Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-40473/2019 от 05.12.2019

Судья: Гоморева Е.А. Дело <данные изъяты>а-40473/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Курлаевой И.В., Глумовой Л.А.,

при секретаре – помощнике судьи Ляпустиной К.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 декабря 2019 года апелляционную жалобу Михальчука А. М. на решение Видновского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Николаева А. А. к Территориальной избирательной К. <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа М. <данные изъяты> по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> Михальчука А. М..

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения представителя Михальчука А.М.Арутюняна Г.А., представителя административного истца – Ефимовой Е.А., представителя ТИК – Осипова О.Б., представителя избирательного объединения – Паланто В.Ю.,

    заключение прокурора Ищенко Е.И.

установила:

решением Избирательной К. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, принятом в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 4 Закона М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района», на территориальную избирательную К. <данные изъяты> возложены полномочия избирательной К. <данные изъяты> до формирования избирательной К. Ленинского городского округа.

Решением Территориальной избирательной К. Ленинского городского округа от <данные изъяты> <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа на <данные изъяты>.

Решением Территориальной избирательной К. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> Николаев А. А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

Решением той же избирательной К. от <данные изъяты> <данные изъяты> кандидатом в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу зарегистрирован кандидат от избирательного объединения М. областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Михальчук А. М..

Николаев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации кандидата Михальчука А.М., ссылаясь на нарушение данным решением своих избирательных прав и принципа равенства всех кандидатов.

Свои требования мотивировал тем, что решение о регистрации Михальчука А.М. кандидатом в депутаты принято ТИК незаконно, поскольку первый финансовый отчет представленный кандидатом Михальчуком А.М. в Территориальную избирательную К. <данные изъяты> оформлен с нарушением Приложения <данные изъяты> к «Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории М. <данные изъяты>», утвержденной Решением Избирательной К. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>; тайное голосование по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам списком фактически не проводилось.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ефимова Е.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ТИК <данные изъяты> в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо Михальчук А.М. в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица М. <данные изъяты> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по доверенности Паланто В.Ю. в судебном заседании возражал удовлетворению заявленных требований, указав, что никаких нарушений при голосовании на отчетно-выборной Конференции М. <данные изъяты> отделения политической партии не было. Первоначально голосовали за кандидатов, затем голосование было списочным.

Решением Видновского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Михальчук А.М. просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом представленных доказательств.

Лица, участвующие в деле, о дате, месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом; учитывая положения части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца Николаева А.А.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Михальчука А.М.Арутюняна Г.А., представителя административного истца – Ефимовой Е.А., представителя ТИК <данные изъяты>Осипова О.Б., представителя избирательного объединения М. <данные изъяты> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» – Паланто В.Ю., а также заключение прокурора Ищенко Е.И, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной К., К. референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной К. о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная К., зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной К. о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной К. об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной К. в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной К., кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной К. с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (п. 1 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ). Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (п. 3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной К. при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную К. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно пп. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отмены решения избирательной К. о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Также основанием к отмене решения избирательной К. о регистрации кандидата является в силу пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в М. <данные изъяты>» (далее Закона М. <данные изъяты>) выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в муниципальных выборах.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона М. <данные изъяты> в случае выдвижения кандидатов более чем по одному одномандатному (многомандатному) избирательному округу, более одного кандидата в многомандатном избирательном округе избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком. В указанном списке кандидатов определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат.

Выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется съездом избирательного объединения, конференцией или общим собранием его регионального отделения, иного структурного подразделения, либо иным органом, предусмотренным уставом избирательного объединения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона М. <данные изъяты> при выдвижении кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную К. следующие документы: решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата.

В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Из материалов дела усматривается, что Николаев А.А. и Михальчук А.М. являются зарегистрированными кандидатами на предстоящих выборах депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа М. <данные изъяты> по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

В соответствии с п. 6.3 Устава КПРФ к компетенции Конференции регионального отделения КПРФ относится выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. В соответствии с п. 6.4 Устава КПРФ решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Из системного анализа указанных норм права и Устава КПРФ следует, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) принимается тайным голосованием.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в своей деятельности наряду с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ соблюдать устав политической партии, на основании которого и в соответствии с которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны осуществлять свою деятельность (подп. «а» п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 21 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях»).

В целях регистрации кандидатом в депутаты Михальчука А.М. уполномоченным представителем избирательного объединения М. областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» было представлено в ТИК <данные изъяты> постановление четвертого этапа 48-й отчетно-выборной Конференции указанного избирательного объединения от <данные изъяты> на 16 листах. Под номером 3 повестки дня в данном постановлении был рассмотрен вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам (листы 3-4 Постановления). По одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, согласно данному постановлению, был выдвинут кандидат Михальчук А.М.

Решением Конференции постановлено включить в бюллетень для тайного голосования список кандидатов, в числе которого по одномандатному округу <данные изъяты>Михальчука А.М.

В постановлении Конференции отражен порядок голосования по вопросам выдвижения кандидатов. Конференцией проведена процедура тайного голосования персонально за каждого кандидата, счетная К. подвела итоги тайного голосования (лист 11-12 постановления). По итогам доклада счетной К. оглашены поименно выдвинутые кандидаты и указано, что все кандидаты включаются в список.

После чего, принято решение Конференции: утвердить протокол счетной К. <данные изъяты> о результатах тайного голосования по вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам списком и на основании утвержденного протокола счетной К. выдвинуть кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа, назначенных на <данные изъяты>, в составе списка, в том числе Михальчук А.М. по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> (лист 14-15 постановления).

Однако, как следует из постановления Конференции, при решении вопроса о выдвижении кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам, голосование осуществлялось не по вопросу выдвижения кандидатов списком, как того требует п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона М. <данные изъяты>, а персонально по вопросу выдвижения каждого из предложенных кандидатов. На листах 12-13 постановления Конференции принято решение персонально по каждому из кандидатов с соответствующими итогами голосования «за» и «против» в соответствующем столбце напротив каждого из кандидатов.

Факт нарушения Конференцией при решении вопроса о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам подтверждается сведениями о результатах тайного голосования, приведенными на листах 12-13 и 14-15 Постановления.

Постановление содержит результаты голосования по каждому кандидату персонально.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона М. <данные изъяты> Решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом). В случае, если избирательное объединение не имеет печати, документ заверяется печатью регионального отделения избирательного объединения. В документе указываются: решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам).

Фактически имело место тайного голосования по каждому включенному в бюллетень кандидату, а позиция избирательного объединения о том, что положительное голосование за каждого кандидата означает его включение в список кандидатов, не имеет правовой основы, поскольку действующее законодательство устанавливает обязательность тайного голосования за список кандидатов, в связи с чем, если на конференции имело место тайное голосование за каждого включенного в список кандидата, то после этого обязательно необходимо было проводить тайное голосование за список кандидатов в целом в независимости от количества кандидатов, за которых проводилось тайное голосование.

Все другие документы, на которые ссылались представители избирательного объединения, не имеют правового значения, поскольку они не были представлены в избирательную К. и не были предметом ее проверки.

Таким образом, на конференции М. <данные изъяты> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» тайное голосование за список кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа М. <данные изъяты> по одномандатным избирательным округам не проводилось.

Результаты тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам списком, в нарушение п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона М. <данные изъяты>, в постановлении Конференции отсутствует.

Как следует из подтверждения ТИК в принятии документов от избирательного объединения, в числе поданных в ТИК документов список кандидатов по одномандатным округам, составленный в порядке п. 4 ч. 2 ст. 27 закона М. <данные изъяты> в избирательную К. не представлялся.

Избирательным объединением было подано постановление Конференции на 16 листах без приложений.

При таких обстоятельствах постановление Конференции от <данные изъяты>, представленное в ТИК избирательным объединением, не отвечает требованиям Закона М. <данные изъяты> «О муниципальных выборах в М. <данные изъяты>» и не может рассматриваться в качестве решения, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 27 Закона М. <данные изъяты>.

Данные нарушения не могли быть восполнены избирательным объединением в порядке, установленном п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Поскольку на момент принятия решения ТИК о регистрации кандидата Михальчука А.М. среди документов, представленных для регистрации, отсутствовал список кандидатов по одномандатным округам, выполненный в соответствии с требованиями п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона М. <данные изъяты>, а в постановлении Конференции отсутствует указание о тайном голосовании о выдвижении кандидатов списком, судебная коллегия приходит к выводу, что избирательная К. не могла принять решение о регистрации кандидата.

В соответствии с п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта РФ его заверения организующей выборы избирательной К. уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата о согласии баллотироваться представляет в организующую выборы избирательную К. наряду с другими документами, перечисленными в названном пункте, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата и предусмотренные законом сведения о нем, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (подп. «а»); соответствующее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (подп. «е»).

Аналогичные правовые положения установлены и подп. 6 п. 1 ст. 27 Закона М. <данные изъяты> Закона М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в М. <данные изъяты>».

Довод стороны заинтересованных лиц о представлении списка кандидатов, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона М. <данные изъяты>, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку, представленный в избирательную К. список кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа М. <данные изъяты> по одномандатным избирательным округам (п. 8 подтверждения принятых ТИК документов) является самостоятельным документом, подлежащим представлению при выдвижении избирательным объединением кандидатов, и не может расцениваться в качестве части решения избирательного объединения о выдвижении кандидатов.

Оценивая довод стороны заинтересованных лиц о том, что уточнения заявленных требований административным истцом были поданы за пределами процессуального срока, установленного ст. 240 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Действительно, Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной К. о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной К., К. референдума обжалуемого решения.

В части 7 указанной статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прямо указано, что срок на подачу административного иска, установленный, в том числе вышеприведенной частью 4 названной статьи Кодекса, не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска.

Между тем, как следует из административного иска Николаева А.А., поданного в установленные законом сроки, им в качестве оснований заявленных требований указывалось на наличие иных обстоятельств, являющихся в соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

Конкретизация нарушений, допущенных ТИК при регистрации кандидата Михальчука А.М., и являющихся основанием в силу п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ для отказа в регистрации кандидата, не свидетельствует об уточнении предмета и основания заявленных требований, в связи с чем не может служить основанием к отказу в принятии таких уточнений по мотиву пропуска срока, предусмотренного ч. 4 ст. 240 КАС РФ.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что тайное голосование о выдвижении кандидатов списком указанным выше избирательным объединением не проводилось и список кандидатов, предусмотренный п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона М. <данные изъяты>, с постановлением Конференции представлен не был.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что представленный <данные изъяты> Михальчуком А.М финансовый отчет соответствует Приложению <данные изъяты> к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории М. <данные изъяты>, утвержденной Решением Избирательной К. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Доводы апелляционной жалобы Михальчука А.М. не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую обстоятельствам дела и представленным доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного по делу решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Видновского городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Михальчука А.М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-40473/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Видновский городской прокурор
Николаев А.А.
Ответчики
Территориальная изберательная коммиссия Лениского Района
Другие
Михальчук А.М.
Московское областное отделение Коммунистичской партии РФ
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
09.12.2019Судебное заседание
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее