Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,
при секретаре – ФИО7,
с участием прокурора – ФИО8,
представителя ответчика – ФИО10,
представителя третьего лица МКУ Департамент городского хозяйства – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО3, ФИО1, ФИО2 к Администрации <адрес> о понуждении предоставить в собственность благоустроенное жилье вне очереди, третьи лица – Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Совет Министров Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Управление Федеральной миграционной службы по <адрес>,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении предоставить ФИО3, ФИО1, ФИО2 другое благоустроенное, равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого, расположенного по адресу: <адрес>. Свои требования мотивирует тем, что <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности в равных долях ФИО3, ФИО1, ФИО2. Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО3 проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами Администрации <адрес> требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, обосновав их тем, что данный дом в настоящее время включен в реестр аварийного жилья. Многоквартирный дом включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Совета Министров Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме. На протяжении длительного времени администрацией <адрес> не приняты меры по изъятию земельного участка на котором расположен многоквартирный дом, выкупу жилых помещений, переселению граждан из аварийного дома и предоставлению равнозначных жилых помещений жильцам указанного дома. Бездействие администрации <адрес> нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийным. Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья. Просит обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО3, ФИО1, ФИО2 в собственность вне очереди, равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последними в данный момент, расположенного по адресу: <адрес> в черте муниципального образования городской округ Симферополь.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> РК.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены – Министерство жилищно – коммунального хозяйства РК, Управление Федеральной миграционной службы по РК.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Совет Министров Республики Крым.
В судебном заседании помощник прокурора уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Администрации <адрес> – ФИО10 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что сроки отселения в законе не нормированы, поскольку они определяются совокупностью факторов, выявляемых индивидуально в каждом отдельном случае. При включении жилого помещения в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда сроки переселения выступают обязательной составляющей программы. Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст. 32 ЖК РФ. Администрация <адрес> считает, что права истца не нарушаются, а в связи с включением дома по <адрес> в <адрес> в региональную Программу, утвержденную ДД.ММ.ГГГГ, увеличивает варианты возможного решения жилищного вопроса. Согласно региональной Программе, переселение должно произойти в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в принятом Администрацией <адрес> постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» был установлен срок отселения для физических и юридических лиц из многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное постановление Администрации <адрес> прокуратурой <адрес> не обжаловано и является действующим. В настоящее время МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> проводятся мероприятия по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Со стороны собственников либо нанимателей многоквартирного дома в адрес Администрации <адрес> каких-либо заявлений и обращений относительно сноса аварийного дома не поступало. Также отсутствует волеизъявление истца о даче согласия на изъятие земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных либо государственных нужд.
Представитель третьего лица – МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений требования о сносе или реконструкции дома в разумный срок. На случай если собственники помещений в многоквартирном доме сами не сносят и не реконструируют дом в установленный срок, в ч.10 ст. 32 ЖК РФ есть специальное указание: земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. По соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое помещение. Ответа собственников о согласии либо отказе в сносе, либо реконструкции жилого дома, признанного аварийным в администрацию <адрес> не поступало. Прокурором <адрес> не представлено суду доказательств о решении собственников многоквартирного дома о принятии решения о его сносе либо реконструкции за свой счет, как это предусмотрено законом.
Представители третьих лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, Управления ФМС по <адрес>, Совета Министров Республики Крым в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседании извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ выданного согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3, ФИО1, ФИО4 в равных долях являются собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.7), что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.5,56-59). Согласно выписке из ЕГРН общая площадь квартиры составляет 21,6 кв.м.
В соответствии с Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес>-а, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7).
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в вышеуказанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ года№, а именно, установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления – до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с признанием вышеуказанного многоквартирного дома аварийным, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Прокуратуру <адрес> с заявлением о принятии мер реагирования, путем предъявления в ее интересах искового заявления в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ о понуждении предоставить ему на состав семьи из 4-х человек на праве собственности другую новую благоустроенную квартиру, равнозначную жилому помещению в котором он проживает в настоящий момент (л.д.3).
Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО3 проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами Администрации <адрес> требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Проверкой установлено, что в соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный <адрес>-а, расположенный по <адрес> в <адрес> признан аварийным (л.д.9-10).
До настоящего времени ФИО3, ФИО1, ФИО2 взамен занимаемого жилого помещения, иное равнозначное жилое помещение не предоставлено.
В соответствии с п. 3 ст. 2 и ч.ч. 1 и 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений ч.ч. 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах» (далее – Региональная Программа»), согласно которому вышеуказанный многоквартирный <адрес>-а, расположенный по <адрес> в <адрес>, включен в данную Региональную программу.
Поскольку многоквартирный дом включен в указанную Региональную Программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с Региональной Программой органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> обеспечивают:
- информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в Программе;
- предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;
- проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах на территории Республики Крым, включенных в текущий этап Программы, об условиях, сроках, порядке переселения и порядке изъятия жилых помещений;
- проведение оценки степени готовности к реализации Программы (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений либо о приобретении жилых помещений у застройщика либо на вторичном рынке жилья; степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие);
- проведение сравнительного анализа и оценки экономической эффективности каждого из способов переселения на ближайшие три года реализации Программы и направление предложений в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;
- самостоятельно за счет собственных средств выполнение мероприятий по определению (в том числе формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановка земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации) и выделению земельных участков, соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере земельных отношений и градостроительства, и их инженерной подготовке для строительства в рамках Программы;
- заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;
- формирование целевых показателей (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья путем его строительства или приобретения, по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;
- выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;
- организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 – 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, принадлежащее в настоящее время ФИО11, ФИО1, ФИО2 на праве собственности, находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, который включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, следовательно, исходя из содержания приведенных выше норм права, ФИО11, ФИО1, ФИО2 имеют право в связи с признанием жилого дома аварийным на внеочередное предоставление другого благоустроенного, равнозначного по площади жилого помещения взамен занимаемого.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При таких обстоятельствах, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства и требования законодательства, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для понуждения Администрации <адрес> предоставления истцам ФИО11, ФИО1, ФИО2 другого благоустроенного, равнозначного по площади жилого помещения взамен занимаемого.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 264-268 ГПК РФ, суд-
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>-░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░ 21,6 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.