Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-548/2020 ~ М-410/2020 от 15.04.2020

УИД 10RS0017-01-2020-000525-56 Дело № 2-548/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2020 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кеккиева А.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов в стаж работы и назначении пенсии,

установил:

Кеккиев А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Сортавала по РК, Управление), в котором просил включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 27.03.2017 по 31.12.2017 и обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с даты возникновения права, а также взыскать госпошлину в размере 300 рублей. В обоснование заявленных требований указал на то, что 17.02.2020 обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в г. Сортавала по РК от 02.03.2020 ему отказано в назначении пенсии, ссылаясь на отсутствие необходимого для такого назначения пенсии стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Истец считает, что имеющегося у него стажа достаточно для назначения досрочной пенсии по старости с учетом спорных периодов, который ответчик необоснованно не включил в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и он имеет право на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», которую просит назначить с момента возникновения права.

В судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференц-связи, истец Кеккиев А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что 21.03.2017 ГБУ РК «Центр занятости населения Олонецкого района» заключило с ним договор о предоставлении единовременной финансовой помощи по организации собственного дела. Ему были предоставлены денежные средства в размере 12 –кратной минимальной величины пособия по безработице для осуществления предпринимательской деятельности в качестве главы крестьянского хозяйства. Им было организовано крестьянское хозяйство, зарегистрировано. Предпринимательская деятельность была связана с растениеводством, осуществлялась на земельном участке, расположенном непосредственно у дома. По денежным средствам, предоставленным по договору, он полностью отчитался перед Центром занятости, претензий по нецелевому использованию к нему не было. Считает, что ответчиком необоснованно не включен период его работы в качестве Главы крестьянского хозяйства в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Лелекова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что спорный период работы не включен пенсионным органом в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так как истцом не представлены в Пенсионный фонд при подаче заявления о назначении пенсии документов, из которых бы следовало, что Кеккиев А.Н. осуществлял предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера либо местностях, приравненных к районам крайнего Севера. Полностью поддержала решение Пенсионного фонда. Просила в иске отказать.

В судебном заседании были допрошены свидетели Журавлев А.В., Корзун Л.А.

Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (в зависимости от года назначения пенсии) в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Таким образом, определяя в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 данного Закона). Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты.

Следовательно, законом гарантировано закрепленное в Конституции РФ право индивидуальных предпринимателей на социальное обеспечение по возрасту на общих условиях, при соблюдении обязанности по уплате страховых взносов.

Судом установлено, что Кеккиев А.Н., <Дата обезличена> года рождения, 17.02.2020 обратился в ГУ УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 02.03.2020 Кеккиеву А.Н. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стража работы в местностях, приравненных к районам крайнего Севера.

Учреждением не включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского хозяйства) в <Адрес обезличен> Республики Карелия с 27.03.2017 по 31.12.2017 (09 месяцев 04 дня), в связи с тем, что не представлено документальных доказательств, что работа в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского) хозяйства протекала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера или районах Крайнего Севера.

Решением Пенсионного фонда указанный выше период был включен в страховой стаж.

Из указанного выше решения Управления следует, что на период подачи заявления о назначении пенсии Кеккиев А.Н. достиг возраста 56 лет 6 месяцев, страховой стаж Кеккиева А.Н. составил 33 года 09 месяцев 16 дней, при требуемом 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 15 лет 07 месяцев, при требуемом не менее 16 лет.

Как указывалось выше, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера ответчиком не включен период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 27.03.2017 по 31.12.2017 (09 месяцев 04 дня), при этом ответчиком не оспаривается внесение истцом в спорный период страховых взносов в Пенсионный фонд, указанные периоды включены в страховой стаж.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).

Статья 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. N 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Согласно статье 13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 1).

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2).

Согласно абзацу 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, положения действующего законодательства, возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Согласно п. 4 ст. 22.2 указанного Федерального закона, в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Согласно информации Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия и выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что Кеккиев А.Н. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя – Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства в налоговом органе по месту жительства: <Адрес обезличен>, с 27.03.2017 по 25.10.2018, признавался плательщиком налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога.

Из представленных документов следует, что истцом производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в спорный период, данный обстоятельства не оспаривает ответчик, включив спорный период в страховой стаж истцу.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.09.2015 Кеккиев А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Из показаний свидетелей Журавлева А.В., Корзун Л.А., данных в ходе судебного заседания, следует, что в период работы в качестве индивидуального предпринимателя истец осуществлял свою предпринимательскую деятельность в качестве Главы крестьянского хозяйства на поименованном земельном участке, на котором он занимался растениеводством. Также пояснили, что истец обращался в Центр занятости населения Олонецкого района за предоставлением единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, а впоследствии отчитывался о потраченных суммах.

Согласно договору №ЕФП-6 от 21.03.2017, заключенному между ГКУ РК «Центр занятости населения Олонецкого района» и Кеккиевым А.Н., последнему предоставлена единовременная финансовая помощь на организацию собственного дела в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, а Кеккиев А.Н. обязался использовать выделенные денежные средства на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства на предусмотренные договором цели (п. 1.2 Договора).

В силу п. 2.3 единовременную финансовую помощь разрешено использовать на теплицы, саженцы, материалы.

Истцом предоставлены квитанции за 2017 год о приобретении теплиц, парников, саженцев винограда, крыжовника, яблони, сливы, абрикоса, груши, а также ягод земляники, малины, черешни различных видов, цветов.

Осуществление предпринимательской деятельности в спорный период в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Олонецкого района подтверждается книгой учета расходов и доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) на 2017 год.

Каких-либо доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1993 Олонецкий район включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

Оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что достоверно установлено, что истец в спорный период был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на учете в г. Олонце Республика Карелия, осуществлял уплату страховых взносов, в спорный период проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, осуществлял предпринимательскую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (<Адрес обезличен>).

Соответственно спорный период работы в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского (фермерского) хозяйства 27.03.2017 по 31.12.2017 (09 месяцев 04 дня), подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Принимая во внимание, что страхового стажа истца и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севре, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом включения спорных периодов в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера является достаточно для назначения пенсии (16 лет 04 месяца 05 дней при требуемом не менее 16 лет), суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по назначению истцу пенсии с даты подачи заявления о назначении пенсии, то есть с 17.02.2020.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Включить период работы Кеккиеву А.Н. в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 27.03.2017 по 31.12.2017 в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) назначить Кеккиева А.Н. страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.02.2020.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Кеккиеву А.Н. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение судом изготовлено 02.07.2020.

2-548/2020 ~ М-410/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кеккиев Алексей Николаевич
Ответчики
ГУ УПФ России в г. Соратвала РК (межрайонное)
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Производство по делу приостановлено
29.05.2020Производство по делу возобновлено
29.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Дело оформлено
28.07.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.07.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее