Дело № 2 – 1615/2020
73RS0002-01-2020-000954-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 26 июня 2020 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Саенко Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Булатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Елены Сергеевны к Публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк», Управлению федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области о прекращении права собственности на автомобиль, возложении обязанности снять автомобиль с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л :
Григорьева Е.С. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» (далее по тексту- ПАО «Промсвязьбанк»), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (далее по тексту - УФССП) о прекращении права собственности на автомобиль, возложении обязанности снять автомобиль с регистрационного учета.
В обоснование иска указала, что судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновску УФССП России по Ульяновской области ФИО5 по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Засвияжским районным судом г.Ульяновска по делу №2-681/2017, вступившего в законную силу 21.07.2017, по задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки), было обращено взыскание на предмет залога — транспортное средство марки МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, VIN №, ПТС №, цвет белый, госномер №, путем продажи с публичных торгов в размере 1 275 980,78 руб. в отношении Григорьевой Е.С. в пользу взыскателя ПАО «Промсвязьбанк». Судебным приставом-исполнителем ФИО5 был произведен арест указанного транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт о наложении имущества (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ. На основании данных документов транспортное средство было изъято без права пользования и распоряжения им, о чем буквально указывается в данном акте. На данный момент в ее адрес поступают извещения об уплате транспортного налога, который она обязана уплачивать на основании налогового законодательства, так как транспортное средство до настоящего времени зарегистрировано на ее имя. Она обращалась в ГИБДД с заявлением о снятии указанного транспортного средства, но до настоящего времени ответ не получила. Минфин России в письме № от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что в случае конфискации транспортного средства без снятия его с регистрационного учета уплата транспортного налога производится налогоплательщиком — физическим лицом в общеустановленном порядке. Из существующей судебной практики видно, что судебные органы с такой позицией не соглашаются, поскольку в силу действующего законодательства у физического лица прекращается право собственности на конфискованное имущество. Согласно ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ. Согласно п.1 данной статьи объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, зарегистрированные в установленном порядке автомобили. В силу п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах и об их владельцах в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. При этом согласно пп.2 п.5 ст.83 НК РФ местом нахождения транспортного средства является место жительства (место пребывания) физического лица, на которое оно зарегистрировано. В соответствии с п.3 ст.362 НК РФ величина транспортного налога зависит от количества месяцев, в течении которых на налогоплательщика было зарегистрировано транспортное средство, в налоговом периоде. Иными словами, обязанность по уплате транспортного налога утрачивается только в случае снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах. Других оснований для прекращения взимания транспортного налога НК РФ не установлено (за исключением угона (кражи) транспортного средства (пп.7 п.2 ст.358 НК РФ) либо возникновения права на налоговую льготу). В соответствии с п.1 и 2 ст.235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе конфискация имущества. Согласно п.1 ст.243 ГК РФ под конфискацией понимается безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. Согласно п.6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России N1001 от 24.11.2008, владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца). Согласно п.11 данных Правил изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции (изменение регистрационных данных транспортного средства, о его владельце, данных, связанных с переходом права собственности на транспортное средство), или при возникновении необходимости внести изменения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами. Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности на транспортное средство осуществляется на основании заявления нового собственника. Из сложившейся ситуации следует, что транспортное средство было изъято в рамках исполнительного производства и по решению суда, значит указанным автомобилем она не может распоряжаться и владеть. Следовательно, невыполнение новым собственником своей обязанности обратиться с заявлением об изменении регистрационных данных нарушает права должника в связи с возложением неосновательной обязанности по уплате транспортного налога. В ГИБДД до настоящего времени с заявлением об изменении регистрационных данных указанного транспортного средства не обращались ни судебный пристав-исполнитель ФИО5, ни ПАО «Промсвязьбанк». В свою очередь п.45 Правил гласит, что изменение регистрационных данных транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случае и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Ею было написано заявление и отправлено в адрес ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, на которое до настоящего времени ответа нет. ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в ГИБДД, она убедилась в том, что транспортное средство до настоящего времени зарегистрировано за ней. Таким образом, снять транспортное средство самостоятельно ею не представляется возможным в сложившейся ситуации.
Просила прекратить право собственности на транспортное средство и обязать ответчиков снять с регистрационного учета транспортное средство марки МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, VIN №, ПТС № цвет белый, госномер №
В дальнейшем Григорьева Е.С. исковые требования дважды уточняла, окончательно просила прекратить её право собственности на транспортное средство - автомобиль марки МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, VIN №, ПТС №, государственный регистрационный знак №, с даты вступления в законную силу решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.03.2017 по иску ПАО «Промсвязьбанк» к Григорьевой Е.С. о взыскании задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на заложенное имущество, и обязать ответчиков снять с регистрационного учета спорный автомобиль.
Истец Григорьева Е.С. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, пояснив, что в органы ГИБДД с просьбой о снятии с регистрационного учета автомобиля обращалась устно, ей пояснили, что на автомобиль наложены обременения. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО «Промсвязьбанк» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела судом извещался. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты: право собственности истца прекращено ДД.ММ.ГГГГ - с этой даты Григорьева Е.С. не является собственником транспортного средства; закон в качестве единственного основания возникновения и прекращения права собственности указывает сделки, то есть регистрация и снятие автомобиля с регистрационного учета основаниями возникновения и прекращения прав не являются. Отсутствуют доказательства нарушения ее прав и законных интересов, так как законом предусмотрена процедура прекращения государственного учета транспортного средства по заявлению прежнего владельца транспортного средства. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность нового собственника снимать транспортное средство с учета. Истцом не была соблюдена предусмотренная законом процедура снятия транспортного средства с учета.
Представитель ответчика УФССП в судебное заседание не явился, о дне слушания дела судом извещался.
Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 56, 195, 196 ГПК РФ суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.03.2017 по гражданскому делу №2-681/2017, вступившим в законную силу, частично удовлетворены исковые требования ПАО «Промсвязьбанк» к Григорьевой Е.С. о взыскании задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на заложенное имущество. При этом с Григоровой Е.С. в пользу ПАО «Промсвязьбанк» взыскана задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 252 269 руб. 03 коп. (из которых: 913 178,51 руб. - основной долг, 139 090,52 руб. - сумма просроченных процентов, 200 000 руб. - неустойка), а также обращено взыскание на предмет залога - транспортное средство МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) №, ПТС серия №, цвет белый, госномер № принадлежащее Григорьевой Е.С., путем продажи с публичных торгов.
Засвияжским районным судом г.Ульяновска выдан исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа - указанного исполнительного листа - судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Григорьевой Е.С.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП №2 г.Ульяновска ФИО5 в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о наложении ареста на имущество, в соответствии с которым постановлено произвести арест имущества, принадлежащего Григорьевой Е.С., в размере и объеме, необходимых для исполнения требований исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий.
ДД.ММ.ГГГГ на основании данного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП №2 г.Ульяновска ФИО5 составлен Акт о наложении ареста (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым аресту (описи) подвергнуто имущество - транспортное средство МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, белого цвета, идентификационный номер (VIN) №, ПТС серия №, цвет белый, госномер №, предварительной стоимостью 1 300 000 руб. Арест включает запрет на пользование данным имуществом должника, которое изъято и передано на ответственное хранение представителю взыскателя.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП №2 г.Ульяновска ФИО5 по указанному исполнительному производству вынесено постановление о передаче нереализованного имущества взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в связи с согласием взыскателя оставить нереализованное имущество за собой постановлено передать взыскателю ПАО «Промсвязьбанк» не реализованное в принудительном порядке имущество должника по цене на 10% ниже его стоимости, указанное в постановление об оценке, а именно: транспортное средство МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, белого цвета, идентификационный номер (VIN) №, ПТС серия №, цвет белый, госномер № очередность имущества 3, в залоге, цена за единицу согласно акту описи и ареста 1 300 000 руб., цена по оценке за единицу 894 000 руб., стоимость по оценке 894 000 руб., сниженная цена за единицу 759 900 руб., стоимость сниженная 759 900 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП №2 г.Ульяновска ФИО5 составлен Акт о передаче нереализованного имущества взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым указанное транспортное средство стоимостью 683 910 руб. передано взыскателю.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП №2 г.Ульяновска ФИО5 вынесено постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю, в соответствии с которым постановлено исполнительное производство №-ИП окончить и возвратить исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ взыскателю ПАО «Промсвязьбанк», а также составлен Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается исполнителю.
Согласно письму начальника МРЭО УГИБДД МВД России по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником транспортного средства МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) №, государственный регистрационный знак № является Григорьева Елена Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав доводы иска применительно к положениям действующего законодательства, приходит к выводу в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 2 ст.218 ГК РФ определено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п.2 ст.223 ГК РФ).
В силу п.1 ст.131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
В п.2 ст.130 ГК РФ определено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости, в связи с чем относятся к движимому имуществу.
Следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя - момент передачи транспортного средства.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, транспортное средство МАЗ 5440А8-360-031, 2012 года выпуска, имеющее VIN №, государственный регистрационный знак №, было приобретено Григорьевой Е.С. в собственность на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в простой письменной форме. ДД.ММ.ГГГГ на него был оформлен паспорт транспортного средства №. ДД.ММ.ГГГГ оно было поставлено на учет в МРЭО ГИБД УМВД России по Ульяновской области. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому района г.Ульяновска, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП, в целях исполнения требований исполнительного документа - исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Засвияжским районным судом г.Ульяновска, должностным лицом УФССП России по Ульяновской области в установленном законом порядке на данное транспортное средство наложен арест в виде запрета пользования имуществом должника, его изъятием и передачей на ответственное хранение представителю взыскателя. В дальнейшем в связи с не реализацией данного арестованного имущества должника в принудительном порядке в установленный законом срок судебный пристав-исполнитель на основании ст.87 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» направил взыскателю предложение об оставлении за собой данного не реализованного в принудительном порядке транспортного средства должника. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ взыскатель ПАО «Промсвязьбанк» изъявил согласие оставить за собой указанное не реализованное в принудительном порядке имущество должника в счет погашения долга по исполнительному документу. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель передал взыскателю данное имущество, о чем был составлен Акт о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просит прекратить право собственности на указанный автомобиль с даты вступления в законную силу решения Зпасвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.03.2017.
Оценив данное требование и приведенные в его обоснование доводы в совокупности с представленными истцом и ответчиками доказательствами, суд полагает его необоснованным, не основанным на нормах действующего законодательства.
Статьей 235 ГК РФ предусмотрены основания прекращения права собственности, согласно которым право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п.1 ст.235 ГК РФ). В силу п.2 ст.235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); 3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2.); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 ГК РФ; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; 9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Пунктом 1 статьи 237 ГК РФ предусмотрено, что изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором (п.1).
В силу п.2 ст.237 ГК РФ, право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента передачи нереализованного имущества должника Григорьевой Е.С. взыскателю, ПАО «Промсвязьбанк» стало собственником указанного транспортного средства. При этом с ДД.ММ.ГГГГ право собственности Григорьевой Е.С. на данное транспортное средство в соответствии с п.2 ст.237 ГК РФ прекратилось. Данный факт в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не оспаривался.
В связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в части прекращения её права собственности на автомобиль с даты вступления в законную силу решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.03.2017 по гражданскому делу №2-681/2017. Данное право прекращено в силу закона и отдельного разрешения в судебном порядке не требует.
Вместе с тем, по данным МРЭО УГИБДД МВД России по Ульяновской области в настоящее время собственником указанного транспортного средства продолжает числиться истец Григорьева Е.С., что подтверждается Карточкой учета транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, и, как указала сама Григорьева Е.С., налоговый орган направляет ей извещения о необходимости уплаты транспортного налога.
В связи с этим суд, оценивая доводы сторон и установленные по делу фактические обстоятельства в совокупности с вышеприведенными нормами законодательства, приходит к выводу о том, что указанны й факт - регистрация транспортного средства в органах ГИБДД - не свидетельствует о возникновении (наличии) права собственности Григорьевой Е.С. на данный автомобиль, поскольку органы ГИБДД зарегистрировали не право собственности истца на на транспортное средство, а произвели регистрацию самого транспортного средства, поставив его на учет, что явилось основанием для его допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. В силу вышеприведенных норм действующего законодательства право собственности на транспортное средство возникает из сделок, а не в связи с действиями по регистрации этого транспортного средства в органах ГИБДД, поэтому переход права собственности на транспортное средство при его отчуждении связывается с моментом его передачи. Регистрация транспортного средства в органах ГИБДД не является регистрацией вещных прав, а носит учетный (информационный) характер, что подтверждается нормами действующего законодательства.
Так, в соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В ст.4 Федерального закона №283-ФЗ от 03.08.2018 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) определено, что государственная регистрация транспортного средства - совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом; транспортное средство - наземное самоходное устройство категорий "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп); владелец транспортного средства - собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
В Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств; обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения (ст.3 Федерального закона).
Государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным (ст.5 Федерального закона).
Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.7 Федерального закона).
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона регистрационное действие - действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения (ч.3 ст.10). К регистрационным действиям относятся (ч.4 ст.10 Федерального закона):
1) постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные;
2) внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство;
3) прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении;
4) возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства;
5) снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств;
6) восстановление государственного учета транспортного средства - отмена переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств в случае признания действий по снятию транспортного средства с государственного учета незаконными или необоснованными;
7) оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего;
8) оформление регистрационного документа на транспортное средство в связи с вывозом его за пределы территории Российской Федерации, а также на шасси транспортного средства, перегоняемое к конечным производителям или в связи с вывозом его за пределы территории Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.8 Федерального закона владелец транспортного средства имеет право на обращение в регистрационное подразделение с заявлением о совершении регистрационных действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.
Пункт 3 части 3 ст.8 Федерального закона определяет, что владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение 10 дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.
Пункт 4 части 3 ст.8 Федерального закона определяет, что владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для совершения иных регистрационных действий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом ч.1 ст.18 Федерального закона предусматривает случаи, при которых государственный учет транспортного средства прекращается, среди которых: 1) по заявлению владельца транспортного средства; 2) по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение 10 дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Владельцы транспортных средств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несвоевременное обращение в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий (ст.27 Федерального закона).
В обоснование своих исковых требований Григорьева Е.С. ссылается на пп.6, 8, 8.2., 11, 45 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения», утвержденных приказом МВД России №1001 от 24.11.2008 «О порядке регистрации транспортных средств». Однако ссылка на данные «Правила...» является необоснованной, поскольку они действовали в период с 10.07.2017 по 06.10.2018 и утратили силу на основании приказа МВД России №399 от 26.06.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1764 от 21.12.2019"О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждены и вступили в силу с 01.01.2020 "Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.6 данных Правил, регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - по инициативе регистрационного подразделения. Заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение. Заявление о совершении регистрационных действий может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (п.7 Правил).
Сведения о транспортных средствах, совершенных регистрационных действиях, сведения о владельцах транспортных средств и иные данные включаются в государственный реестр транспортных средств (п.23 Правил).
Согласно п.51 Правил, внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
В соответствии с п.55 Правил, прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", путем включения регистрационным подразделением в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.
Согласно п.56 Правил прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем.
В силу пункта 57 Правил, прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
В соответствии с п.61 Правил при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58 - 60 настоящих Правил, государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции. При прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил государственные регистрационные знаки и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 дней со дня отчуждения транспортного средства.
Согласно п.63 Правил, возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил при отсутствии перехода права собственности на него, осуществляется за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, при подаче владельцем транспортного средства или его представителем заявления о совершении регистрационного действия, документа, идентифицирующего транспортное средство, документа об уплате государственной пошлины. документа, удостоверяющего личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени - также документа, подтверждающего его полномочия.
Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил, в случае перехода права собственности на него или изменения владельца транспортного средства осуществляется за новым владельцем транспортного средства. При этом помимо документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, представляются документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также проводится осмотр транспортного средства.
Согласно п.64 Правил, возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктами 57 и 58 настоящих Правил, осуществляется за новым владельцем транспортного средства в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 63 настоящих Правил.
В соответствии с п.133 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России №950 от 21.12.2019, прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании документов, установленных подпунктами 27.1-27.3 пункта 27 Административного регламента, заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 1.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Административного регламента.
Таким образом, приведенные нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. Такие регистрационные действия как постановка транспортного средства на государственный учет, внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращение государственного учета транспортного средства, возобновление государственного учета транспортного средства, снятие транспортного средства с государственного учета, восстановление государственного учета транспортного средства, оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего, - ни одно из них не является основанием возникновения и прекращения права собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
Вопреки доводам истца, судебный пристав-исполнитель не производил конфискацию спорного транспортного средства, под которой закон понимает безвозмездное изъятие имущества у собственника в случаях, предусмотренных законом, по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (п.1 ст.243 ГК РФ). Данное обстоятельство подтверждается актом о наложении ареста (описи имущества) от 21.11.2017, согласно котормоу на автомобиль был наложен запрет на право его пользования, он был изъят и передан на ответственное хранение взыскателю.
Истец просит возложить на ответчиков ПАО «Промсвязьбанк» и УФССП обязанность снять вышеуказанное транспортное средство с регистрационного учета.
Оценивая данное требование и приведенные в его обоснование доводы в совокупности с представленными сторонами доказательствами, суд полагает необходимым отказать в его удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона №283-ФЗ от 03.08.2018 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» снятию с государственного учета подлежит транспортное средство: 1) вывозимое за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на данное транспортное средство иностранному физическому или юридическому лицу; 2) по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства; 3) государственный учет которого прекращен по основаниям, указанным в пункте 7 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, и не возобновлен по истечении одного года.
Как следует из материалов гражданского дела, ни одно из оснований для снятия спорного транспортного средства с государственного учета к рассматриваемой ситуации не относится.
Положениями статьи 2 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст.5 данного Федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона №118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Из материалов гражданского дела, ответчик УФССП владельцем спорного транспортного средства не являлся и не является, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на него обязанности по снятию его с регистрационного учета.
Как указывалось выше, переход права собственности на спорное транспортное средство перешел от истца к ПАО «Промсвязьбанк» ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из требований п.3 ч.3 ст.8 Федерального закона №283-ФЗ от 03.08.2018 ПАО «Промсвязьбанк» после 28.05.2019 обязано было как владелец спорного транспортного средства в течение 10 дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства.
Несмотря на то, что ПАО «Промсвязьбанк» данную обязанность не исполнило, данное обстоятельство не является основанием для возложения на него обязанности по снятию спорного транспортного средства с регистрационного учета, поскольку п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона №283-ФЗ от 03.08.2018 прямо определено, что которых государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение 10 дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства. Кроме того, пунктом 57 указанных "Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. Однако каких-либо действий, направленных на прекращение государственного учета указанного автомобиля прежний собственник (истец по делу) не совершил, доказательств невозможности выполнения данных действий Григорьевой Е.С. не представлено.
В исковом заявлении Григорьева Е.С. указала, что она обращалась в ГИБДД с заявлением о снятии указанного транспортного средства, но ответ на него не получила. К иску приложила ксерокопию заявления о снятии запретов на регистрационные действия, снятии с регистрационного учета в связи с изъятием и утраты права собственности на транспортное средство, датированное ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в ОСП №2 по Засвияжскому району. Ульяновска. Однако каких-либо доказательств отправления данного заявления адресату (квитанция об отправке, второй экземпляр заявления с отметками о его принятии должностными лицами ответчика и т.п.) ею не представлено.
В соответствии со ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.1 ст.357 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Из приведенных норм законодательства следует, что законодатель признает в качестве объекта налогообложения транспортным налогом объекты, отвечающие двум критериям: объект является транспортным средством, объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении №1267-О-О от 29.09.2011 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 357 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика.
Транспортное средство является объектом налогообложения до тех пор, пока оно остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (письмо N03-05-06-04/69150 от 09.09.2019 Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России «Об особенностях исчисления и уплаты транспортного налога»).
Действующее законодательство предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, направленные на прекращение регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Григорьева Е.С. являлась владельцем спорного транспортного средства с 2012 г., уплачивала транспортный налог с физических лиц, после возбуждения исполнительного производства являлась непосредственно стороной — должником по исполнительному производству, знакомилась со всеми документами, принятыми судебным приставом-исполнителем, направление (вручение) ей которых предусмотрено Законом об исполнительном производстве, в связи с чем не могла не знать о состоявшейся реализации спорного транспортного средства. Соответственно, истица не лишена возможности обратиться в органы ГИБДД с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета. Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии такого обращения и отказе в удовлетворении такого заявления в материалах дела отсутствуют.
В связи с изложенным, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, полагает, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░