РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Петрозаводск 23 ноября 2017 г.
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе председательствующего судьи Цепляева О.В., при секретаре Аникиевой Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкиневой П. С. к Кобелеву В. Л. о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шкинева П.С. обратилась в суд с иском к Кобелеву В.Л. о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, мотивируя следующим. Кобелев В.Л. осужден приговором Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за приобретение права на имущество Шкиневой П.С., по ч.<данные изъяты> ст.<данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком <данные изъяты> года. Истица полагает, что указанным преступлением ей причинен моральный вред, соответственно, просит взыскать в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины.
Стороны извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом.
В судебном заседании истец требования поддержала. Пояснила, что моральный вред причинен ей в результате действий ответчика, направленных на лишение ее права собственности. В период расследования дела она находилась в состоянии <данные изъяты>, и данные обстоятельства негативно сказывались на ее состоянии здоровья.
Ответчик просил отказать в иске.
Прокурор Иванова О.Л. полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав участников, исследовав материалы, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл.59 и ст.151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. По смыслу ст.151, п.2 ст.1099 ГК РФ перечень оснований для компенсации морального вреда является исчерпывающим.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага.
В судебном заседании установлено, что приговором Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Кобелев В.Л. осужден по ч.<данные изъяты> ст.<данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком <данные изъяты> года. Гражданский иск потерпевшей Шкиневой П.С. не заявлялся.
Как следует из обвинительного приговора Кобелев В.Л. в период времени с <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ, имея умысел на приобретение права на чужое имущество, принадлежащее Шкиневой П.С. в пользу другого лица, а именно жилое строение без права регистрации проживания, общей площадью <данные изъяты> м?, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное на садовом земельном участке №<данные изъяты> СТ <данные изъяты> <данные изъяты> района и земельный участок для садоводства, общей площадью <данные изъяты> м?, расположенный по адресу: <данные изъяты>, земельный участок по генплану №<данные изъяты> в восточной части кадастрового квартала <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, путем обмана в крупном размере, преследуя корыстную цель безвозмездного изъятия и обращения указанного земельного участка и находящегося на нем указанного жилого строения в пользу другого лица, а именно своей матери Кобелевой Н.В., умышленно приобрел право в ее пользу на имущество Шкиневой П.С., общей стоимостью <данные изъяты> рублей, тем самым причинив единственному наследнику собственника имущества Шкиневой П.С. материальный ущерб в крупном размере на сумму <данные изъяты> рублей.
Действия Кобелева В.Л. квалифицированы по ч.<данные изъяты> ст.<данные изъяты> УК РФ – <данные изъяты>.
По ходатайству истца в судебном заседании был допрошен ее супруг <данные изъяты>, показавший, что в период расследования уголовного дела супруга находилась в состоянии <данные изъяты>, что, соответственно, плохо отражалось на ее состоянии здоровья.
Как указано выше, в качестве основания возникновения права на компенсацию морального вреда являются действия, посягающие на нематериальные блага гражданина (жизнь, здоровье, достоинство личности и др.), а также нарушающие его личные неимущественные права (право на имя, право авторства и др.).
Шкиневой П.С. в качестве основания взыскания с Кобелева В.Л. компенсации морального вреда указано на совершение последним приобретение права на ее имущество путем обмана – то есть нарушение имущественных прав.
Действующим законодательством не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда, причиненного приобретением права на чужое имущество путем обмана.
Доказательств нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца, совершение в отношении нее действий, посягающих на нематериальные блага, в том числе, каким-либо образом связанных с состоянием беременности, истец суду не представила. В связи с чем, у суда не имеется законных оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Цепляев О.В.
Мотивированное решение изготовлено 28.11.17