Судья – Власенко В.А. Дело № 33-19217/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.
судей: Башинского Д.А., Смирнова Е.А.
по докладу судьи краевого суда Башинского Д.А.
с участием прокурора < Ф.И.О. >3
при секретаре < Ф.И.О. >4
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >7 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Сочи в интересах МО г-к Сочи обратился в суд с заявлением об обязании администрации города Сочи, администрации Адлерского района города Сочи, администрацию Хостинского района города Сочи обеспечить сохранность и надлежащее содержание 213 индивидуальных жилых домов, принятых в муниципальную собственность в соответствии с постановлениями администрации города Сочи от 05.03.2014 года №360 от 03.09.2015г №2563, от 13.10.2015 №2932 до момента их распределения.
В обоснование своих требований указав, что в соответствии с постановлениями администрации г. Сочи от 05.03.2014 № 360, от 03.09.2015 № 2563, от 13.10.2015 № 2932 в муниципальную собственность принято 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков, на данные объекты недвижимости зарегистрировано право муниципальной собственности. Указанными постановлениями 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков закреплены на праве оперативного управления за администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г. Сочи. Также, на основании акта приема-передачи от <...>, подписанного между департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи и администрацией Адлерского внутригородского района г.Сочи, 51 индивидуальный жилой дом, из указанных 215, принят администрацией Адлерского внутригородского района г. Сочи в оперативное управление. Указанными постановлениями также предусмотрено обеспечение сохранности имущества до момента его распределения. Государственная регистрация права оперативного управления администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г.Сочи на указанные индивидуальные жилые дома не производилась. Таким образом, ответственным лицом за содержание вышеуказанного имущества является администрация г. Сочи. Установлено, что в настоящее время 2 индивидуальных жилых дома, по результатам состоявшихся аукционов проданы, остальные 213 домов, переданных в собственность муниципальному образованию г.Сочи, не распределены (не реализованы). Результаты проведенный прокуратурой г.Сочи проверки свидетельствуют о недостаточной эффективности использования вышеуказанного имущества, созданного за счет бюджетных ассигнований При осмотре жилых помещений, расположенных в незаселенных домах, выявлены факты их ненадлежащего санитарного состояния - образование грибка и плесени на стенах, отслоение штукатурки и обоев, гипсокартона на потолках, возникших вследствие нарушения микроклимата, допущенного, в том числе, ввиду отсутствия в течение длительного времени отопления. Имеют место также случаи откола облицовочных плит цоколей коттеджей, образования грибка и плесени по всей поверхности наружных стен подвальных помещений, территории домов не благоустроены, заросли сорной растительностью. Кроме того, администрацией г. Сочи, администрациями Адлерского и Хостинского районов г. Сочи не обеспечена охрана вышеуказанного имущества, в связи с чем имеют место факты проникновения в жилые помещения посторонних лиц, проживания лиц без определенного места жительства в данных жилых домах, повреждение и уничтожение имущества: повреждение оконных стекол, входных дверей, что подтверждается соответствующими фотоматериалами. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанностей по содержанию объектов жилого фонда, о нарушении интересов муниципального образования город- курорт Сочи.
В судебном заседании помощник прокурора Лазаревского района г. Сочи < Ф.И.О. >5 на удовлетворении настаивал.
Представитель администрации г. Сочи. по доверенности < Ф.И.О. >6 требования заявления не признала.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2016 года заявление прокурора города Сочи об обеспечении сохранности и надлежащем содержании 213 индивидуальных жилых домов – удовлетворено.
Обязали администрацию г. Сочи, Администрацию Адлерского внутригородского района г. Сочи, Администрацию Хостинского внутригородского района г. Сочи обеспечить сохранность и надлежащее содержание 213 индивидуальных жилых домов, принятых в муниципальную собственность в соответствии с постановлениями администрации г. Сочи от 05.03.2014 №360, от 03.09.2015 №2563, от 13.10.2015 №2932 до момента их распределения (реализации).
Не согласившись с указанным судебным актом, представитель администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >7 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции, как принятого незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, и вынесении нового судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора < Ф.И.О. >3, просившего оставить решение районного суда, как законное и не подлежащее отмене либо изменению, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалоба не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Также ст. 22 данного закона принесение представления об устранении нарушений закона является полномочиями прокурора.
Как установлено судом первой инстанции, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории города Сочи осуществлено строительство объектов переселенческого фонда, предназначенных для предоставления взамен недвижимости, изымаемой в целях размещения олимпийских объектов.
В соответствии с постановлениями администрации г. Сочи от 05.03.2014 № 360, от 03.09.2015 № 2563, от 13.10.2015 № 2932 в муниципальную собственность принято 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков, на данные объекты недвижимости зарегистрировано право муниципальной собственности.
Указанными постановлениями 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков закреплены на праве оперативного управления за администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г. Сочи.
Также, на основании акта приема-передачи от <...>, подписанного между департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи и администрацией Адлерского внутригородского района г.Сочи, 51 индивидуальный жилой дом, из указанных 215, принят администрацией Адлерского внутригородского района г.Сочи в оперативное управление. Указанными постановлениями также предусмотрено обеспечение сохранности имущества до момента его распределения
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Частью 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Указанные выводы отражены в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Государственная регистрация права оперативного управления администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г. Сочи на указанные индивидуальные жилые дома не производилась.
Таким образом, ответственным лицом за содержание вышеуказанного имущества является администрация г. Сочи.
В настоящее время 2 индивидуальных жилых дома, по результатам состоявшихся аукционов проданы, остальные 213 домов, переданных в собственность муниципальному образованию г. Сочи, не распределены (не реализованы).
Результаты проведенный прокуратурой г. Сочи проверки свидетельствуют о недостаточной эффективности использования вышеуказанного имущества, созданного за счет бюджетных ассигнований.
При осмотре жилых помещений, расположенных в незаселенных домах, выявлены факты их ненадлежащего санитарного состояния - образование грибка и плесени на стенах, отслоение штукатурки и обоев, гипсокартона на потолках, возникших вследствие нарушения микроклимата, допущенного, в том числе, ввиду отсутствия в течение длительного времени отопления.
Имеют место также случаи откола облицовочных плит цоколей коттеджей, образования грибка и плесени по всей поверхности наружных стен подвальных помещений, территории домов не благоустроены, заросли сорной растительностью.
Кроме того, администрацией г. Сочи, администрациями Адлерского и Хостинского районов г. Сочи не обеспечена охрана вышеуказанного имущества, в связи с чем имеют место факты проникновения в жилые помещения посторонних лиц, проживания лиц без определенного места жительства в данных жилых домах, повреждение и уничтожение имущества: повреждение оконных стекол, входных дверей, что подтверждается соответствующими фотоматериалами приложенными к иску.
В соответствии с ч. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодека Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания жилого помещения возложено на его собственника, при этом последний обязан поддерживать данное помещение в должном состоянии, не допуска бесхозяйственного обращения с ним.
В соответствии с ч. ч. 1,3 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Сложившаяся ситуация создает предпосылки к возможному причинению ущерба муниципальному образованию г. Сочи, нарушению установленного ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования затраченных на строительство бюджетных средств ввиду отсутствия достижения наилучшего результата (распределение жилых домов в полном объеме) с использованием определенного бюджетом объема средств.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанностей по содержанию объектов жилого фонда, о нарушении интересов муниципального образования город- курорт Сочи.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному – неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности < Ф.И.О. >7 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи