Дело № 2-1618/2021
УИД 35RS0010-01-2021-000143-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 21 апреля 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Губиной Е.Л.,
при секретаре Ботвине А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора города Вологды к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», Департаменту образования Вологодской области, муниципальному образованию «Город Вологда» в лице Управления образования Администрации города Вологда о возложении обязанности,
установил:
Первый заместитель прокурора города Вологды обратился в суд с иском, мотивируя тем, что прокуратурой города Вологда проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Пирогова, д. 26, в ходе которой установлено, что здание и территория образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, а договор на такую охрану не заключался.
С учетом изменения исковых требований, просили обязать Управление образования Администрации города Вологды, Департамент Вологодской области в срок до 01.08.2021 года обеспечить финансирование МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Пирогова, д. 26, путём обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в срок до 01.09.2021 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 02.08.2019 № 1006, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Пирогова, д. 26, путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В ходе рассмотрения дела к его участию привлечены в качестве соответчиков Департамент образования Вологодской области, муниципальное образование «Город Вологда» в лице Управления образования Администрации города Вологда и в качестве третьего лица администрация города Вологды.
В судебном заседании представитель прокуратуры города Вологда Тимофеева А.Н. измененные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» на основании прав по должности Разина С.Ю. с измененными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что финансирование на обеспечение охраны за счет внебюджетных средств невозможно, в течение двух месяцев после поступления денежных средств смогли бы выполнить требования прокуратуры города Вологды.
В судебном заседании представитель Управления образования Администрации города Вологда по доверенности Суворова Ю.Н. с измененными исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента образования Вологодской области по доверенности Дугинова Л.А. позицию, изложенную в отзыве, поддержала, считает Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации города Вологда по доверенности Смирнова А.А. возражала против удовлетворения измененных исковых требований, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 указанного закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно п.п. 4 п. 6 ч. 1 ст. 5.1 вышеуказанного закона, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Из подпункта «б» пункта 25 Требований следует, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе мероприятия обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что указанными требованиями прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Таким образом, допущенное муниципальным образованием «Город Вологда» в лице Управления образования Администрации города Вологда бездействие по неосуществлению надлежащего финансирования образовательного учреждения для организации соответствующих мероприятий по обеспечению охраны объекта (территорий) повлекло за собой отсутствие охраны образовательного учреждения в соответствии с указанными требованиями.
В соответствии с уставом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», утвержденным постановлением Администрации города Вологда от 13.11.2015 №, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Вологда». Полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования «Города Вологда» осуществляются Администрацией города Вологда, в частности, отраслевыми, функциональными органами Администрации города Вологда в соответствии с их компетенцией: Управлением образования Администрации города Вологда и Департаментом имущественных отношений Администрации города Вологда.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В ходе проведения проверки прокуратурой г. Вологды исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних и противодействия терроризму, установлено, что здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенное по адресу: г. Вологда, ул. Пирогова, д. 26 не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, договор на такую охрану учреждением не заключался.
Таким образом, отсутствие охраны в образовательном учреждении создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы, в первую очередь, учащихся. Отсутствие охраны не позволяет обеспечивать охрану несовершеннолетних и сотрудников учреждения в полном объеме, а также не обеспечивает предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Учитывая, что финансовые средства на обеспечение безопасных условий обучения учащихся путем обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны на 2021 год не предусмотрены, бюджет на текущий финансовый год сформирован, утвержден, в связи с чем исполнить решение суда в заявленные истцом сроки не представится возможным, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению частично, путем возложения обязанности на муниципальное образование «Город Вологда» в лице Управления образования Администрации города Вологда в срок до 01.02.2022 обеспечить финансирование МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, на МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в срок до 01.04.2022 обеспечить безопасные условия обучения учащихся в данном учреждении путем обеспечения охраны объекта (территории).
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокуратуры города Вологда удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование «Город Вологда» в лице Управления образования Администрации города Вологда в срок до 01.02.2022 обеспечить финансирование муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере детальности Министерства просвещения Российской Федерации.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» в срок до 01.04.2022 обеспечить безопасные условия обучения учащихся в данном учреждении путем обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту образования Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Губина
Мотивированное решение изготовлено 28.04.2021