Судебный акт #1 (Решения) по делу № 21-881/2017 от 06.07.2017

Судья Житникова И.И.

Дело №7-1403-2017 (21-881/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е.,рассмотрев в г.Перми 26 июля 2017 года жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-157» Халиуллина И.Р. на решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 27 июня 2017 года, постановление временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 7 марта 2017 года № ** по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-157»,

у с т а н о в и л а:

постановлением временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 7 марта 2017 года № ** Общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление-157» (далее – ООО «СУ-157», Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 27 июня 2017 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе защитника Халиуллина И.Р., указанное постановление изменено путем снижения размера административного штрафа до 150 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ООО «СУ-157» Халиуллин И.Р. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу, указав на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, ссылаясь на то, что Общество в семидневный срок устранило нарушения пункта 5.3.1 ГОСТ 33220-2015, выставило соответствующие дорожные знаки. Полагает, что нарушение подлежит квалификации по статье 12.33 КоАП РФ. Считает, что Общество не может отвечать за естественный процесс износа обочины в результате противоправных действий третьих лиц, за соблюдение ГОСТов, не указанных в договоре на выполнение работ по содержанию дорог, а также за невыполнение работ, которые могут быть выполнены только в летнее время. Также указал, что ГОСТы, на нарушение которых указано в постановлении о привлечении к административной ответственности, носят добровольный характер.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО «СУ-157» Хасанов Р.Г. и защитник Халиуллин И.Р., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимали.

Изучив доводы жалобы, материалы дела по жалобе по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 12.34 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент события правонарушения), несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование данными участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу положений пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

По смыслу приведенных нормативных положений, юридические лица, ответственные за содержание дорог, действуя в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, не должны допускать такого состояния дороги, которое создавало бы угрозу безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Пунктом 5.3.1 ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 года № 1122-ст предусмотрено, что обочины, разделительные и укрепительные полосы автомобильных дорог не должны иметь дефектов, указанных в таблице 3. Занижение обочины с переходным типом покрытия и разделительной полосы в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра не может быть более 5 см.

Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения Российской Федерации) дорожный знак 1.9 «Опасная обочина» предупреждает участок дороги, на котором съезд на обочину опасен.

Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения ООО «СУ-157» к административной ответственности послужило выявление 24 января 2017 года в 18:20 часов в ходе повседневного контроля и надзора за состоянием улично-дорожной сети на автодороге Восточный обход г.Перми, 22 км + 100 метров, недостатков в эксплуатационном состоянии дороги, а именно нарушение ГОСТ 33220-2015: занижение обочины с переходным типом покрытия в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра составляет 7 см, что является нарушением пункта 5.3.1 ГОСТ 33220-2015. Кроме этого, в нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения не были установлены временные дорожные знаки, обеспечивающие правила дорожного движения. Измерение обочины произведено с помощью средства измерения: рейки дорожной универсальной КП-231, заводской номер 1212, свидетельство о поверке № 14/15191, действительно до 27 сентября 2017 года. Недостатки эксплуатационного состояния зафиксированы актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 24 января 2017 года.

25 января 2017 года должностным лицом ГИБДД ООО «СУ-157» было выдано предписание об устранении недостатков: устранить занижение обочины с переходным типом покрытия в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра, превышающий более чем на 5 см, срок исполнения предписания установлен в течение 7 суток с момента получения предписания. Указанное предписание, юридическим лицом в семидневный срок, установленный пунктом 5.3.1 ГОСТ 33220-2015, не выполнено.

Отказывая в удовлетворении требования лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, судья районного суда пришёл к выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ООО «СУ-157» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 12.34 КоАП РФ. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда судья краевого суда не усматривает.

Факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков от 24 января 2017 года, фотоматериалами, которым судьёй районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что являясь ответственным лицом за содержание указанного участка дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, ООО «СУ-157» не выполнило требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.

Вопрос о наличии вины ООО «СУ-157» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом и судьей районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и решении судьи районного суда.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств объективной невозможности исполнения ООО «СУ-157» требований нормативных актов при исполнении обязанности по содержанию дороги суду не представлено.

Таким образом, вопреки доводам жалобы действия Общества по статье 12.34 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Ссылка заявителя жалобы на то, что требования пункта 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 юридическим лицом устранены в сроки, установленные предписанием путём установки соответствующих временных дорожных знаков, не может быть принята во внимание, поскольку в данном случае Обществу вменялось нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ 33220-2015, которое предусматривает занижение обочины с переходным типом покрытия в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра более чем на 5 см. Доказательств того, что обочина приведена в соответствие с требованиями положений пункта 5.3.1 ГОСТ 33220-2015, материалы дела не содержат.

То обстоятельство, что договор на выполнение работ по содержанию дорог не содержит требования о соблюдении Обществом ГОСТ 33220-2015, не является основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу актов, поскольку ООО «СУ-157», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог и сооружений на них в Пермском крае на 2016-2019 годы обязано руководствоваться действующим законодательством, в том числе положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами дорожного движения Российской Федерации, ГОСТом 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, и иными нормативно-правовыми актами, предусмотренными действующим законодательством в области дорожной деятельности.

Довод жалобы о том, что ГОСТ 33220-2015 применяется на добровольной основе, основан на неверном толковании норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения установлены в ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 года № 1122-ст.

Учитывая, что требования пункта 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, соответственно являются обязательными для исполнения, так как в данном случае соответствующие технические нормы направлены на соблюдение безопасности дорожного движения, имеющей своей целью защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий, неразрывно связанной с охраной жизни, здоровья и имущества граждан, участников такого движения.

В целом доводы жалобы аналогичны доводам защитника ООО «СУ-157», изложенным в жалобе, поданной в районный суд, которым судьей районного суда дана оценка, оснований не согласиться с которой судья краевого суда не усматривает. Несогласие с оценкой, данной судьей собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене состоявшихся по делу актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты подлежат изменению в части квалификации совершенного ООО «СУ-157» правонарушения в связи со следующим.

Пунктом 2 Федерального закона от 07.03.2017 № 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившего в силу 18 марта 2017 года статья 12.34 изложена в новой редакции.

Часть 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Часть 2 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

То есть указанный Закон, предусматривая назначение юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, смягчил административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.34 КоАП РФ, так как в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ, санкция статьи 12.34 КоАП РФ предусматривала наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

На основании части 1 статьи 12.34 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2017 № 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Поскольку состоявшиеся по делу акты в законную силу не вступили, с учетом приведенных положений постановление временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 7 марта 2017 года № **, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 27 июня 2017 года подлежат изменению. Совершенное ООО «СУ-157» правонарушение следует квалифицировать по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2017 № 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Учитывая, что при рассмотрении жалобы юридического лица на постановление должностного лица ГИБДД судьей районного суда установлены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, и на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП размер назначенного штрафа был снижен до 150 000 рублей, переквалифицируя действия ООО «СУ-157» со статьи 12.34 КоАП РФ на часть 1 статьи 12.34 КоАП, судья краевого суда считает, что административное наказание назначено ООО «СУ-157» с учетом характера совершенного Обществом правонарушения, объектом которого является обеспечение безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог ответственным за их состояние лицом, конкретных обстоятельств дела, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СУ-157» допущено не было.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решила:

постановление временно исполняющего обязанности заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 7 марта 2017 года № **, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 27 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-157» изменить, квалифицировав совершенное Обществом с ограниченной ответственностью «Строительное управление-157» правонарушение по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 07.03.2017 № 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-157» Халиуллина И.Р. - без удовлетворения.

Судья –подпись-

21-881/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Строительное управление-157"
Другие
Халиуллин Ильдар Рашитович
Хасанов Раиль Гарафович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Хрусталева Людмила Евгеньевна
Статьи

КоАП: ст. 12.34 ч.1

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
06.07.2017Материалы переданы в производство судье
26.07.2017Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее