.2014Судебное заседание
28.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2014Дело оформлено
20.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее