Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-16/2017 (2-471/2016;) ~ М-480/2016 от 29.11.2016

Дело № 2-16/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия      28 марта 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминова Олега Васильевича к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Министерству по природопользованию и экологии РК и Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу о признании факта наличия реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков и установлении границ земельных участков,

у с т а н о в и л:

Кузьминов О.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК об исправлении кадастровой ошибки и установлении границ земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Министерство по природопользованию и экологии РК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия и Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.

Иск мотивирован тем, что истец на основании договора купли-продажи от 04.06.2011, заключенного между истцом и Шепелевой (Астаниной) Я.А. является собственником земельного участка, расположенного в Лахденпохском районе Республики Карелия, о.Кильпола, северо-западная часть кадастрового квартала, кадастровый номер участка хх.хх.хх., площадью 600 кв.м и расположенного на земельном участке нежилого дома. Шепелева Я.А. являлась собственником данного земельного участка на основании договора купли-продажи, заключенного между Шепелевой Я.А. и администрацией Лахденпохского муниципального района, а ранее пользовалась земельным участком на основании договора аренды от 01.10.2010, заключенного между ней и администрацией Лахденпохского муниципального района на основании постановления администрации № 1137 от 30.09.2010. Границы земельного участка при его образовании были согласованы надлежащим образом с правообладателями и всеми заинтересованными смежными пользователями земельных участков, в том числе и с представителем ГУ РК «Сортавальское центральное лесничество». Земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под дачное строительство. В ходе рассмотрения Лахденпохским районным судом гражданского дела по иску прокурора Лахденпохского района к Кузьминову О.В. о сносе самовольной постройки и взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, по результатам проведенной землеустроительной экспертизы было выявлено, что в сведениях ГКН имеется кадастровая ошибка в отношении земельного участка истца, которая заключается в том, что участок истца встал на учет в иных границах, нежели указано в акте согласования границ его земельного участка. Кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером при выполнении межевания участка. В заключении экспертов указано, что согласованные всеми смежными землепользователями границы участка истца имеют смещение относительно кадастровых границ на северо-восток, в том числе не совпадает количество поворотных точек границ участка, в кадастровой выписке 8 точек, а в акте согласования границ 7. Таким образом, конфигурация фактически существующего земельного участка не соответствует сведениям в ГКН, а его фактические границы не совпадают с юридическими. Данная кадастровая ошибка подлежит устранению, а границы земельного участка уточнению по координатам характерных точек, сведения о которых содержатся в акте согласования границ. Наличие недостоверных сведений в ГКН нарушает права и законные интересы истца, поскольку, исходя из имеющихся данных, строение истца располагается за границами принадлежащего ему земельного участка, тогда как при устранении данной кадастровой ошибки строение будет находиться в границах участка. Ссылаясь на Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», истец просил обязать ответчика исправить кадастровую ошибку в сведениях ГКН о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером хх.хх.хх., расположенного по адресу: хх.хх.хх, о.Кильпола, северо-западная часть кадастрового квартала, и установить границы земельного участка по координатам характерных точек границ, содержащихся в акте согласования границ.

В процессе разрешения дела истцом было заявлено ходатайство об исключении из состава соответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.

Требования истца неоднократно уточнялись его представителями. 06.03.2017 от представителя истца, действующего на основании доверенности Котович Т.В., поступило письменное ходатайство об изменении исковых требований. В заявлении представитель истца уточнил исковые требования и просил суд признать факт наличия реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков с КН хх.хх.хх., расположенного по адресу: хх.хх.хх, хх.хх.хх и смежного с ним земельного участка с КН хх.хх.хх., расположенного по адресу: хх.хх.хх, хх.хх.хх исключить из ГРН имеющиеся в нем сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с КН хх.хх.хх. и внести новые сведения о нем, установив границы по координатам, указанным в письменном ходатайстве, а также исключить из ГРН имеющиеся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с КН хх.хх.хх., внести новые сведения о границах земельного участка по варианту 2 заключения специалиста от 15.12.2016.

В судебное заседание истец Кузьминов О.В., представитель истца Котович Т.В., извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайствовали об отложении дела. Судом в удовлетворении такого ходатайства было отказано.

В судебном заседании, состоявшемся 20.02.2017, представитель истца уточнила, что истец приобрел земельный участок и расположенное на нем строение по возмездному договору. Границы земельного участка предыдущему собственнику были согласованы в установленном законом порядке. Кузьминов О.В. является добросовестным собственником. Его право на земельный участок и дачу никто не оспаривает. Земельный участок с кадастровым номером хх.хх.хх. относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», и никогда эта категория не менялась. Позиция представителя ответчика о том, что Л, согласовавший границы земельного участка от имени лесничества, является неуполномоченным лицом, ничем не подтверждена. Установление границ земельного участка в ином месте невозможно, так как истец защищает свое право не только на земельный участок, но и на строение, расположенное на нем. Истец, в свою очередь, не претендует на земли государственного лесного фонда, он лишь оспаривает правильность установления характерных точек границы земельного участка, смежной с лесным участком.

Представитель ответчика – Министерства по природопользованию и экологии РК, и третьего лица ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», Мартынюк Е.Н., действующая на основании доверенностей, требования истца не признала, пояснив, что лесной участок с КН хх.хх.хх. – это ранее учтенный земельный участок. Материалы лесоустройства введены в действие в 2000 году и согласованы с Райкомземом. Границы земель государственного лесного фонда установлены в соответствии с проектом организации ведения лесного хозяйства и материалами лесоустройства. Материалов по проектированию границ земель государственного лесного фонда не имеется. На спорной территории проектируется национальный парк «Ладожские шхеры». Министерство не наделено полномочиями по установлению границ земельных участков, поэтому не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Более того, истец претендует на земли государственного лесного фонда, следовательно, необходим перевод земель из одной категории в другую. Такими полномочиями также не наделено Министерство по природопользованию и экологии РК. При предоставлении земельного участка Астаниной (Шепелевой) границы согласовало неуполномоченной лицо – Л Лесные земли не могут уменьшаться.

Из объяснений представителя Министерства по природопользованию и экологии РК в ходе судебного разбирательства 10.01.2017 следует, что в 2008 году на территории Лахденпохского района отсутствовали лица, уполномоченные на согласование границ земель лесного фонда.

Представитель третьего лица ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», действующий на основании доверенности Быков А.В., в судебном заседании, состоявшемся 20.02.2017, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером хх.хх.хх. установлены по материалам лесоустройства: планшетам и таксационным характеристикам насаждений. Материалы по проектированию отсутствуют. Истец вправе установить границы своего земельного участка вдоль земельного участка Астанина, не затрагивая земли ГЛФ. Реестровая ошибка отсутствует. Л был его руководителем, согласовывал схемы других земельных участков, просто схема согласований ввела в заблуждение Л

Представители ответчиков Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, представители третьих лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Лахденпохского муниципального района, третьи лица Ш., А., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Из отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК следует, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, просят в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Управлению отказать и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Из письменного отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что в ГКН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером хх.хх.хх., расположенного по адресу: хх.хх.хх, хх.хх.хх, северо-западная часть кадастрового квартала хх.хх.хх., категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под дачное строительство, площадь – 600 кв.м. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Кузьминовым О.В.. Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен 16.10.2009 решением филиала по результатам рассмотрения заявления о постановке на ГКН от 01.10.2009, постановления главы Лахденпохского муниципального района от 10.02.2009 №144 «Об утверждении Астаниной Я.А. акта выбора, проектного плана границ земельного участка под дачное строительство в Лахденпохском районе, п. Тиурула, о. Кильпола», схемы расположения земельного участка, плана границ земельного участка, описания земельного участка от 30.09.2009, подготовленного ООО «Инкос Карго Транс», акта согласования границ земельного участка. По сведениям ГКН на земельном участке расположен объект недвижимости – здание с кадастровым номером хх.хх.хх., местоположение определено как: Республика Карелия, Лахденпохский район, район п.Тиурула, о.Кильпола, наименование - дом, назначение – нежилое здание, площадь 20 кв.м., год завершения строительства 2010. Право собственности на здание зарегистрировано за Кузьминым О.В. Сведения о здании были внесены в ГКН 29.12.2012 в соответствии с п. 5 Порядка включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, на основании сведений, содержащихся в ЕГРП, переданных в Управление Росреестра по РК в установленном порядке. Для выявления и устранения кадастровой ошибки в сведениях ГКН в Филиал должны быть представлены документы: заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка в связи с устранением кадастровой ошибки. В настоящее время граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, кадастровой ошибки в сведениях ГКН не выявлено, документов, подтверждающих наличие кадастровой ошибки, в Филиал не поступало. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Согласно дополнениям к отзыву в настоящее время ГКН содержит информацию о земельном участке с кадастровым номером хх.хх.хх., местоположение определено как: хх.хх.хх категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – использование лесов, площадью 134336 кв.м.. Земельный участок находится в собственности РФ. Сведения о земельном участке были внесены в ГКН 28.10.2016 по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка от 25.10.2016, межевого плана, подготовленного в результате кадастровых работ в связи с образованием девяти земельных участков, путем раздела земельного участка с кадастровым номером хх.хх.хх. расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, земельный участок расположен на территории Лахденпохского и Ладожского кадастровых районов. Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами хх.хх.хх. воспроизведены в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителями в орган кадастрового учета. Реестровой ошибки в сведениях ЕГРП о данных земельных участках не выявлено, документов, подтверждающих наличие реестровой ошибки в сведениях об указанных земельных участках, в орган регистрации не поступало.

Из письменного отзыва Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок следует, что в соответствии с законодательством РФ и законодательством РК полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» не наделено. Поскольку земельный участок истца находится в его собственности Государственный комитет не вправе распоряжаться им, в том числе обращаться с заявлением в ФГБУ «ФКП Росреестра», об учете изменений, указанного земельного участка. Полагают, что комитет является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем просили дело рассмотреть в их отсутствие, удовлетворение требований истца оставляют на усмотрение суда.

Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия в письменном отзыве на исковые требования истца указали, что требования не являются обоснованными, предположение истца о том, что в акте согласования, являющегося частью межевого дела содержатся координаты, отличные от внесенных в ГКН, ничем не подтверждено. В связи с чем просили в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.

В отзыве на изменение исковых требований указали, что если и имеется кадастровая ошибка, то она совершена кадастровым инженером, формировавшим спорный земельный участок и истец вправе предъявить к нему требования, как к лицу ненадлежащим образом осуществившим свою работу. В отсутствие спора о праве предъявление требования к ТУ Росимущества в РК является неправомерным. Кроме того, истцом не представлено достаточных доказательств наличия реестровой ошибки, поскольку выводы эксперта по иному гражданскому делу не соответствуют принципу относимости доказательств. Самостоятельно установить наличие или отсутствие ошибки в действиях лица, выполнившим кадастровые работы, ТУ Росимущества в РК не имеет возможности.

Из письменного отзыва Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу следует, что согласно информации ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» земельный участок истца с КН хх.хх.хх. имеет пересечения с земельным участком с КН хх.хх.хх., который является ранее учтенным объектом недвижимости. Уточнение границ земельного участка истца согласно его требованиям нарушает права и охраняемые интересы РФ на земли лесного фонда. Кроме того, представители Министерства в области лесных отношений и Рослесхоза в составлении акта согласования границ лесного участка участия не принимали. Согласно заключению эксперта № 450 от 13.04.2016 строение, принадлежащее истцу, располагается вне границ его земельного участка, однако по сведениям ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» строение истца располагается в границах земельного участка с КН хх.хх.хх.. Истец может заключить договор аренды лесного участка, на котором располагается его строение, без проведения торгов. В отзыве просят в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

В дополнениях к отзыву указали, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделен полномочиями по согласованию границ земельных участков, смежных с земельными участками из категории земель – земли лесного фонда, по предоставлению в пользование лесных участков и иными полномочиями, которые могут обеспечить восстановление нарушенных прав истца. Департамент является отдельным юридическим лицом и наделен не всеми полномочиями Федерального агентства лесного хозяйства в СЗФО. В случае удовлетворения иска истца исполнить судебное решение Департамент не сможет, просят исключить их из состава ответчиков.

Третьи лица А. и Ш. в судебное заседание не явились. Судом им неоднократно направлялись повестки о явке в судебные заседания. Повестки возвратились за истечением срока хранения. В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, поэтому не является преградой для рассмотрения дела. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Европейского суда по правам человека от 15 мая 2007 г. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 67 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. В связи с изложенным суд считает, что А. и Ш. надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, и полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Уточнив позиции сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

В судебном заседании установлено следующее.

Земельный участок с кадастровым номером хх.хх.хх., площадью 600 кв.м., относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под дачное строительство. Земельный участок расположен в хх.хх.хх хх.хх.хх. В Государственный кадастр недвижимости сведения об указанном земельном участке внесены 16.10.2009 (Т.1 л.д. 183-185).

Указанный земельный участок был предоставлен при следующих обстоятельствах.

10.12.2007 по заявлению Ш.. составлен акт выбора и обследования земельного участка. Согласно указанному акту местонахождение земельного участка определено: РК, Лахденпохский муниципальный район, Хийтольское сельское поселение, район хх.хх.хх, хх.хх.хх, расположен в восточном направлении по отношению к п. Тиурула, на расстоянии менее 1 км. Характеристика земельного участка: под дачное строительство, ориентировочно 600 кв.м. Участок представляет собой площадку с равнинным рельефом, уклон не более 3 градусов. В западном и северном направлении в 50 метрах от границ расположен залив Ладожского озера. На востоке граничит с землями ГЛФ, который заканчивается крутым откосом. В южном направлении границы участка примыкают к участку, находящемуся в собственности А. Территория участка сухая, заболоченность отсутствует, зеленые насаждения отсутствуют. Территория никогда не использовалась, строений, подлежащих сносу, на участке нет. От имени ФГУ «Лахденпохский лесхоз» акт выбора подписан Л (Т. 2 л.д. 118-119).

12.09.2008 составлен акт согласования границ указанного земельного участка. Границы указанного земельного участка согласованы с представителем ГУРК «Сортавальское центральное лесничество» (Т. 1 л.д. 174-175).

10.02.2009 Постановлением Главы Лахденпохского муниципального района № 144 ФИО9 (Ш.) утверждены акт выбора и обследования земельного участка 10.12.2007 и проектный план границ земельного участка (Т. 1 л.д. 164-165).

09.06.2009 границы указанного земельного участка согласованы с и.о. руководителя ТУ Росимущества по РК Д. (Т. 1 л.д. 176-177).

На основании Постановления Администрации Лахденпохского муниципального района (далее АЛМР) от. 30.09.2010 № 1137 между АЛМР и Ш.. 15.07.2010 был заключен договор аренды указанного земельного участка (Т.2 л.д. 108-115).

На основании поданной декларации, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 01.12.2010 за Ш. 01.12.2010 было зарегистрировано право собственности на нежилой дом, площадью 20 кв.м. 21.02.2011 между АЛМР и Ш. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером хх.хх.хх., который прошел государственную регистрацию.

04.06.2011 между Ш. и Кузьминовым О.В. был заключен договор купли продажи нежилого дома, площадью 20 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером хх.хх.хх. (Т. 1 л.д. 18-22). 01.07.2011 за Кузьминовым О.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером хх.хх.хх. и нежилой дом, расположенный на указанном земельном участке (Т.1 л.д. 9-10, 183-185).

В настоящее время Государственный реестр недвижимости содержит сведения о праве собственности Кузьминова О.В. на указанный земельный участок и строение, расположенное на нем. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Поворотные точки границ указанного земельного участка определены в следующих координатах: точка 1 - x 279845,90, y 1284727,66; точка 2 - x 279854,98, y 1284728,52; точка 3 - x 279863,25, y 1284726,69; точка 4 - x 279864,91, y 1284719,02; точка 5 - x 279860,97, y 1284712,12; точка 6 - x 279849,93, y 1284707,76; точка 7 - x 279834,03, y 1284704,87; точка 8 - x 279830,76, y 1284725,02 (Т. 1 л.д. 11-14).

Земельный участок с кадастровым номером 10:10:0000000:236, площадью 134 336 кв.м., относится к категории «земли лесного фонда» и является собственностью Российской Федерации. Границы указанного земельного участка установлены 28.10.2016 в соответствии с требованиями действующего законодательства (Т.1 л.д. 105-174)

Из искового заявления и объяснений представителя истца следует, что истец оспаривает правильность установления границ земельного участка с кадастровым номером 10:10:0000000:236, полагая, что в сведениях ГРН имеется реестровая ошибка, просит устранить реестровую ошибку путем установления границ земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статьёй 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

До 01.01.2017 действовал федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее в т.ч. Закон о кадастре). В соответствии с п. 1 ст. 28 указанного закона ошибками в государственном кадастре недвижимости признавались: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).

Исходя из ч. 4 данной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежала исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В соответствии с пунктами 7, 9 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежало в установленном настоящим федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Так, в частности, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (части 1 и 2 ст. 39 Закона о кадастре).

По существу аналогичные нормы содержаться и в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенном в действие с 01.01.2017 года (далее Закон о регистрации). Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

В соответствии с частями 8 и 10 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны (часть 11).

В соответствии с частью 3 ст. 61 указанного закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В силу ч. 6 той же статьи орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В судебном заседании установлено, что истец оспаривает правильность установления границ земельного участка лесного фонда.

К исковому заявлению истцом была приложена копия экспертизы № 450/16 от 17.07.2016, проведенная в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-90/2016 по иску прокурора к Кузьминову О.В. о сносе самовольной постройки (решение суда не вступило в законную силу). Анализ указанного документа позволяет прийти к выводу, что экспертиза проведена, в том числе, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером хх.хх.хх. и расположенного на нем строения.

Из указанного заключения эксперта следует, что согласованные всеми смежными землепользователями границы участка Кузьминова О.В. не совпадают границами названного участка по данным ГКН, имеют смещение относительно кадастровых границ участка Кузьминова О.В. на северо-восток. Строение полностью расположено в согласованных границах участка Кузьминова О.В. Указанный участок не имеет собственных ограждений (существующих на местности фактических границ). Местоположение границ земельного участка Кузьминова О.В., соответствующих Акту согласования границ участка ответчика, однозначно ориентировано относительно следующих объектов искусственного происхождения: фактического забора участка А., оси существующих дорог, канавы, столбов ЛЭП.

Кроме того, в сведениях государственного кадастра недвижимости имеется кадастровая ошибка в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:10:0010142:194, которая заключается в том, что участок Кузьминова О.В. встал на кадастровый учет в иных границах, нежели указано в акте согласования границ его земельного участка. Кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером при выполнении межевания участка (Т. 1 л.д. 23-43).

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, эксперты, проводившие указанную землеустроительную экспертизу, С. и М. пояснили, что земельный участок Кузьминова О.В. с кадастровым номером хх.хх.хх. имеет реестровую ошибку, которая заключается в неверном определении координат земельного участка при его межевании. По фактическому землепользованию земельный участок и строение находятся в согласованном месте. Реестровая ошибка заключается не только в неверном определении координат. Так, при согласовании земельный участок имел семь точек, а в ГРН таких точек восемь. Сместить земельный участок невозможно, так как участок, который использует Кузьминов О.В. – это поляна, а при смещении будет другой рельеф. С учетом качественных характеристик в случае передвижения - это будет уже другой участок. По картографическим материалам ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» точно определить границы ГЛФ невозможно, так как имеется очень большая погрешность. В 1 мм на планшете лесоустройства – 25 метров земли. Иных данных не имеется.

Анализ представленных доказательств позволяют суду прийти к выводу, что право истца на земельный участок с кадастровым номером хх.хх.хх. возникло на законных основаниях, и это право в судебном заседании не оспаривалось, так как соответствующие требования не заявлялись.

По мнению суда, в сведениях Государственного реестра недвижимости в отношении указанного земельного участка имеется реестровая ошибка, так как при межевании неверно определены координаты земельного участка. Фактически в ГРН внесены координаты земельного участка истца, которые не соответствуют ни сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих право на земельный участок, ни сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, ни фактическому землепользованию. Следовательно, при установлении границы лесного участка с кадастровым номером хх.хх.хх., смежной с земельным участком истца, также имеется реестровая ошибка, заключающаяся в неверном определении координат.

Позиция представителя ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» об отсутствии реестровой ошибки голословна, и ничем не подтверждена.

Также суд приходит к выводу, что точность определения координат земельного участка, внесенных в ГРН при установлении спорной (смежной) границы между земельным участком хх.хх.хх. и лесным участком хх.хх.хх., не подтверждается никакими доказательствами.

Истец фактически оспаривает лишь правильность установления смежной границы между земельными участками, отнесенным к категориям «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли лесного фонда».

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

Из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса). Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного и настоящего Кодекса.

Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов. В соответствии с положениями статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями статьи 68.1, 69 ЛК РФ, частей II и III Лесоустроительной инструкции, проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства проведения таких работ.

Настаивая на правильности установления границ, представитель Министерства по природопользованию и экологии РК отмечала, что спорная граница установлена на основании Приказа Рослесхоза «Об определении количества лесничеств на территории Республики Карелия и установлении их границ», проекта организации и ведения лесного хозяйства Лахденпохского лесхоза (Т. 2 л.д. 42-58), планшета лесоустройства от 1998 года (Т. 2 л.д. 59).

Вместе с тем, указанные документы не содержат точных описаний границ лесничества. Очевидно, что планшет лесоустройства составлен в большом масштабе. В данном случае следует согласиться с мнением экспертов о большой погрешности такого документа. Учитывая минимальную площадь земельного участка истца, всего 600 кв.м. (то есть ориентировочно 20 м. х 30 м.), суд приходит к выводу, что в деле отсутствуют документы, свидетельствующие о правильности определения координат лесного участка (смежной границы с земельным участком истца), внесенных в ГКН (ГРН) в 2016 году, на основании планшета лесоустройства.

Между тем, точное описание местоположения земельного участка, принадлежащего истцу, содержится в акте выбора земельного участка, утвержденного Постановлением от 10.02.2009 № 144. Границы земельного участка согласованы в установленном законом (действующим в момент согласования) порядке.

Суд находит голословной позицию представителя Министерства о ненадлежащем согласовании границ земельного участка истца при его образовании. Так, ссылаясь на отсутствие полномочий у Л (до 19.03.2008 – директора ГУ РК «Лахденпохский лесхоз», в связи с реорганизацией с 19.03.2008 по 20.07.2009 – заместитель начальника ГУ РУ «Сортавальское центральное лесничество», в связи с реорганизацией с 27.07.2009 – начальник ГУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», в связи с изменением типа учреждений с 19.10.2011 по 27.02.2013 – начальник ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» (Т. 2 л.д. 16-18, 103-104)) на согласование границ земельных участков в виду отсутствия у последнего доверенности, представитель затруднилась назвать лицо, уполномоченное в спорный период на согласование границ земельных участков в Лахденпохском районе. Представитель ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» Быков А.В. также настаивая на отсутствии у Л полномочий на согласование границ, отметил, что длительное время Л руководил Лахденпохским центральным лесничеством и согласовывал границы земельных участков, граничащих с ГЛФ. Доказательств наличия соответствующих полномочий у иного лица, суду не предоставлено. Более того, материалы дела свидетельствуют, что при образовании земельного участка с кадастровым номером хх.хх.хх., его границы были также согласованы с и.о. руководителя ТУ Росимущества по РК Д. (л.д. Т.1 л.д. 176-177), полномочия которого не оспариваются.

Суд не принимает во внимание позицию ответчика о том, что для установления границ в предлагаемых истцом вариантах, необходимо изменение категории земель. Так, указанный довод, по мнению суда, не основан на нормах права и не имеет под собой оснований, поскольку истец, вопреки утверждениям представителя Министерства, не претендует на лесной участок, а обращается за защитой нарушенного права собственности на земельный участок другой категории - «земли сельскохозяйственного назначения».

По тем же основаниям не может быть принят во внимание довод о создании, в том числе в 142 квартале Хийтольского участкового лесничества», национального парка «Ладожские шхеры» (Т. 1 л.д. 135-149), как указано выше истец не претендует на земельный участок, расположенный на землях ГЛФ, поскольку истец просит восстановить нарушенное право на земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения» и на капитальное строение, расположенное на том же земельном участке.

По мнению суда, надлежащим ответчиком по заявленному спору об установлении смежной границы между земельными участками хх.хх.хх. является Министерство по природопользованию и экологии РК, поскольку в силу п. 7 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 № 206-П в области лесных отношений Министерство осуществляет полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством. Очевидно, что споры по границам земельных участков разрешаются между их правообладателями.

В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Как указано выше в отношении земельного участка истца и лесного участка имеются реестровые ошибки в определении координат земельных участков, которые в целях восстановления нарушенного права истца, подлежат устранению путем установления координат характерных точек границ земельных участков.

По мнению суда, учитывая отсутствие достигнутого соглашения между правообладателями земельных участков по границам, реестровая ошибка должна быть устранена на основании судебного решения, следовательно, суд удовлетворяет требования истца об установлении спорных границ по координатам, определенным в заключении специалиста от 15.12.2016 (Т. 2 л.д. 73-82).

В судебном заседании эксперты С. и М. подтвердили правильность определения координат в заключении специалиста от 15.12.2016, отметив, что по 1 варианту установления границ земельных участков, предложенному специалистом, лесной участок уменьшится примерно на 5 кв.м., а в случае определения границ по второму варианту, то есть между точками 95 и 105, площадь лесного участка не уменьшается, лесничеству менять ничего не придется, изменятся лишь несколько координат участка.

Суд приходит к выводу о необходимости исключения из ГРН сведений о следующих неверных координатах земельного участка истца: точка 1 - x 279845,90, y 1284727,66; точка 2 - x 279854,98, y 1284728,52; точка 3 - x 279863,25, y 1284726,69; точка 4 - x 279864,91, y 1284719,02; точка 5 - x 279860,97, y 1284712,12; точка 6 - x 279849,93, y 1284707,76; точка 7 - x 279834,03, y 1284704,87; точка 8 - x 279830,76, y 1284725,02, и в порядке исправления реестровой ошибки установления границ земельного участка с кадастровым номером 10:10:001 01 42:194, согласно второму варианту, предложенному специалистом (Приложение 3 Т. 2 л.д. 80): точка 1 - х 279842,41, y 1284716,53; точка 2 - x 279838,40, y 1284741,10; точка 3 - x 279853,93, y 1284749,84; точка 4 - x 279859,89, y 1284749,84; точка 5 - x 279869,12, y 1284745,11; точка 6 - x 279868,73, y 1284739,69; точка 7 - x 279862,92, y 1284732,22, а также установления границы земельного участка с кадастровым номером 10:10:0000000:236, частично смежной с границами земельного участка истца, по координатам характерных точек границ, имеющих следующие значения: точка 96 - x 279839.60, y 1284668.58; точка 97 - x 279844.31, y 1284683.88; точка 98 - x 279842.41, y 1284716.53; точка 99 - x 279838.40, y 1284741.10; точка 100 - x 279853.93, y 1284749.84; точка 101 - x 279859.89, y 1284749.84; точка 102 - x 279869.12, y 1284745.11; точка 103 - x 279868.73, y 1284739.69; точка 104 - x 279862.92, y 1284732.22.

Суд отдает предпочтение второму варианту (Приложение 3), предложенному специалистом, так как при установлении границ в таких координатах площадь лесного участка с кадастровым номером 10:10:0000000:236 не уменьшается (Т. 2 л.д. 80), а относительно сведений ГРН земельный участок истца перемещается лишь на несколько метров. Также суд не находит возможным установить границы земельного участка истца по варианту, предложенному представителем Министерства (вдоль земельного участка А.), поскольку как верно отмечено в судебном заседании экспертами, с учетом качественных характеристик, при таком перемещении – это будет иной объект.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать реестровой ошибкой сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 10:10:001 01 42:194 в части координат характерных точек границ, имеющих значение: точка 1 - x 279845,90, y 1284727,66; точка 2 - x 279854,98, y 1284728,52; точка 3 - x 279863,25, y 1284726,69; точка 4 - x 279864,91, y 1284719,02; точка 5 - x 279860,97, y 1284712,12; точка 6 - x 279849,93, y 1284707,76; точка 7 - x 279834,03, y 1284704,87; точка 8 - x 279830,76, y 1284725,02, исключив сведения о таких характерных точках из Единого государственного реестра недвижимости.

В порядке исправления реестровой ошибки установить границы земельного участка с кадастровым номером 10:10:001 01 42:194, частично смежные с границей земельного участка с кадастровым номером 10:10:0000000:236, по координатам характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 10:10:001 01 42:194, имеющих следующие значения характерных точек: точка 1 - х 279842,41, y 1284716,53; точка 2 - x 279838,40, y 1284741,10; точка 3 - x 279853,93, y 1284749,84; точка 4 - x 279859,89, y 1284749,84; точка 5 - x 279869,12, y 1284745,11; точка 6 - x 279868,73, y 1284739,69; точка 7 - x 279862,92, y 1284732,22.

Признать реестровой ошибкой сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 10:10:0000000:236 между точками 95 и 105, частично смежной с границами земельного участка с кадастровым номером 10:10:001 01 42:194 (Приложение 2 к заключению специалиста).

В порядке исправления реестровой ошибки исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек с 96 по 104, установив границу земельного участка с кадастровым номером 10:10:0000000:236, частично смежную с границами земельного участка с кадастровым номером 10:10:001 01 42:194, по координатам характерных точек границ, имеющих следующие значения: точка 96 - x 279839.60, y 1284668.58; точка 97 - x 279844.31, y 1284683.88; точка 98 - x 279842.41, y 1284716.53; точка 99 - x 279838.40, y 1284741.10; точка 100 - x 279853.93, y 1284749.84; точка 101 - x 279859.89, y 1284749.84; точка 102 - x 279869.12, y 1284745.11; точка 103 - x 279868.73, y 1284739.69; точка 104 - x 279862.92, y 1284732.22.

Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в пользу Кузьминова Олега Васильевича судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                     И.В.Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 03.04.2017.

Копия верна: судья И.В.Жданкина

2-16/2017 (2-471/2016;) ~ М-480/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьминов Олег Васильевич
Ответчики
УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.
Территориальное Управление Федерального агенства по управлению государственным имществом в Республике Карелия
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок
Министрество по природопользованию и экологии РК
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Другие
Котович Т.В.
Астанину К.Ю.
АЛМР
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
ФГБУ "ФКП "Росреестра"
Шепелевой Я.А.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
29.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2016Передача материалов судье
29.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.12.2016Предварительное судебное заседание
19.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2017Судебное заседание
10.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2017Дело оформлено
10.07.2017Дело передано в архив
13.11.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.11.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.12.2017Судебное заседание
27.12.2017Судебное заседание
29.12.2017Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее