Дело № 2-2348/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Буздаловой М.В.,
с участием:
представителя истца Труханова М.Н. – Козионовой О.А.,
представителя ответчика - Администрации г.о. Серпухов Боровковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Труханова Максима Николаевича к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании решения незаконным и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Труханов М.Н. обратился в суд с иском к ответчику Администрации городского округа Серпухов Московской области, в котором просит признать незаконным решение администрации городского округа Серпухов Московской области от 25 марта 2020 года <номер> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, обязать администрацию городского округа Серпухов Московской области предоставить Труханову М.Н. без проведения торгов в собственность земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> и заключить с Трухановым М.Н. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>.
Свои требования Труханов М.Н. мотивирует тем, что является собственником нежилого здания торгового назначения мини-магазина на основании решения Серпуховского городского суда Московской области от 30 января 2019 года. Решение вступило в законную силу 06 марта 2019 года. Право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН 25 марта 2019 года. Истец, имея исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на земельном участке с кадастровым <номер> располагается нежилое здание мини-магазина, находящееся в собственности истца, неоднократно, в апреле 2019года, в феврале 2020 года, в марте 2020года обращался в администрацию городского округа Серпухов с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым <номер>, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов и неоднократно - 06.06.2019 года, 12.02.2020года, 25.05.2020 года получал отказы в предоставлении услуги со ссылкой на сводное заключение Минимущества от 17.05.2019года <номер> (п.267) протокола МВК о том, что принято решение об отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, поскольку на земельном участке расположен нестационарный торговый объект (торговый павильон) и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ. Данный отказ Трухановым М.Н. был обжалован в административном порядке и 28 августа 2019 года Серпуховским горсудом Московской области было вынесено решение по административному делу №2А-2473/2019 согласно которому указанное решение МВК по вопросам земельно-имущественных отношений Минимущества Московской области от 17.05.2019года было признано незаконным и Минимущество Московской области было обязано повторно рассмотреть документы о предоставлении земельного участка Труханову М.Н. в собственность за плату без проведения торгов, поскольку судом было установлено, что на земельном участке с кадастровым <номер> расположено нежилое здание, право на которое было зарегистрировано в установленном законом порядке за Трухановым М.Н. Указанное решение суда было обжаловано Министерством имущественных отношений Московской области. 27 ноября 2019года судебная коллегия по административным делам Мособлсуда оставила решение Серпуховского горсуда Московской области от 28.08.2019 года в силе, сославшись на пункт 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ, пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, пункт 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ указав при этом, что исходя из системного анализа указанных выше нормоположений и примененных судом первой инстанции, можно сделать вывод о том, что предоставление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственности расположенное на участке строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов по назначению. В связи с указанным, Труханов М.Н. вновь, в феврале 2020 года во второй раз обратился в администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов, но 12 февраля 2020 года вторично получил отказ в предоставлении услуги со ссылкой на тот факт, что учитывая ранее принятое решение по вопросу 267 сводного заключения Минимущества Московской области <номер> от 17.05.2019 года об отказе в согласовании проекта, а также отсутствие оснований для пересмотра решения, отказать в согласовании проекта по тем же основаниям, поскольку на указанном земельном участке находится нестационарный торговый объект (торговый павильон). Истец был вынужден обратиться с жалобой в Министерство имущественных отношений Московской области со ссылкой на то, что указанные отказы нарушают его права на получение в собственность земельного участка по предусмотренным законом основаниям, поскольку на спорном земельном участке расположено нежилое здание, принадлежащее истцу на праве собственности и все отказы администрации городского округа Серпухов были признаны в судебном порядке незаконными. 05 марта 2020 года за №15ИСХ-6572 истцом был получен ответ о правомерности его действий, и было предложено обратиться повторно, в администрацию городского округа Серпухов за услугой по предоставлению спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. В связи с чем, в марте 2020 года истец в третий раз обратился с соответствующим заявлением в администрацию городского округа Серпухов за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, но 25 марта 2020 года за <номер> получил отказ в предоставлении указанной услуги по тем же основаниям, что и ранее с дополнением о том, что объект зарегистрирован в ЕГРН без разрешения на строительство. Истец не может согласиться со ссылками ответчика о том, что объект зарегистрирован без разрешения на строительство, поскольку это противоречит положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ в той части, что основанием к регистрации прав является документ о вводе объекта в эксплуатацию или решение суда, как правоустанавливающий документ, подтверждающий право истца, а также со ссылкой на тот факт, что нежилое здание является нестационарным торговым объектом, поскольку решениями Серпуховского городского суда Московской области неоднократно было установлено, что на спорном земельном участке расположено капитальное нежилое здание мини-магазина, право на которое зарегистрировано в ЕГРН. Данное право в установленном законом порядке не обжаловалось ни одной из сторон. Кроме того, истец ссылается на тот факт, что на момент признания права собственности на самовольную постройку –нежилое здание мини-магазина, площадь и его расположение были согласованы с администрацией Серпуховского муниципального района Московской области, путем подписания акта согласования границ земельного участка. Нежилое здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – магазины. Согласно кадастровой выписки о спорном земельном участке в отношении испрашиваемого земельного участка зарегистрировано обременение – аренда в пользу Труханова М.Н., договор аренды до сего времени не расторгнут. Истец полагает, что ответчиком неоднократно нарушено его право на приобретение земельного участка с кадастровым <номер> в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с имеющимся у истца исключительным правом.
Истец Труханов М.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.
Представитель истца по доверенности Козионова О.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, просила учесть, что нежилое здание мини-магазина расположено на земельном участке с кадастровым <номер> с видом разрешенного использования – магазины, а так же тот факт, что постановлением Главы городского округа Серпухов утвержден список нестационарных объектов на территории г. Серпухова на 2020 год и в этом списке нет нестационарного объекта, расположенного около <адрес>, осуществляющего торговлю мясными продуктами, торговлю которыми осуществляет истец.
Представитель ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области Боровкова Н.Ю. в судебном заседание иск не признала и пояснила, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 года №13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов». Согласно пункту 4.4. вышеуказанного Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля. В связи с чем, во исполнение указанных норм, администрацией городского округа Серпухов Московской области по заявлению Труханова М.Н. о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов был собран пакет документов и направлен на решение межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области. 20 марта 2020 года Сводным заключением Министерства имущественных отношений в Московской области №50-О согласован отказ в предоставлении услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов». 25 марта 2020 года в адрес Труханова М.Н. был направлен отказ в предоставлении Государственной услуги <номер> поскольку на земельном участке с кадастровым <номер> с видом разрешенного использования «магазины» имеется объект, возведенный без разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, а также данный объект не соответствует признакам объекта недвижимого имущества, является торговым павильоном. Противоречивость Сводного заключения МВК Минимущества Московской области №50-О в отношении испрашиваемого земельного участка и письма Минимущества Московской области от 05.03.2020 года, адресованного истцу Труханову М.Н., о том, что ему рекомендовано повторно обратиться в орган местного самоуправления за получением государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность за плату без проведения торгов и о неукоснительности исполнения решений суда пояснить не может. Таким образом, у Администрации городского округа Серпухов Московской области не имелось правовых оснований для принятия положительного решения по предоставлению земельного участка Труханову М.Н. за плату без проведения торгов, учитывая наличие заключения МВК Минимущества Московской области №50-О.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, возражений по иску не представил.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны по делу, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Серпуховского городского суда Московской области от 30.01.2019 года, вступившего в законную силу 06.03.2019, за истцом признано право собственности на нежилое здание торгового назначения мини-магазин площадью 25.6 кв.м., и сведения об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 марта 2019 года.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым <номер> <адрес> с видом разрешенного использования – магазины.
В марте 2020 года Труханов М.Н. обратился в администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в котором просил предоставить ему земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 30 кв.м., расположенный по <адрес> в собственность за плату без проведения торгов.
На основании заявления истца <номер> администрацией городского округа Серпухов Московской области Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №50-О (п.92) от 20 марта 2020 года был согласован отказ в предоставлении услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов».
25 марта 2020 года <номер> администрацией городского округа Серпухов Московской области истцу направлено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» с указанием причин отказа: на земельном участке с кадастровым <номер> площадью 30 кв.м. расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, с видом разрешенного использования «магазины» расположен объект недвижимого имущества – нежилое здание (здание торгового назначения мини-магазин) с кадастровым <номер> площадью 25.6 кв.м. по <адрес>, принадлежащий Труханову Максиму Николаевичу на праве собственности. Объект капитального строительства, зарегистрирован в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию. Дополнительно сообщаю, что вышеуказанный объект капитального строительства не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, является торговым павильоном.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Серпуховского городского суда Московской области от 30 января 2019 года, вступившим в законную силу 06 марта 2019 года, за истцом признано право собственности на нежилое здание торгового назначения- мини-магазин площадью 25.6 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым <номер> площадью 30 кв.м., о чем внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости 25 марта 2019 года.
Вступившим в законную силу решением суда установлено, что на указанном земельном участке расположено здание торгового назначения –мини-магазин, являющее объектом капитального строительства. Данное решение суда сторонами не обжаловалось.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 28 августа 2019 года, вступившим в законную силу 27 ноября 2019, административный иск Труханова М.Н. был удовлетворен частично, признано незаконным решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 17.05.2019 (протокол №69-З, пункт 267) об отказе в согласовании проекта постановления администрации городского округа Серпухов Московской области «О расторжении договора аренды земельного участка от 28.04.2009 <номер> и предоставлении Труханову М.Н. земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> с видом разрешенного использования «магазины» в собственность за плату без проведения торгов. Обязать Министерство имущественных отношений Московской области повторно рассмотреть подготовленные и направленные администрацией городского округа Серпухов документы для согласования проекта решения о предоставлении Труханову М.Н. в собственность земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> с видом разрешенного использования «магазины». Административное исковое заявление Труханова М.Н. о признании незаконным решения администрации городского округа Серпухов Московской области от 06.06.2019 <номер> об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> с видом разрешенного использования «магазины» в собственность без проведения торгов оставлено без удовлетворения.
Вышеуказанным решением также было установлено наличие на земельном участке с кадастровым <номер> нежилого здания с кадастровым <номер>, наименование: здание торгового назначения мини-магазин площадью 25.6 кв.м., право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного кодекса (подпункт 6 пункта 2).
Согласно положениям статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с Законами Московской области №106/2014-03 от 24.07.2014 года и №107/2014-03 от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, но реализация полномочий органами местного самоуправления осуществляется после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 года №13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков.
Согласно пункту 2 указанного Временного порядка, подготовленный проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
Согласно пункту 4.4. Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля.
Поскольку судом установлено, что ответчиком были направлены собранные документы для рассмотрения заявления истца о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым <номер> на согласование отказа в Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области согласовало отказ, то при наличии указанных нормоположений, орган местного самоуправления лишен возможности принять иное решение по заявлению истца.
Таким образом, суд, разрешая требования истца к администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным решения администрации городского округа Серпухов Московской области от 25 марта 2020 года <номер>34428938 об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Труханова М.Н. в части обязания администрации городского округа Серпухов Московской области предоставить истцу без проведения торгов в собственность земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> и заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, поскольку истец имеет в собственности нежилое здание – здание торгового назначения мини-магазин, право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, расположено на земельном участке с кадастровым <номер>, принцип целевого назначения объекта и вид разрешенного использования земельного участка, закрепленный законодательством Российской Федерации, не нарушены.
Исходя из вышеизложенных норм, у истца имеется исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка за плату без проведения торгов и предоставление таких прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности лицу, имеющему в собственности строение, здание, сооружение, будет способствовать правильному использованию и обслуживанию этого объекта недвижимости по целевому назначению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Труханова Максима Николаевича удовлетворить частично.
Требования о признании незаконным решения администрации городского округа Серпухов Московской области от 25 марта 2020 года <номер> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведении торгов, в собственность без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> – оставить без удовлетворения.
Обязать администрацию городского округа Серпухов Московской области предоставить Труханову Максиму Николаевичу без проведения торгов в собственность земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> и заключить с Трухановым Максимом Николаевичем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года.