РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2020 года г. Самара
Советский районный суд г.о. Самары в составе:
председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Шумакова В.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете коммунальных платежей в связи с неоказанием услуги по вывозу твердых бытовых отходов и возложении обязанности организовать услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами,
УСТАНОВИЛ:
Шумаков В.В. обратился в суд с иском к ООО «Экостройресурс» о перерасчете коммунальных платежей в связи с неоказанием услуги по вывозу твердых бытовых отходов и возложении обязанности организовать услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчик нарушает правила предоставления коммунальных услуг собственникам жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которое выразилось в том, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не оказывалась в связи с отсутствием контейнерных площадок на близлежащей территории в данном районе. При этом, ближайшая контейнерная площадка, указанная в договоре, находится по адресу: <адрес>. Расстояние до контейнерной площадки составляет <данные изъяты> м. Плата за данную коммунальную услугу выставляется с ДД.ММ.ГГГГ. Требования по расположению контейнерных площадок установлены пунктом 2.2. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. ДД.ММ.ГГГГ истец получил для подписания договор № от ДД.ММ.ГГГГ, предлагаемый к заключению с ответчиком, на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При получении договор не был подписан истцом, поскольку имел существенные нарушения, на которые истец не рассчитывал. Поскольку услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не оказывалась по причине отсутствия контейнерных площадок на близлежащей территории в данном районе и не включена в территориальную схему обращения ТКО, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением, установленных правил.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд произвести перерасчет выставленных счетов с ДД.ММ.ГГГГ в связи неоказанием услуги по вывозу ТКО. Обязать ответчика организовать оказание услуги по обращению с ТКО согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства т потребления», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19. Выставление счетов возобновить с момента приведения оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством.
В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнены, Шумаков В.В. просил суд произвести перерасчет выставленных счетов и ввести понижающий коэффициент 4,32 в формулу расчета коммерческой стоимости услуг по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. до момента заключения договора. Снизить стоимость услуги по вывозу ТКО с 4,32 раза от тарифа в связи с оказанием услуги по вывозу ТКО ненадлежащего качества и непредставления в типовом договоре, на оказание услуг по обращению с ТКО с физическим лицом – собственником/владельцем жилого дома информации о местах (площадках) накопления ТКО и отсутствия Приложения № к договору; размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определять в соответствии с формулой 9 (2) приложения № к правилам № с учетом понижающего коэффициента за качество оказываемой услуги. Выставление счетов возобновить с момента заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ. по сниженной стоимости услуги по вывозу ТКО с учетом понижающего коэффициента за качество оказываемой услуги 4,32 и включить в договор формулу для расчета стоимости услуги по вывозу ТКО. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определять в соответствии с формулой 9(2) приложения № к Правилам № с учетом понижающего коэффициента за качество оказываемой услуги. Истец Шумаков В.В. указал также, что поскольку договор не был заключен и до ДД.ММ.ГГГГ. не было информации о месте складирования ТКО, услуга не оказывалась. Выставленные счета с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. просил аннулировать, с ДД.ММ.ГГГГ. заключить договор по <адрес> с понижающим коэффициентом за качество оказываемой услуги – 0, 22.
В судебном заседании истец Шумаков В.В. исковые требования поддержал на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Краснопольский К.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседание с исковыми требованиями истца не согласился, считая их незаконными и необоснованными, поскольку заключение договора в письменной форме не требуется, договор № от ДД.ММ.ГГГГ является заключенным на условиях типового договора, а услуга подлежит оплате с ДД.ММ.ГГГГ. Места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. Федеральное законодательство возлагает обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов на органы местного самоуправления. Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате слуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстояния от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему. Истец не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО. У истца имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту контейнерной площадки.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит требования истца не обоснованным и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Судом установлено, что истец Шумаков В.В. является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также брачного договора, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Шумаков В.В. зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес>.
Истец ссылается на то, что ООО «ЭкоСтройРесурс» услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не оказывалась в связи с отсутствием контейнерных площадок на близлежащей территории в данном районе.
Суд полагает, что данный довод истца основан на неверном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Как следует из материалов дела Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства заключило договор с ООО «ЭкоСтройРесурс» как с региональным оператором по обращению с отходами и именно данная организация с ДД.ММ.ГГГГ оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКЛ и ведения их реестра».
Порядок включения мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему обращения с отходами <адрес> предусмотрен постановлением <адрес> от 07.07.2020г. № «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>».
В соответствии с п. 15.2 постановления <адрес> от 07.07.2020г. № «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>» Включение уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Приказом Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> № от 18.12.2018г. установлен предельный тариф на услугу Регионального оператора для населения в сумме <данные изъяты> рублей на м3.
Суду не представлены доказательства (ст. 67 ГПК РФ), свидетельствующие о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении Шумаковым В.В. договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, оплатой таких услуг другому исполнителю.
Относительно доводов истца об удаленности ближайших контейнерных площадок от жилого объекта, предложенных ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами <адрес>, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Постановление Правительства РФ №).
В соответствии с постановлением Правительства РФ № места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также их внесения в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Доказательств обращения в соответствующие органы местного самоуправления с заявкой о создании мест накопления ТКО, а также их внесения в территориальную схему со стороны истца суду не представлено.
Относительно доводов истца о неоказании фактически услуг со стороны ответчика в спорный период, то суд считает необходимым отметить следующее.
Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил N 354).
Согласно п. 148(44) Правил №, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Пунктом 148(45) Правил № установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом и нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В материалы гражданского дела акты о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, об оказании услуг с нарушением качества не представлены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шумакова В.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шумакова В.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о перерасчете коммунальных платежей в связи с неоказанием услуги по вывозу твердых бытовых отходов и возложении обязанности организовать услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Селезнева Е.И.