Мотивированное решение изготовлено 10.02.2012
Дело №2-986/12(2)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2012 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шабалдиной Н.В.
при секретаре Барашевой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Кузнецова ФИО6 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Федеральному государственному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» о признании причины пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уважительной, признании данного периода фактически длящимся по инвалидности, признании решения ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> по признанию неуважительной причины пропуска срока переосвидетельствования незаконным и необоснованным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" признании причины пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уважительной, признании данного периода фактически длящимся по инвалидности, признании решения ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> по признанию неуважительной причины пропуска срока переосвидетельствования незаконным и необоснованным,
В обоснование иска указал, что является бывшим сотрудником милиции, во время исполнения своих служебных обязанностей, ДД.ММ.ГГГГ при преследовании и задержании автомашины, получил черепно- мозговую травму и по заключению ВВК был признан не годным к прохождению службы, инвали<адрес>-ой группы, а в дальнейшем 3-ей группы. После увольнения из рядов МВД была установлена ежемесячная денежная компенсация в размере разницы между получаемым на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией во время инвалидности. По увечью получал разницу в зарплате и размере пенсии до 2001года. В сентябре 2001года был арестован и с этого времени доплату не получал, а также не смог пройти ВТЭК на предмет подтверждения инвалидности. В феврале 2003 года был осужден <адрес> судом к лишению свободы. После ареста и суда был освидетельствован лишь ДД.ММ.ГГГГ в местах лишения свободы и был признан инвали<адрес>ей группы. В дальнейшем проходил все повторные переосвидетельствования и признавался инвали<адрес>ей группы. ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по <адрес>» признало причину пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неуважительной, инвалидность за данный период не установленной. Вместе с тем, было указано, что пропуск срока данного периода для освидетельствования произошел не по его вине. В период ареста, вынесения приговора и отбывания наказания документы истца были утеряны и он пропустил срок на переосвидетельствование не по своей вине. Считает, что факт нахождения под арестом подразумевает невозможность самостоятельного, по своему усмотрению, без соответствующей санкции уполномоченных органов пройти переосвидетельствование. Считает, что отказ в признании причины пропуска переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФГУ ГБ МСЭ по <адрес> является незаконным и необоснованным, просит признать причину пропуска переосвидетельствования уважительной, признать данный период длящимся по инвалидности, признать решение ФГУ ГБ МСЭ по признанию неуважительной причины пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.
Истец, надлежащим образом, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что в период нахождения под арестом, истец мог обратится с заявлением к администрации учреждения, где он содержался под стражей о необходимости прохождения переосвидетельствования, истец с данным заявлением не обращался в связи с чем, признать уважительной причиной не прохождения переосвидетельствования - нахождение под стражей, нельзя. Истец также не обжаловал своевременно решение МСЭ о признании причины пропуска не уважительной.
Заслушав пояснения представителя ответчика, с учетом доводов истца, изучив письменные доказательства, находящиеся в материалах гражданского дела, акты освидетельствований, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку не усматривает со стороны ответчика каких-либо нарушений законодательства в отношении истца, учитывая следующее.
Как следует из представленных доказательств, ФИО2 действительно бюро государственной службы медико- социальной экспертизы по тульской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была установлена третья группа инвалидности, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Учреждением УЩ-349/13 ФИО2 отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 7, 8 Закона ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ порядок организации и деятельности органов МСЭ определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 639 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ 0000.
Согласно данным изменениям органы МСЭ вошли в структуру Федерального медико-биологического агентства России.
В соответствии со ст. 1, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Медико-социальная экспертиза, в соответствии со ст. 7, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных о свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", к условиям признания гражданина инвалидом, отнесены - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Вместе с тем, наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
Согласно п.п.9,12 Правил «О порядке и условиях признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 инвалидность II и III групп устанавливается на 1 год до 1го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико- социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствование)
Согласно п. 39 Правил переосвидетельствование инвалидов II и III групп проводится 1 раз в год.
Аналогичные нормы содержались в п.20,28 «Положения о признании лица инвалидом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000(в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 0000, от ДД.ММ.ГГГГ0000, от ДД.ММ.ГГГГ 0000), действовавшие на момент установления инвалидности ФИО2
Учитывая, что истцом оспаривается период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к нему применимы правила «Положения о признании лица инвалидом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000.
Как следует из представленных письменных доказательств, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была установлена третья группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переосвидетельствование не проходил, с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность третьей группы на срок до ДД.ММ.ГГГГ, дата очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что спорный период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд применяет при разрешении данного вопроса правила «Положения о признании лица инвалидом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 0000, действовавшие на тот момент.
Согласно п. 33,34 Положения гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.
Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.
Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
Истцом в судебное заседание доказательств того, что им было оспорено решение ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» не представлено.
Как указано в отзыве со стороны ответчика причина пропуска очередного переосвидетельствования Филиалом 0000 ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по свердловской области» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была признана неуважительной, поскольку ФИО2. Н. не представил каких- либо документов, подтверждающих, что он обращался с заявлением о проведении медико- социальной экспертизы к администрации учреждения и администрацией учреждения уголовно- исполнительной системы ему было отказано в ее проведении, либо документов, подтверждающих, что в указанный период времени истец не имел возможности подать такое заявление в силу объективных причин. Ссылка на утрату документов несостоятельна, поскольку для проведения освидетельствования необходимо направление на медико- социальную экспертизу. Копии необходимых документов, на которые ссылается истец, содержаться в актах освидетельствования, составленных в предыдущие периоды признания ФИО2 инвалидом.
Суд соглашается с данными доводами ответчика, по следующим основаниям.
Истец, оспаривает решения ФГУ ГБ МСЭ об отказе признать уважительной причину пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просит суд признать причину уважительной, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ длящимся по инвалидности поскольку самостоятельно не мог пройти переосвидетельствование по независящим от него обстоятельствам в связи с нахождением в спорный период под стражей в следственном изоляторе.
Согласно п. 2 Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико- социальной экспертизы, утвержденных заместителем начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ 0000 освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в бюро медико - социальной экспертизы проводится на общих основаниях в
порядке, определяемом "Положением о признании лица инвалидом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 965, и в соответствии с Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико - социальной экспертизы, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1/30.
На медико - социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях УИС, в случаях расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и нуждающиеся в мерах социальной защиты.
В силу п.4 Инструкции лицо, нуждающееся в проведении медико - социальной экспертизы, подает на имя руководителя территориального бюро медико – социальной экспертизы через начальника учреждения УИС письменное заявление в произвольной форме.
Начальник ЛПУ, УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико - социальную экспертизу в условиях лечебно - профилактических учреждений УИС, при необходимости в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений.
По результатам клинико - диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико - социальную экспертизу (ф. 088/У-97), утвержденную Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 141.
В соответствии с п. 7 Инструкции Администрация учреждения УИС формирует и представляет в территориальное бюро медико - социальной экспертизы личное дело, характеристику, медицинскую карту (историю болезни), направление на медико - социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в учреждениях УИС, о проведении освидетельствования, одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования.
Согласно п. 8,9 указанной Инструкции Освидетельствование лица, содержащегося в учреждениях УИС, в зависимости от условий и имеющихся возможностей может проводиться непосредственно в учреждении УИС или в территориальном бюро медико-социальной экспертизы. При освидетельствовании лица, содержащегося в учреждениях УИС, в территориальном бюро медико - социальной экспертизы администрация учреждения УИС обеспечивает его доставку на освидетельствование, присутствие начальника или врача ЛПУ УИС, начальника отряда или воспитателя (далее - представителей администрации) и надлежащую охрану в целях пресечения возможных эксцессов со стороны освидетельствуемого.
Истцом не представлено суду доказательств, что в спорный период он обращался с заявлением к администрации учреждения о необходимости переосвидетельствования и администрацией уголовно- исполнительной системы ему было отказано в ее проведении. Ссылка истца о том, что при производстве предварительного следствия были утрачены документы, необходимые для переосвидетельствования не состоятельна, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ копии медицинских документов были направлены истцу, однако ни в 2004году, ни в 2005 году до октября месяца, истец с заявлением о прохождении медико -социальной экспертизы не обращался, вместе с тем в отсутствие данных документах и отбывая наказание истец прошел ДД.ММ.ГГГГ переосвидетельствование и ему была установлена третья группа инвалидности.
С учетом изложенного суд не может признать уважительной причину пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уважительной, также данный период не может быть признан фактически длящимся по инвалидности, поскольку это противоречит нормам закона- инвалидность устанавливается на определенный срок по заключению бюро медико- социальной экспертизы. Таким образом решение ФГУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы» по признанию неуважительной причины пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова ФИО7 к Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", Федеральному государственному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» о признании причины пропуска срока переосвидетельствования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уважительной, признании данного периода фактически длящимся по инвалидности, признании решения ФГУ ГБ МСЭ по Свердловской области по признанию неуважительной причины пропуска срока переосвидетельствования незаконным и необоснованным- отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья