Решение по делу № 2-1042/2014 ~ М-344/2014 от 04.02.2014

Дело 2-1042(2014)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 апреля 2014г. Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при секретаре Шаляпиной Л.,

с участием представителя истицы по доверенности Творогова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой Н. Н. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок,

у с т а н о в и л:

Денисова Н.Н. обратилась в суд и иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок указав в заявлении, что она обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 10 лет на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» земельного участка площадью 1414 кв. м., расположенного по адресу: РФ, <адрес>. Совместно с заявлением в ДЗО Денисовой Н.Н. была предоставлена справка серии МСЭ - ДД.ММ.ГГГГ, о том, что Истец является инвалидом бессрочно.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истцу принадлежит право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Для реализации этого права, согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901, Денисовой Н.Н. достаточно подать заявление в орган местного самоуправления, и приложить к нему справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.

Истцом при обращении в ДЗО соблюдены все требования законодательства и иных нормативных актов РФ для того чтобы получить указанный земельный участок в аренду.

Согласно письму из Департамента земельных отношений г. Перми о рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ., в данное время предоставление земельных участков по ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предоставляется возможным по причине отсутствия в федеральных законах и правовых актах Пермского края порядка предоставления земельных участков данным категориям граждан.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 июля 1996г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, возложена обязанность принять организационные меры по обеспечению предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с ч. 1. ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

ДЗО не учтено, что положения ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» имеют непосредственное прямое действие на территории РФ и подлежат обязательному исполнению органами местного самоуправления. Бездействие органов по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать прав граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Земельный участок по адресу: РФ, <адрес> свободен от прав третьих лиц на него, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельный участок также поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер.

Таким образом, препятствий для передачи данного земельного участка на праве аренды Истцу у ДЗО не имеется. Отказ ДЗО безосновательно препятствует реализации Денисовой Н.Н. принадлежащего ей права на получение земельного участка в аренду, т.е. нарушает права Истца.

На основании вышеизложенного просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении Денисовой Н. Н. в аренду сроком на 10 лет без проведения торгов земельного участка площадью 1414 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми заключить с Денисовой Н. Н. в первоочередном порядке без проведения торгов сроком на 10 лет договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1414 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

    Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

    Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал, дал аналогичные пояснения, указанные в исковых требованиях. Также пояснил, что жилья у истицы нет, ее семья проживает по договору найма, снимает часть жилого дома в виде комнаты.

Представитель Департамента земельных отношений в судебное заседание не явился, просят провести судебное заседание без участия представителя, ранее представили письменный отзыв, из которого следует, что Департамент земельных отношений администрации г.Перми с требованиями Денисовой Н.Н. не согласен и поясняет следующее. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Таким образом, по смыслу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предоставляется инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В силу п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. П.1 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 №103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Истцом не представлено доказательств нуждаемости, в улучшении жилищных условий исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ. Согласно п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В силу п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Как указано выше, по основаниям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в связи с необходимостью улучшения жилищных условий. Доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем нормы ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут. На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые приводят к ухудшению жилищных условий лица, сам мотив совершения лицом этих действий не имеет значение.

Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствие с п. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Материалами дела установлено, что истица является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д.18-19).

Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по <адрес>, площадью 1414 кв. м. под индивидуальное жилищное строительство сроком на 10 лет (л.д.10).

Письмом начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данной просьбы было отказано по тем основаниям, что на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. На территории г.Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Вами не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Кроме того, в представленной копии справки серии МСЭ не указан срок до которого установлена инвалидность.

Суд считает доводы департамента земельных отношений не обоснованными, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, отсутствия правил предоставления инвалидам земельных участков.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Анализируя содержание указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании истица проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ФИО1 (собственником жилого дома) и ФИО2 (наниматель). По указанному договору найма наймодатель передал нанимателю и членам его семьи: Денисовой Н.Н., ФИО2 часть жилого дома в виде одной комнаты площадью 18,1 кв.м. во временное возмездное владение и пользование для проживания (л.д.14-15).

Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ., справки ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ. на праве совместной собственности Денисовой Н.Н., ФИО2. принадлежала 3-х комнатная квартира по <адрес>, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела из представленных письменных доказательств и пояснений представителя истицы установлено, что Денисова Н.Н. иного жилья не имеет, что подтверждается сведениями, представленными из ОГУП ЦТИ Пермского (л.д. 17) и уведомлением из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.34).

Земельный участок по адресу: <адрес>, на который претендует истица на праве собственности никому не принадлежит, что подтверждается уведомлением ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., земельному участку присвоен кадастровый номер , земельный участок имеет площадь 1414 кв.м., относится к категории земель «Земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «Для индивидуального жилищного строительства».

Оценивая вышеуказанные доказательства, исходя из которых истица является инвалидом второй группы без срока, проживает в снимаемом по договору найма жилом помещении, которое представляет собой комнату 18,1 кв.м. в частном доме, в которой помимо неё проживают еще 2 человека, при этом на каждого проживающего приходится по 6 кв.м. общей площади жилого помещения, истица своего жилья не имеет, суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами нуждаемость Денисовой Н.Н. в улучшении жилищных условий подтверждена. Истица хоть и не стоит на учете, но является нуждающейся в жилом помещении в силу ч.1 ст. 51 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Право собственности Денисовой Н.Н. на квартиру по <адрес> прекращено ДД.ММ.ГГГГ., соответственно на момент обращения в ДЗО в ДД.ММ.ГГГГ. истица могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку пять лет со дня продажи квартиры истекли.

Исходя из того, что истица не имеет жилья и не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, требования истицы о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении в аренду Денисовой Н.Н. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> незаконным подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку отказ в предоставлении земельного участка судом признан незаконным, на Департамент земельных отношений администрации г.Перми следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Денисовой Н. Н. путем предоставления ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1414кв.м., расположенного по адресу <адрес> (кадастровый номер земельного участка ) для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении Денисовой Н. Н. в аренду сроком на 10 лет без проведения торгов земельного участка площадью 1414 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Денисовой Н. Н. путем предоставления Денисовой Н. Н. в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1414 кв.м., расположенного по адресу <адрес> (кадастровый номер земельного участка ) для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья:

2-1042/2014 ~ М-344/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Денисова Нина Николаевна
Ответчики
ДЗО Администрации г. Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Вязовская Марина Евгеньевна
Дело на странице суда
motovil--perm.sudrf.ru
04.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2014Передача материалов судье
07.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2014Предварительное судебное заседание
04.04.2014Судебное заседание
11.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2014Дело оформлено
07.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее