РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2014 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Коростелевой Е.В.,
при секретаре Мухановой Е.А.,
с участием помощника прокурора г.Лесосибирска,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования г. Лесосибирск о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском, в котором просил обязать ответчика предоставить ФИО1 изолированное, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления 33 кв.м. общей площади жилого помещения, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 (ранее ФИО4, фамилия изменена ДД.ММ.ГГГГ. в связи с заключением брака) обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, постановлением администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве несовершеннолетних ФИО9 в учреждение общественного воспитания» за последним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого жилое помещение повреждено. По протесту прокурора, п.3 постановления администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № (о закреплении за истицей права пользования жильем), отменен.
ФИО1 в настоящее время проживает в г.Лесосибирске, в собственности жилья не имеет, жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не представлено.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска настаивал на исковых требованиях, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Истец ФИО1 настаивает на удовлетворении иска, доводы, изложенные в иске подтвердила. Кроме того, суду пояснила, что действующее законодательство, предусматривающее соответствующие гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки разъяснено ей поздно. Кроме того, при обращении к инспектору органов опеки и попечительства, ей никто не разъяснял о необходимости обращения с заявлением до достижения 23 лет, в связи с чем ею заявление подано после достижения 23 лет.
Представитель ответчика администрации г. Лесосибирска надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
В представленных возражениях ответчик иск не признал, указав, что ФИО1 состоит на учете на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в Министерстве образования и науки Красноярского края. Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствие со списком. Требование о предоставлении жилья нарушает права иных лиц, включенных в список очередности ранее ФИО1
Представитель третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя. В представленных возражениях иск не признал, указав, что до достижения 23 лет лица из числа детей-сирот в целях реализации своего права на обеспечении жильем должны были встать на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем. В настоящее время ФИО1 утратила право на обеспечение жильем, так как на момент обращения с иском ей исполнилось 24 года. ФИО1 не состоит на учете на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в Министерстве образования и науки Красноярского края, поскольку обратилась с заявлением о постановке ее на учет после достижению 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица – органов опеки и попечительства не имеет возражений против удовлетворения иска. Суду пояснила, что ФИО1 обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ., в то время как 23 года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. Указанное стало следствием того, что ранее за ней было закреплено жилье, которое впоследствии подверглось пожару и лишь на основании протеста прокурора, постановление в части закрепления жилья отменено ДД.ММ.ГГГГ. После отмены постановления в части закрепления за ФИО1 жилья, органу опеки и попечительства требовалось также время для запроса информации, подтверждающей наличие права у истицы на получение жилья, в связи с чем, ФИО1 соответствующие права разъяснены органом опеки и попечительства действительно поздно.
Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 109.1. Жилищного Кодекса РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года с учетом изменений от 02.07.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,.. . органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В силу п. 9 ст. 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с 1 января 2013 года, действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей,.. . не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу статьи 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьи 2 вышеназванного закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: прием, регистрацию ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, формирование учетных дел, и их направление в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования; направление с использованием межведомственного информационного взаимодействия запросов о предоставлении документов в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, в случаях, если необходимые документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе; приобретение в муниципальную собственность или строительство жилых помещений в целях их предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Из материалов дела следует, что ФИО1 (ранее ФИО4, фамилия изменена ДД.ММ.ГГГГ. в связи с заключением брака) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать ФИО5 <данные изъяты>.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве несовершеннолетних ФИО8 в учреждение общественного воспитания» за последним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого жилое помещение повреждено. По протесту прокурора, п.3 постановления администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № (о закреплении за истицей права пользования жильем), отменен.
Таким образом, из представленных документов следует, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
Решением краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано во включении ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением в связи с подачей документов после 23 лет.
Исходя из анализа вышеприведенных норм закона, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды обязаны выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом, в судебном заседании установлено, что органом опеки и попечительства права ФИО1 на получение жилья разъяснены поздно в связи с тем, что постановление о закреплении за истцом жилья отменено ДД.ММ.ГГГГ., после чего собиралась информация о наличии оснований для предоставления жилья последней. Кроме того, ответчиком, а также органом опеки и попечительства не представлено доказательств, подтверждающих, что ФИО1 разъяснены сроки для обращения с соответствующим заявлением.
Таким образом, суд считает, что причины позднего обращения с соответствующим заявлением являются уважительными, что дает основания для удовлетворения заявленного прокурором требования.
Обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями в силу положений ч. 2 ст. 15.1, главы 4 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " должна быть возложена на администрацию муниципального образования г. Лесосибирск.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы государственной власти Красноярского края обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления данного государственного полномочия, и осуществлять контроль за его исполнением.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 "О защите прав ребенка" общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и изложенных законодательных норм, регламентирующих социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также норм жилищного законодательства, усматривается, что Администрация г. Лесосибирска нарушило конституционное право на жилище истца, являющейся лицом из числа-детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, суд считает заявленные требования к данному ответчику законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска, действующего в интересах ФИО1 к Администрации г. Лесосибирска удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить ФИО1 изолированное, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления 33 кв.м. общей площади жилого помещения, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья
Лесосибирского городского суда Е.В. Коростелева