Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-491/2017 ~ М-153/2017 от 25.01.2017

Дело № 2-491/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2017 года                                           город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Крымских Т.В.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Е.Н.,

с участием представителя истца Березниковского межрайонного природоохранного прокурора - помощника прокурора Костаревой Е.Н.,

представителя ответчика администрации Родникоского сельского поселения – Колупаевой Е.А., действующей на основании письменной доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неограниченного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» и администрации Родникоского сельского поселения о возложении обязанностей,

установил:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неограниченного круга лиц, обратился в Соликамский городской суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к администрации Родниковского сельского поселения и Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» о возложении обязанности на Родниковское сельское поселение Соликамского муниципального района Пермского края, в лице администрации Родниковского сельского поселения, организовать проведение мероприятий по оформлению лицензии на артезианские скважины , , , , и артезианскую скважину без обозначения номером в <...> на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Родниковского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края, о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» оформить лицензии на артезианские скважины , , , на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Родниковского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края, установить ответчикам срок исполнения обязанностей один год с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В исковом заявлении прокурор сослался на то, что между ответчиками заключено концессионное соглашение о передаче муниципального недвижимого имущества данного сельского поседения в виде артезианских скважин , , , на техническое обслуживание. Кроме того, на территории поселения находится артезианская скважина и артезианская скважина без обозначения номером в <...>. Данное имущество используется для добычи подземных вод для централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Родниковского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края. При этом, эксплуатация скважин, добыча подземных вод осуществляется без оформления лицензии на недропользование, что нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор, участвующая в деле, на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам иска. Пояснила, что водоснабжение населенных пунктов Родниковского сельского поселения осуществляется ООО «Вектор» посредством обслуживания и эксплуатации (водозабора) артезианских скважин, расположенных в границах поселения. Данная деятельность местной администрацией и предприятием осуществляется в нарушение требований законодательства в сфере недропользования при отсутствии соответствующих лицензий.

Представитель ответчика администрации Родниковского сельского поселения Колупаева Е.А., действуя в рамках предоставленных ей полномочий, исковые требования признала, о чем представила письменное заявление. Возражений на иск прокурора не представила.

Представитель ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела ответчик извещен. Телефонограммой представитель ответчика заявил о согласии с исковыми требованиями прокурора.

Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы иска, отсутствие возражений на исковое заявление, доказательства, представленные сторонами, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности исковых требований и полагает необходимым удовлетворить иск прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Из статьи 11 Закона «О недрах» следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно ч. 4 ст. 16 Закона РФ «О недрах» оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Согласно Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных», лицензии на право пользования недрами должны быть получены на все участки недр, на которых добыча подземных вод осуществляется одиночными водозаборными скважинами, за исключением случаев, предусмотренных в п. 1.3 настоящей Инструкции (п. 8.1).

В силу п. 8.2 Инструкции лицензия выдается на право пользования каждым участком недр, эксплуатируемым одиночной скважиной. В тех случаях, когда на территории одного предприятия имеется несколько одиночных скважин, принадлежащих этому предприятию, допускается выдача одной лицензии (п. 2.3 настоящей Инструкции).

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Судом из материалов дела и пояснений представителей сторон установлено, что Муниципальное образование Родниковское сельское поселение Соликамского муниципального района Пермского края, в лице исполнительно-распорядительного органа - администрации Родниковского сельского поселения, является органом местного самоуправления. К вопросам местного значения Родниковского сельского поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (лд. ).

В собственности Муниципального образования Родниковское сельское поселение Соликамского муниципального района Пермского края находятся сооружение-водопровод по адресу <...>, водонапорная башня с артезианской скважиной по адресу <...>, сеть водопровода с водоразборными колонками по адресу <...>, здание водонапорной башни, артезианская скважина по адресу <...>, водопровод по <...> в <...>, артезианская скважина , здание над скважиной по адресу <...>, сети водопроводные в <...>, артезианская скважина по адресу <...> (лд. ).

Согласно Списку администрации Родниковского сельского поселения (лд. ) на территории Родниковского сельского поселения находятся артезианские скважины , , , , и артезианская скважина без обозначения номером в <...>.

ООО «Вектор» осуществляет деятельность, в том числе, связанную с забором, очисткой и распределением воды (лд. ).

<дата> между администрацией Родниковского сельского поселения и ООО «Вектор» заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества муниципального образования Родниковского сельского поселения, объектов водоснабжения и водоотведения (лд. ).

По условиям данного соглашения ООО «Вектор» принял на себя обязательство за свой счет выполнять работы по приведению объекта в состояние, соответствующее требованиям, осуществлять техническое обслуживание имущества, обеспечивать бесперебойное и качественное водоснабжение населения и организаций, расположенных на территории Родниковского сельского поселения, с использованием объекта соглашения.

В силу п. 42 соглашения исполнитель соблюдает при выполнении работ действующие в Российской Федерации правила промышленной санитарии и несет ответственность в случае нарушения.

В Перечень имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения включены (лд. ) артезианские скважины , , , , водопровод, сети водопровода, сети канализации.

Сторонами не оспаривается, что артезианские скважины используются ответчиками для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, деятельность осуществляется в отсутствие лицензии на их использование.

В ходе судебного разбирательства нашел бесспорное подтверждение факт осуществления ООО «Вектор» водозабора для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из артезианских скважин , , , без соответствующего разрешения.

Артезианская скважина , артезианская скважина без номера, находящаяся в <...>, концессионным соглашением администрацией Родниковского сельского поселения Обществу «Вектор» не передавались. Факт использования данных скважин - водозабора для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из артезианских скважин в судебном заседании не оспаривался.

Решением Соликамского городского суда от <дата> удовлетворено административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Родниковского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» о прекращении нарушения санитарного законодательства. Постановлено признать незаконным бездействие административного ответчика администрации Родниковского сельского поселения при решении вопросов местного значения поселения по организации водоснабжения населения в границах поселения. Признать незаконным бездействие административного ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Вектор» при осуществлении в рамках концессионного соглашения от <дата> надлежащей деятельности по владению, пользованию, содержанию, эксплуатации объектов водоснабжения, переданных Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» по данному соглашению на праве собственности, находящихся на территории Родниковского сельского поселения. Обязать административного ответчика администрацию Родниковского сельского поселения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию устранения нарушений требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также обеспечить контроль исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Вектор» данных нарушений СанПиН в части:     наличия ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов <...> в соответствии с требованиями п.п. 1.4, 1.5, 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»;    оборудования водозаборных сооружений <...> аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;    обеспечения контроля за планировкой территории первого пояса зоны санитарной охраны водозабора <...> для отвода поверхностного стока ограждением, оборудованием дорожек, ведущих к водозаборному сооружению, твердым покрытием, в соответствии с требованиями п.п. 1.4, 1.5, 3.2.1.1 СанПиН 2. 1. 4. 1110-02,п 2.4 СП 2.1.5.1059-01; наличия на скважине <...> устройства для отбора проб воды, для соблюдения требований п.п. 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности сис¬тем горячего водоснабжения»;    обеспечения контроля за качеством питьевой воды в <...> в соответствие с требованиями п.п. 4.3, 4.4, 4 5 СанПиН 2. 1. 4. 1074-01; обеспечения контроля качества воды из подземных источников централизованного водоснабжения" <...> в соответствие с требованиями п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Обязать административного ответчика администрацию Родниковского сельского поселения в рамках своих полномочий в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку и согласование в установленном порядке рабочей программы производственного контроля объектов централизованного водоснабжения, расположенных в <...>, в соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01. Обязать административного ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в соответствие с требованиями санитарных правил и норм: выполнить и обеспечить контроль наличия ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборов <...> в соответствии с требованиями п.п. 1.4, 1.5, 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, п.2.4 СП 2.1.5.1059-01; оборудовать водозаборные сооружения <...> аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02; обеспечить контроль за планировкой территории первого пояса зоны санитарной охраны водозабора <...> для отвода поверхностного стока ограждением, оборудованием дорожек, ведущих к водозаборному сооружению, твердым покрытием, в соответствии с требованиями п.п. 1.4, 1.5, 3.2.1.1 СанПиН 2. 1. 4. 1110-02,п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01;     оборудовать и обеспечить контроль наличия на скважине <...> устройства для отбора проб воды, для соблюдения требований п.п. 4.3, 4 4 СанПиН 2.1.4.1074-01; обеспечить контроль за качеством питьевой воды в <...> в соответствие с требованиями п.п. 4.3, 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074¬-01, обеспечить качество воды из подземных источников централизованного водоснабжения <...> в соответствие с требованиями п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".

Как следует из материалов дела, лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на указанные водяные скважины, отсутствует. Доказательств обратного суду не представлено.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что ответчики используют водные объекты для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в нарушение требований действующего законодательства, что свидетельствует о незаконности действий ответчиков по использованию указанных выше артезианских скважин без соответствующего разрешения (лицензии).

Из материалов дела не установлено, что ООО «Вектор» обращалось по вопросу получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.

Согласно положениям Закона «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе, юридические лица, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в том числе относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что администрация Родниковского сельского поселения производит использование подземных водных объектов без соответствующего разрешения (лицензии).

С учетом того, что ответчик ООО «Вектор» продолжает свою деятельность по использованию указанных артезианских скважин, которая без получения соответствующего разрешения является незаконной, надлежащим способом восстановления нарушенных прав признается судом возложение на ответчика ООО «Вектор» обязанности подготовить документы и получить в установленном законом порядке соответствующее разрешение (лицензию) на право пользования недрами.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Принимая во внимание, что согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, самовольное использование недр означает нарушение интересов Российской Федерации.

В связи с изложенным, прокурор имеет безусловное право выступать в интересах РФ и неопределенного круга лиц.

Срок для исполнения обязанностей, возложенных на ответчиков, установленный прокурором (один год с даты вступления настоящего решения суда в законную силу), суд полагает разумным и обоснованным и, с учетом отсутствия возражений ответчиков, полагает возможным положить его в основу решения.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неограниченного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» и администрации Родникоского сельского поселения о возложении обязанностей удовлетворить.

Возложить на Родниковское сельское поселение Соликамского муниципального района <...>, в лице администрации Родниковского сельского поселения, обязанность организовать проведение мероприятий по оформлению лицензий на артезианские скважины , , , , и артезианскую скважину без обозначения номером в <...> на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Родниковского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Вектор» обязанность оформить лицензию на артезианские скважины , , , на право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения Родниковского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края.

Установить Родниковскому сельскому поселению Соликамского муниципального района Пермского края, в лице администрации Родниковского сельского поселения, и Обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» срок исполнения обязанностей один год с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения - 20.03.2017 года (понедельник).

Судья                                                             Т.В. Крымских.

2-491/2017 ~ М-153/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "ВЕКТОР"
Администрация Родниковскго сельского поселения
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Крымских Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
25.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2017Передача материалов судье
25.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2017Судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
20.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Дело оформлено
27.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее