Судья: Кобзарева О.А. Дело № 33-35467/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 ноября 2017 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 июня 2017 года по делу по иску Грачева С.Н. к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социального развития Московской области об обязании выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истца Грачева С.Н., представителя МОРО ФС РФ – Ковалевой А.З.,
УСТАНОВИЛА:
Грачев С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социального развития Московской области об обязании выплатить в порядке наследования компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обосновании требований указал, что его мать Грачева А.И. обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 686,60 рублей. Управлением были приняты решения о предоставлении Грачевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Однако выплата компенсации не была произведена. 17 ноября 2014 года Грачева А.И. умерла. Истец вступил в права наследования к имуществу умершей Грачевой А.И., в том числе права на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что свидетельством о праве на наследство по закону от 19 ноября 2015 года выданным нотариусом г. Балашиха Журавлевой Т.И. реестровый номер 7-3796. В июне 2015 года истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, однако в выплате было отказано, рекомендовано обратиться в филиал №9 ГУ-МОРО ФСС РФ с аналогичным заявлением. Однако в выплате компенсации было также отказано.
В судебное заседание истец Грачев С.Н. не явился, ранее в судебных заседаниях исковые требования поддерживал.
В судебное заседание представитель Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не явился.
Представитель Министерства социального развития Московской области в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 15 июня 2017 года исковые требования удовлетворены частично: с Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 9) в пользу Грачева С.Н. взысканы в счет компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации денежные средства в размере 20 686 руб. 60 коп., расходы по оплате юридических услуг в сумме 1 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 820 руб. 00 коп. В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Московской области, а также требований о компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставленных инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 11 указанного Закона, п. 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу ч. 6 ст. 11 названного Федерального закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ (ч. 8 ст. 11.1 Федерального закона № 181 -ФЗ).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 Федерального закона № 181-ФЗ).
Статьей 26.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 №2423-р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам были возложены на органы исполнительной власти Московской области.
В рамках исполнения данного Соглашения уполномоченным органом по реализации данной социальной услуги являлось Министерство социального развития Московской области и его отделы.
14 октября 2014 года между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерством социального развития Московской области было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 01 января 2015 года Фонду социального страхования.
Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26 декабря 2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26 декабря 2014 года.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка выплаты компенсация, инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида (либо лица, представляющего его интересы) о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Пунктом 6 Порядка установлено, что решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Из анализа ст. 1183 ГК РФ следует, что наследники имеют право на получение соответствующих сумм, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.
Получение (выплата) причитающихся инвалиду сумм компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права инвалида на получение такой компенсации.
Выплате компенсации предшествует обращение инвалида с соответствующим заявлением, а также Принятие уполномоченным органом решения о предоставлении компенсации в определенном размере, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством.
Принятие данного решения о предоставлении компенсации уполномоченным органом влечет его обязанность выплатить конкретному лицу компенсацию в определенном размере.
В случае смерти инвалида наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что является личным субъективным правом инвалида как субъекта правоотношений по социальному обеспечению конкретного вида, однако, если при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, уполномоченным органом было принято решение о ее выплате, то есть право на получение компенсации инвалидом уже признано уполномоченным органом, то данные суммы компенсации подлежат включению в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Грачева А.И. состояла на учете в Балашихинском управлении социальной защиты населения Московской области по обеспечению техническими средствами реабилитации с 30 сентября 2011 по 30 ноября 2014 года. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Грачевой А.И. по состоянию здоровья полагались бесплатные средства технической реабилитации, в том числе, подгузники. Поскольку полагающиеся Грачевой А.И. средства технической реабилитации предоставлены не были, то эти средства в 2014 году приобретены ею за собственный счет в размере 20 686 рублей. Грачева А.И. обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области с заявлениями о выплате и перечислении ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Балашихинским управление социальной защиты населения Московской области приняты решения о предоставлении Грачевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства. 17 ноября 2014 года Грачева А.И. умерла, ко дню смерти полагающаяся ей сумма компенсации не выплачена. Наследником к имуществу Грачевой А.И. является ее сын - истец по делу. 19 ноября 2015 года Грачевым С.Н. получено свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 686 рублей. В июне 2015 года Грачев С.Н. обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 686 рублей. На данное заявление Грачевым С.Н. получено письмо, в котором было рекомендовано для получения компенсации обратиться в филиал № 9 ГУ МОРО ФСС, осуществляющий данные полномочия. После чего Грачев С.Н. обратился в филиал № 9 ГУ МОРО ФСС с заявлением о выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 20 686 рублей. 02 декабря 2015 года истцу было отказано в выплате компенсации по тем основаниям, что обязательства по выплате инвалидам компенсаций возникла только в 2015 году, тогда как с заявлением о выплате инвалид обратился в 2014 году, в связи с чем основания для выплаты у Фонда социального страхования отсутствуют.
Из ответа Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области следует, что в 2014 году на обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями на счет Балашихинского управления социальной защиты населения были перечислены денежные средства в сумме 22594534, 86 руб., всего требовалось денежных средств в сумме 27654199,68 руб., недофинансирование в сумме 5059664,82 руб. Последние выплаты компенсаций расходов по приобретению технических средств перечислены гражданам с учетом очередности в сентябре 2014 года. Следующие перечисления в 2014 году не осуществлялись по причине недофинансирования. Грачева А.И., обратилась с заявлениями о выплате компенсаций расходов на приобретение памперсов в октябре, ноябре 2014 года, была одной из последних в очереди в связи с этим ей и другим гражданам денежные средства не перечислялись. 31 декабря 2014 года переданы Филиалу № 9 ГУ Московской области регионального отделения фонда социального страхования заявления о возмещении расходов но приобретению технических средств инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не получивших компенсации в 2014 году, с указаниями сумм долга, что подтверждается представленными актами (№№ 2,3) приеме-передачи заявлений.
Таким образом, судом правомерно установлено, что при жизни Грачевой А.И. на основании поданных ею заявлений Балашихинским управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и определен их размер. Соответственно, принятие такого решения влечет обязанность уполномоченного органа по выплате указанной компенсации. Следовательно, неполучение Грачевой А.И. при жизни по независящим от нее причинам данной компенсации влечет включение определенных уполномоченным органом к выплате сумм компенсации в наследственную массу на основании положений ст. 1183 ГК РФ.
В силу п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года №240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации на указанные цели осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ в виде межбюджетных трансфертов.
В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации, финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий.
Учитывая, что в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №2423-р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, проживающим на территории Московской области, были возложены на органы исполнительной власти Московской области, а с 01 января 2015 года данные полномочия возложены на Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Поскольку решения о предоставлении Грачевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Балашихинским управлением социальной защиты населения были приняты, однако, Грачевой А.И. денежные средства не перечислялись по причине недофинансирования, что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств, судебная коллегия соглашается с выводами суда об установлении отсутствия достаточного финансирования у Балашихинского управления социальной защиты населения из федерального бюджета условий для реализации принятых решений о предоставлении инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу обоснованно указан орган, осуществляющий в настоящее время полномочия по обеспечению проживающих на территории Московской области инвалидов техническими средствами реабилитации, то есть Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с указанными обстоятельствами, суд правомерно сделал вывод о том, что права истца Грачева С.Н., как наследника к имуществу своей матери Грачевой А.И., состоящему из неполученной суммы компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации за 2014 год в сумме 20 686, 60 руб., нарушены и подлежат восстановлению путем взыскания указанной суммы компенсации с ответчика - Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 9).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истцом Грачевым С.Н. не представлено суду доказательств того, в чем конкретно выразилось нарушение его личных неимущественных прав либо принадлежащих ему иных нематериальных благ, обстоятельства причинения вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом, а потому в удовлетворении указанных требований было отказано.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи