Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2179/2014 ~ М-1562/2014 от 01.07.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2014 года г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего                 Коростелевой Е.В.,

при секретаре                 Мухановой Е.А.,

с участием помощника прокурора г.Лесосибирска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования г. Лесосибирск о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском, в котором просил обязать ответчика предоставить ФИО1 изолированное, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления 33 кв.м. общей площади жилого помещения, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».

Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 (ранее ФИО4, фамилия изменена ДД.ММ.ГГГГ. в связи с заключением брака) обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, постановлением администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве несовершеннолетних ФИО9 в учреждение общественного воспитания» за последним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого жилое помещение повреждено. По протесту прокурора, п.3 постановления администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ (о закреплении за истицей права пользования жильем), отменен.

ФИО1 в настоящее время проживает в г.Лесосибирске, в собственности жилья не имеет, жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не представлено.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска настаивал на исковых требованиях, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Истец ФИО1 настаивает на удовлетворении иска, доводы, изложенные в иске подтвердила. Кроме того, суду пояснила, что действующее законодательство, предусматривающее соответствующие гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки разъяснено ей поздно. Кроме того, при обращении к инспектору органов опеки и попечительства, ей никто не разъяснял о необходимости обращения с заявлением до достижения 23 лет, в связи с чем ею заявление подано после достижения 23 лет.

Представитель ответчика администрации г. Лесосибирска надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.

В представленных возражениях ответчик иск не признал, указав, что ФИО1 состоит на учете на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в Министерстве образования и науки Красноярского края. Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствие со списком. Требование о предоставлении жилья нарушает права иных лиц, включенных в список очередности ранее ФИО1

Представитель третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя. В представленных возражениях иск не признал, указав, что до достижения 23 лет лица из числа детей-сирот в целях реализации своего права на обеспечении жильем должны были встать на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем. В настоящее время ФИО1 утратила право на обеспечение жильем, так как на момент обращения с иском ей исполнилось 24 года. ФИО1 не состоит на учете на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения в Министерстве образования и науки Красноярского края, поскольку обратилась с заявлением о постановке ее на учет после достижению 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица – органов опеки и попечительства не имеет возражений против удовлетворения иска. Суду пояснила, что ФИО1 обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ., в то время как 23 года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. Указанное стало следствием того, что ранее за ней было закреплено жилье, которое впоследствии подверглось пожару и лишь на основании протеста прокурора, постановление в части закрепления жилья отменено ДД.ММ.ГГГГ. После отмены постановления в части закрепления за ФИО1 жилья, органу опеки и попечительства требовалось также время для запроса информации, подтверждающей наличие права у истицы на получение жилья, в связи с чем, ФИО1 соответствующие права разъяснены органом опеки и попечительства действительно поздно.

Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 109.1. Жилищного Кодекса РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года с учетом изменений от 02.07.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,.. . органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В силу п. 9 ст. 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с 1 января 2013 года, действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей,.. . не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу статьи 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статьи 2 вышеназванного закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: прием, регистрацию ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, формирование учетных дел, и их направление в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования; направление с использованием межведомственного информационного взаимодействия запросов о предоставлении документов в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, в случаях, если необходимые документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе; приобретение в муниципальную собственность или строительство жилых помещений в целях их предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.

Из материалов дела следует, что ФИО1 (ранее ФИО4, фамилия изменена ДД.ММ.ГГГГ. в связи с заключением брака) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать ФИО5 <данные изъяты>.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве несовершеннолетних ФИО8 в учреждение общественного воспитания» за последним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. по указанному адресу произошел пожар, в результате которого жилое помещение повреждено. По протесту прокурора, п.3 постановления администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ (о закреплении за истицей права пользования жильем), отменен.

Таким образом, из представленных документов следует, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

Решением краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано во включении ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением в связи с подачей документов после 23 лет.

Исходя из анализа вышеприведенных норм закона, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды обязаны выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При этом, в судебном заседании установлено, что органом опеки и попечительства права ФИО1 на получение жилья разъяснены поздно в связи с тем, что постановление о закреплении за истцом жилья отменено ДД.ММ.ГГГГ., после чего собиралась информация о наличии оснований для предоставления жилья последней. Кроме того, ответчиком, а также органом опеки и попечительства не представлено доказательств, подтверждающих, что ФИО1 разъяснены сроки для обращения с соответствующим заявлением.

Таким образом, суд считает, что причины позднего обращения с соответствующим заявлением являются уважительными, что дает основания для удовлетворения заявленного прокурором требования.

Обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями в силу положений ч. 2 ст. 15.1, главы 4 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " должна быть возложена на администрацию муниципального образования г. Лесосибирск.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы государственной власти Красноярского края обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления данного государственного полномочия, и осуществлять контроль за его исполнением.

В соответствии с п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 "О защите прав ребенка" общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.

    Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и изложенных законодательных норм, регламентирующих социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также норм жилищного законодательства, усматривается, что Администрация г. Лесосибирска нарушило конституционное право на жилище истца, являющейся лицом из числа-детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, суд считает заявленные требования к данному ответчику законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора г. Лесосибирска, действующего в интересах ФИО1 к Администрации г. Лесосибирска удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить ФИО1 изолированное, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления 33 кв.м. общей площади жилого помещения, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья

Лесосибирского городского суда          Е.В. Коростелева

2-2179/2014 ~ М-1562/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шестакова Людмила Валерьевна
Ответчики
Администрация г. Лесосибирска
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Коростелева Е.В.
Дело на странице суда
lesosib--krk.sudrf.ru
01.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2014Передача материалов судье
04.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2014Подготовка дела (собеседование)
29.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2014Судебное заседание
29.09.2014Судебное заседание
29.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2014Дело оформлено
05.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее