Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2010 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
при секретаре Марукян Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4683/10 по иску ФИО2 к о досрочном назначении пенсии
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с данным иском, ссылаясь на то, что с **.**.**** г. она работала в медицинских учреждениях, в том числе, в сельской местности и осуществляла лечебную деятельность. **.**.**** г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сызрани с заявлением о назначении ей досрочной пенсии. Однако, в назначении пенсии ей было отказано решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, протокол заседания Комиссии №00 от **.**.**** г. в связи с отсутствием достаточного специального стажа. Из её специального стажа было исключено необоснованно несколько периодов её медицинской деятельности. С решением Комиссии она частично не согласна, считает его незаконным по следующим основаниям. Необоснованно не засчитаны в специальный трудовой стаж ни в календарном, ни в льготном исчислении работа в сельской местности, как 1 год за 1 год и 3 месяца период работы с **.**.**** г.. в должности заведующей ФАП ул. ХХХ ЦРБ ул. ХХХ, т.к. должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Указанным Списком предусмотрена должность заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медсестра). Полагает, что данный период должен быть засчитан в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, т.к. она работала в фельдшерско-акушерском пункте, который находился вдали от города, она была единственным работником со специальным медицинским образованием, выполняла обязанности фельдшера, осуществляла приём больных, оказывала экстренную медицинскую помощь. Кроме того, действующее до 22 октября 1993года Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» предусматривало включение в специальный стаж в качестве помощников врачей, фельдшеров (всех независимо от наименования должности) больничных учреждений всех типов и наименований.
Периоды работы с **.**.**** г.. в должности медсестры здравпункта «Трест» ЦРБ ул. ХХХ не включен в специальный стаж, т.к. должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Считает, что данные периоды должны быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, т.к. она состояла в штате Центральной районной больницы Приволжского района, которая являлась лечебным учреждением, работала медицинской сестрой, осуществляла лечебную деятельность, выполняла все функции, предусмотренные должностными обязанностями медсестры.
Также необоснованно не засчитаны в специальный трудовой стаж в льготном исчислении работа в сельской местности, как 1 год за 1 год и 3 месяца период отпуска по беременности и родам ребенка **.**.**** г. года рождения с **.**.**** г.., ребенка **.**.**** г. года рождения с **.**.**** г.. Полагает, что указанные периоды должны быть засчитаны в льготном исчислении, т.к. в указанные периоды она находилась на больничном, а периоды нахождения на больничном листе оплачивались в полном объеме в размере 100% заработной платы, они подлежали социальному страхованию, эти дни приравнивались к рабочим дням.
Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет **.**.**** г.. не засчитаны в календарном исчислении, т.к. в указанные периоды имели место трудовые отношения с организацией на должности, не предусмотренной Списком от 29.10.2002г. Считает, что указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении, т.к. в данном случае должно применяться законодательство, которое действовало в период ухода в отпуск, а в период её ухода в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет действовала ст. 167 КЗоТ ФИО3, которая предусматривала возможность зачета указанного периода в специальный стаж. В указанные периоды она занимала должность медсестры здравпункта «Трест» ЦРБ ул. ХХХ, и работа в этой должности должна быть засчитана в специальный стаж по причинам, указанным ранее.
Периоды работы с **.**.**** г.. (отпуск по уходу за ребенком **.**.**** г..р.) в должности статиста в детской поликлинике №00 не засчитаны в специальный стаж, т.к. должность не предусмотрена Списком от 29.10.2002г. Полагает, что указанные периоды должны быть засчитаны ей в специальный стаж в календарном исчислении, т.к. в силу п.З Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением ФИО1 от **.**.**** г. № 1397, действовавшего до **.**.**** г. года, в стаж работы работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.
Период работы с **.**.**** г.. в должности медсестры участковой в детской поликлинике №00 не засчитан, т.к. работа не подтверждена сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. С этим она не согласна, т.к. в указанный период она продолжала работать в данной организации и должности, её страховой стаж в указанный период подтвержден записью в трудовой книжке, она получала заработную плату. Просит суд обязать включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с **.**.**** г.. в календарном исчислении.
В судебном заседании ФИО2 иск поддержала, привела доводы, изложенные выше.
Представитель ответчика - ФИО6 иск не признала, поддержала доводы, изложенные в протоколе, дополнила, что период работы в должности статиста уже зачтен на основании постановления Конституционного суда № 2-П.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.
Таким образом, в соответствии с названным Законом досрочная трудовая пенсия назначается в зависимости от вида деятельности лица, а не от наименования и правового статуса учреждения здравоохранения, с которым это лицо состояло в трудовых отношениях.
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, ФИО2 с **.**.**** г.. по настоящее время работает в различных лечебных учреждениях в должности заведующей ФАП, медсестры, фельдшера, статиста.
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истицы, справками, уточняющими занятость.
**.**.**** г. ФИО2 обратилась в заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением Комиссии от **.**.**** г. №00 ей было отказано в назначении пенсии, поскольку периоды работы истицы с **.**.**** г.. в должности заведующей ФАП ул. ХХХ ЦРБ ул. ХХХ, с **.**.**** г.. в должности медсестры здравпункта «Трест» ЦРБ ул. ХХХ не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ ни в календарном, ни в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца как сельская местность, т.к. должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Указанным Списком предусмотрена должность заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медсестра), а также должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением ФИО3 от 06.09.1991г. № 464.
Периоды отпуска по беременности и родам ребенка **.**.**** г. года рождения с **.**.**** г. ребенка **.**.**** г. года рождения с **.**.**** г. периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.**** г.. не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, по тем основаниям, что в указанные периоды имели место трудовые отношения с организацией на должности, не предусмотренной Списком от 29.10.2002г., а не осуществление лечебной и иной деятельности по охране населения на должности, предусмотренной Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №00 и Постановлением ФИО3 от 06.09.1991г. № 464.
Периоды работы с **.**.**** г. в должности медицинского статистика в детской поликлинике №00 не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, т.к. должность не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Период работы с **.**.**** г.. в должности медсестры участковой в детской поликлинике №00 не засчитан, т.к. работа не подтверждена сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд считает, что отказ истице засчитать в её специальный стаж для назначения досрочной пенсии вышеуказанные периоды работы нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом, предусматривающий право медицинских работников при одних и тех же условиях работы на получение пенсии за выслугу лет.
Суд полагает, что необоснованно не засчитан в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении как работа в сельской местности 1 год за 1 год и 3 месяца период работы истицы с **.**.**** г.. в должности заведующей ФАП ул. ХХХ ЦРБ ул. ХХХ, находящейся в сельской местности, т.к. в период работы в фельдшерско-акушерском пункте заведующей, она была единственным работником со специальным медицинским образованием, выполняла обязанности фельдшера, осуществляла приём больных, оказывала экстренную медицинскую помощь, что подтверждается справками, выданными Приволжской центральной районной больницей, уточняющей занятость истицы, и справки, из которой следует, что согласно штатного расписания за 1980-1981г. кроме 1 должности зав. ФАП и 1 должности санитарки, других должностей среднего медицинского персонала не предусмотрено.
Согласно «Списка профессий и должностей работников здравоохранения..», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.07.1993г. № 701) исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений производится - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Кроме того, в соответствии с п. 2 “Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения”, утвержденного постановлением ФИО1 от **.**.**** г. № 1397, принятого в соответствие с Законом ФИО1 “О государственных пенсиях в ФИО1” от **.**.**** г., в стаж работы врачам и другим работникам здравоохранения, засчитывается работа на руководящих должностях.
Постановлением Правительства РФ “О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений ФИО3 по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой” от **.**.**** г. №00 установлено, что с **.**.**** г. на территории Российской Федерации не применяется указанное выше постановление ФИО1 “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства” от **.**.**** г. № 1397. Однако, до принятия Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях” от **.**.**** г. работа на руководящих должностях, а, следовательно, и в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, давала право на пенсию за выслугу лет.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Перечнем от 29.10.2002г. структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала предусмотрены должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра). Неправильное оформление сотрудником отдела кадров наименование должности истицы, не может нарушать ее право на пенсионное обеспечение.
Периоды работы с **.**.**** г.. в должности медсестры здравпункта «Трест» ЦРБ ул. ХХХ также подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, т.к. истица состояла в штате ул. ХХХной больницы ул. ХХХ, которая являлась лечебным учреждением, работала медицинской сестрой, осуществляла лечебную деятельность, выполняла все функции, предусмотренные должностными обязанностями медсестры, что также подтверждается справкой, выданной Приволжской центральной районной больницей, уточняющей занятость истицы в указанной должности.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г. «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет», в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Согласно прилагаемого «Списка профессий и должностей…» пенсия назначается врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений», каковым и являлся здравпункт.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии с данным Списком, а периоды работы после 1 ноября 1999г. - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 предусмотрены должности медицинской сестры.
Также необоснованно не засчитаны в специальный трудовой стаж в льготном исчислении работа в сельской местности, как 1 год за 1 год и 3 месяца период отпуска по беременности и родам ребенка **.**.**** г. года рождения с **.**.**** г.., ребенка **.**.**** г. года рождения с **.**.**** г.., поскольку в указанные периоды истица находилась на больничном листе, которые оплачивались в полном объеме в размере 100% заработной платы, они подлежали социальному страхованию, эти дни приравнивались к рабочим дням и включались в стаж в льготном исчислении.
Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет **.**.**** г.. также подлежат включению в календарном исчислении в стаж на соответствующих видах работ, т.к. в указанные периоды истица занимала должность медсестры здравпункта «Трест» ЦРБ ул. ХХХ, т.е. на должности, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Постановлением ФИО3 от 06.09.1991г. № 464.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, в редакции, действовавшей до 25.09.1992г., предусматривалось включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. В связи с вступлением в силу с 6 октября 1992г. Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Следовательно, указанный период подлежит включению в специальный стаж, т.к. на период отпусков по уходу за ребенком истицы законодательство предусматривало включение отпусков по уходу за детьми в специальный трудовой стаж.
Периоды работы с **.**.**** г.. (отпуск по уходу за ребенком **.**.**** г..р.) в должности статиста в детской поликлинике №00 также необоснованно не засчитаны в специальный стаж, т.к. согласно п.З Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением ФИО1 от **.**.**** г. № 1397, действовавшего до **.**.**** г. года, в стаж работы работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. Кроме того, указанный период включен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ на основании постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г.
Период работы с **.**.**** г.. в должности медсестры участковой в детской поликлинике №00 подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, т.к. в указанный период ФИО2 продолжала работать в данной организации и должности, её страховой стаж в указанный период подтвержден записью в трудовой книжке, она получала заработную плату. Отсутствие сведений персонифицированного учета не может нарушать пенсионные права истца, т.к. предоставление таких сведений относится к компетенции работодателя.
Таким образом, обжалуемые ФИО2 периоды должны быть засчитаны в специальный медицинский стаж и истице назначена пенсия с момента обращения за ней - **.**.**** г.., поскольку с учетом включения названных периодов, стаж работы истицы будет составлять более 30 лет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 удовлетворить.
Обязать засчитать в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как медицинскому работнику периоды работы ФИО2:
в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца:
- период работы с **.**.**** г.. в должности заведующей ФАП ул. ХХХ ЦРБ ул. ХХХ;
- с **.**.**** г.. в должности медсестры здравпункта «Трест» ЦРБ ул. ХХХ;
- периоды отпусков по беременности и родам с **.**.**** г.
В календарном исчислении:
- период работы с **.**.**** г.. в должности медицинского статистика в детской поликлинике №00 г. Сызрани:
- с **.**.**** г.. в должности медсестры участковой в детской поликлинике №00 г. Сызрани;
- отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет с **.**.**** г. назначить пенсию с момента обращения за ней - **.**.**** г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2010г.
Судья