№ 5-10/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 апреля 2016 года |
село Шебалино |
Судья Шебалинского районного суда Республики Алтай Унутов Э.Д., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Таптыевой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
В суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Таптыевой А.В.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 26.1, ч.2 ст.28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в частности, выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, которое также указывается в протоколе об административном правонарушении.
Часть 2 ст.12.24 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Из данной нормы следует, что ответственность за нарушение, в частности, Правил дорожного движения может иметь место лишь при условии наступления указанных в ней последствий и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным нарушением указанных Правил.
Как следует из ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 28.1.1 КоАП РФ устанавливает, что в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 данного Кодекса, немедленно после выявления совершения административного правонарушения составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (части 1, 2). Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 данного Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч.2). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.4). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:
1) действия должностных лиц, указанных в части 3 статьи 28.1.1 данного Кодекса, в том порядке, в каком они производились;
2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
4) другие существенные для данного дела обстоятельства (ч.5).
В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра (ч.6).
При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.7). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (ч.8). Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения (ч.9).
Аналогичное требование содержится и в п. 214 Регламента.
В имеющейся в материалах дела схеме ДТП не указаны действия должностных лиц, состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение, заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра, записи о разъяснении лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, а также о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, сведения о вручении копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения, другие существенные для данного дела обстоятельства.
Пункт 215 Регламента предусматривает составление схемы места совершения административного правонарушения при отсутствии признаков административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ.
С учетом изложенного схема ДТП в настоящем деле не может заменить протокол осмотр места совершения административного правонарушения.
В материалах настоящего административного дела, отсутствует императивно предусмотренный КоАП РФ протокол осмотра места совершения административного правонарушения от 26.12.2015, который и зафиксированные в котором обстоятельства имеют существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения данного дела. Указанное является грубым процессуальным нарушением.
Осмотр места совершения административного правонарушения является незаменимым действием, его несвоевременное или некачественное проведение лишает возможности воссоздать полную и точную картину места происшествия, в том числе указать, в частности, момент возникновения опасности, исходные данные для назначения и проведения автотехнических экспертиз для установления у водителя технической возможности избежать ДТП, причинной связи между его действиями и наступившими последствиями.
Отсутствие данных сведений, значимых для данного конкретного дела об административном правонарушении, является существенным нарушением процессуальных требований, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке в рассмотрению дела судья, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1, п.4 ч.1 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол <адрес> от <ДАТА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.24 КоАП РФ, в отношении Таптыевой А.В. и другие материалы в Отдел ГИБДД МО МВД России «Онгудайский».
Судья |
Э.Д. Унутов |