гражданское дело № 2-1272/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 года г.Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.,
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Колмаковой Т.Н.,
при секретаре Чудиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зыряновой ФИО8 к Управлению социальной защиты населения администрации г. Енисейска о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов незаконным, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Зыряновой ФИО9 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Енисейска (далее по тексту – УСЗН г. Енисейска) о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов незаконным, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что Зырянова Л.В. <данные изъяты>, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>.В соответствии со статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Данными мерами социальной поддержки Зырянова Л.В. пользовалась до 21.02.2017 года. В УСЗН г. Енисейска поступила информация об имеющейся у Зыряновой Л.В. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному адресу, которая по состоянию на 21.02.2017 года составляла более двух месяцев. Ответчиком принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, и 21.02.2017 года принято решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки. В настоящее время Зырянова Л.В. находится в трудном материальном положении, не имеет достаточных средств на оплату в полном объеме жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем нуждается в предоставлении мер социальной поддержки. Кроме того, являясь <данные изъяты>, по состоянию здоровья Зырянова Л.В. самостоятельно за защитой своих интересов обратиться не может, в связи с чем прокуратурой в соответствии со ст. 45 ГПК РФ принято решение о защите ее прав и законных интересов в судебном порядке.
На основании изложенного, Енисейский межрайонный прокурор просит признать решение Управления социальной защиты населения администрации г. Енисейска о прекращении с 21.02.2017 года предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Зыряновой Л.В. незаконным,обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска возобновить с 21.02.2017 года предоставление Зыряновой Л.В. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (л.д. 3-7).
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Колмакова Т.Н. заявленные требования по изложенным в иске основаниямподдержала, при этом уточнила требования части даты прекращения предоставления Зыряновой Л.В. мер социальной поддержки – с 01 февраля 2017 года, поскольку фактически предоставление меры социальной поддержки прекращено ответчиком с указанного времени, несмотря на то, что решение о прекращении принято только 21 февраля 2017 года, в связи с чем просила признать решение Управления социальной защиты населения администрации г. Енисейска от 21 февраля 2017 года о прекращении предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Зыряновой Л.В. незаконным;обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска возобновить с 01 февраля 2017 года предоставление Зыряновой Л.В. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Истец -Зырянова Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, при обращении в прокуратуру с заявлением о защите нарушенных прав, ходатайствовала о рассмотрении дела в суде в свое отсутствие (л.д. 7).
Ответчик -Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил. От руководителя УСЗН г. Енисейска в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела по иску Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зыряновой Л.В., в отсутствие представителя, возражений относительно заявленных требований не представлено (л.д. 19).
Третье лицо - Министерство социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило, по существу заявленных требований возражений не поступало (л.д. 24).
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил; в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктов 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Зырянова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г. Енисейска Красноярского края, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес> является <данные изъяты> <данные изъяты>, что подтверждается соответствующей <данные изъяты> (л.д. 10-11).
На основании заявления Зыряновой Л.В. от 10 июля 2006 года УСЗН г. Енисейска назначило заявителю как <данные изъяты> предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, что стороной ответчика не оспаривается.
Из представленного протокола закрытия № 10 от 21 февраля 2017 года усматривается, что карточка учета получателя меры социальной поддержки на имя Зыряновой Л.В. закрыта с 01 февраля 2017 года, со ссылкой на наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, последние выплаты осуществлены за январь 2017 года в размере 1729 рублей 12 копеек (л.д. 21).
Кроме того, в адрес Зыряновой Л.В. ответчиком направлено уведомление № 11, из текста которого следует, что ввиду образовавшейся задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за два и более месяца, предоставление меры социальной поддержки приостановлено с 01 января 2017 года на один месяц для выяснения причин образования задолженности. В случае непогашения задолженности с 01 февраля 2017 года предоставление меры социальной поддержки будет прекращено (л.д. 15).
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, решение о приостановлении мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг в отношении Зыряновой Л.В. принято обоснованно, сторонами не оспаривается.
Из оспариваемого процессуальным истцом решения УСЗН г. Енисейска № 10 следует, что поскольку с 01 февраля 2017 года Зыряновой Л.В. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг не погашена, в связи с чем 21 февраля 2017 года принято решение о прекращении предоставления материальному истцу мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 20).
Из буквального анализа вышеприведенного решения следует, что сам по себе акт органа, наделенного отдельными государственными полномочиями, постановлен 21 февраля 2017 года, хотя и не поименован как решение, при этом по форме являясь уведомительным письмом.
Разрешая при указанных обстоятельствах заявленные прокурором требования, суд, принимая во внимание, что наличие у Зыряновой Л.В. задолженности по оплате коммунальных услуг не является безусловным основанием для прекращения в предоставлении ей как <данные изъяты> мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, поскольку законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приходит к выводу о том, что решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Учитывая, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется вышеназванным Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит с 01 февраля 2017 года, то есть с даты фактического прекращения начисления и произведения выплаты данной меры.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. "в" п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, принимая во внимание, что Зырянова Л.В. относится к категории граждан с правом получения субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, а прекращение предоставления указанных мер инвалидам законом не предусмотрено, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании решения Управления социальной защиты населения администрации г. Енисейска о прекращении предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Зыряновой Л.В. незаконным, обязав Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска возобновить предоставление Зыряновой Л.В. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в установленном законом размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зыряновой ФИО11, удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации
г. Енисейска от 21 февраля 2017 года № 10 о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов Зыряновой ФИО12 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Енисейска возобновить предоставление Зыряновой ФИО13 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01 февраля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Судья К.Г. Антоненко