Дело № 2-2226/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Кашиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Володиной В.А.,
представителя ответчика Климушевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте
18 июля 2019 года гражданское дело по иску прокурора города Ухты, действующего в интересах Шамсутдиновой Р.В., к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Шамсутдиновой Р.В. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи 1 человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора специализированного жилого помещения, в пределах территории МОГО «Ухта». В обоснование заявленных требований указав, что Шамсутдинова Р.В. является лицом из числа детей-сирот. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение Шамсутдиновой Р.В. не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Володина В.А. на заявленных требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Истец Шамсутдинова Р.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину уважительности неявки суду не представила.
Представитель администрации МОГО «Ухта» Климушева В.В., выступая в суде, требования прокурора не признала. При этом право истца на предоставление ответчиком жилого помещения не оспаривала, однако полагала, что оно должно быть реализовано в порядке очередности.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрение дела извещен надлежащим образом. В представленном в суд отзыве представитель Комитета Канева М.С. ходатайствовали о рассмотрении дела в её отсутствие, требования прокурора не признала, поддержав позицию администрации МОГО «Ухта».
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, Шамсутдинова Р.В., <...> г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать А.Р. умерла <...> г., отец в актовой записи о рождении записан со слов матери.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. на администрацию МОГО «Ухта» возложена обязанность включить Шамсутдинову Р.В. в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Указанным судебным актом установлено, что согласно информации сектора опеки и попечительства по .... за Шамсутдиновой Р.В. жилое помещение не закреплялось. В период с <...> г. по <...> г. истец воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в ГУ РК «Детский дом № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ...., была зарегистрирована по месту пребывания в детском доме по адресу: ...., снята с учета по достижению возраста 18 лет. Согласно данным администрации МОГО «Усинск» сведения о регистрации истца по месту жительства в .... отсутствуют. В период с <...> г. по <...> г. и с <...> г. по <...> г. Шамсутдинова Р.В. отбывала наказание в исправительных учреждениях. Шамсутдинова Р.В. имеет троих несовершеннолетних детей: С., <...> г. г.р., уроженца ...., А., <...> г. г.р., уроженца ...., Д., <...> г.р. Согласно сведениям ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница» от <...> г. несовершеннолетние дети истца А. и Д. наблюдаются в данном медицинском учреждении.
По сообщению ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» от <...> г. № ...., Шамсутдинова Р.В. состоит на контроле территориального центра социальной помощи семье и детям в отделении помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и замещающим семьям с <...> г. по <...> г. и с <...> г. и по настоящее время. В период с <...> г. по <...> г. на учете не состояла, поскольку проживала в .....
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми сведения по всем субъектам Российской Федерации о наличии в собственности Шамсутдиновой Р.В. и её детей недвижимого имущества отсутствуют.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда от <...> г. постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. № .... Шамсутдинова Р.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно сведениям КУМИ МОГО «Ухта», Шамсутдинова Р.В., зарегистрированной на территории МОГО «Ухта», не значится.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми от <...> г. № ...., сведения о наличии в собственности Шамсутдиновой Р.В. недвижимого имущества отсутствуют. Иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения истцу не предоставлено.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу п. 1 ст. 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменном форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер и по обеспечению жилыми помещениями относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В силу п. п. 7 и 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23 утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 кв.м на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.
Проанализировав вышеприведенные положения действующего законодательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно то, что Шамсутдинова Р.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности или по договору социального найма пригодного для проживания жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих льготному обеспечению жильем, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Ухты, заявленные в интересах Шамсутдиновой Р.В., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом доводы ответчика о том, что права и законные интересы истца ответчиком не нарушались, поскольку обеспечение детей-сирот и лиц из их числа по действующему законодательству не осуществляется во внеочередном порядке, судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами приведенного законодательства именно органы местного самоуправления в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Предоставление жилых помещений согласно указанным нормам носит обязательный характер. Данные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
С момента обращения Шамсутдиновой Р.В. с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, которая до настоящего времени не исполнена. Включение истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не свидетельствует о защите её права на предоставление жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Ухты, заявленные в интересах Шамсутдиновой Р.В., удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» предоставить Шамсутдиновой Р.В., <...> г. рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи 1 человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора специализированного жилого помещения, в пределах территории муниципального образования городского округа «Ухта».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 23.07.2019.
Судья С. С. Логинов