Дело №2-479/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 22 июня 2016 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием прокурора Петрова А.И.,
представителя ответчика администрации Костомукшского городского округа Тимофеевой А.А.,
представителя третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» Чижова А.А.,
представителя третьего лица ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Ковынёва И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костомукша в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственному объединению «ФИНТЕК», администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор города Костомукша обратился в суд с названным иском, указав, что 06.05.2016 в ходе выездной проверки со специалистами ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» и администрации Костомукшского городского округа установлено наличие несанкционированной свалки бытовых, строительных и прочих отходов, ориентировочной площадью 0,8 га на территории <адрес> Костомукшского городского округа РК. Арендатором лесного участка, в состав которого входит <адрес> Костомукшского городского округа является ООО НПО «ФИНТЕК». Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в силу положений действующего законодательства, лежит в равной степени, как на органах местного самоуправления, так и на арендаторе лесного участка. Наличие на территории округа несанкционированной свалки отходов нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц - граждан, проживающих на территории муниципального образования, в части гарантированной им благополучной окружающей среды и ликвидаций последствий, вызванных хозяйственной деятельностью.
Определением суда от 06.06.2016 на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета .
спора привлечено ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский».
В судебном заседании прокурор поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснил, что ООО НПО «ФИНТЕК», как арендатор лесного участка, в соответствии с договором аренды обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, включая очистку лесов от захламления, соблюдать требования Правил пожарной безопасности. Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в силу положений действующего законодательства, лежит на ответчиках.
Представитель ответчика ООО НПО «ФИНТЕК», извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. В судебном заседании 06.06.2016 представитель ответчика ООО НПО «ФИНТЕК» Феофанов С.Н., действующий на основании доверенности, иск признал частично, и пояснил, что ранее в 2014 году, ООО НПО «ФИНТЕК» за свой счёт были проведены мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки. В период с 15.09.2014 по 06.05.2016 образовалась свалка бытовых и строительных отходов, при этом в вышеуказанный период ООО НПО «ФИНТЕК» не производило никаких лесохозяйственных работ. Рядом расположены садовые товарищества, в связи с чем считает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена, в том числе на администрацию города.
Представитель ответчика администрации Костомукшского городского округа Тимофеева А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, и пояснила, что возложение на администрацию города обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов с земельных участков, относящихся к государственному лесному фонду, необоснованно.
Представитель третьих лиц Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия и ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» Чижов А.А., действующий на основании доверенностей, с исковыми требованиями прокурора согласен по доводам, изложенным в отзыве, и пояснил, что виновные лица не установлены, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов должна быть возложена на арендатора лесного участка.
Представитель третьего лица ФГБУ «Государственный природный заповедник «Костомукшский» Ковынёв И.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора согласен, и пояснил, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов лежит на ООО НПО «ФИНТЕК», являющемся арендатором лесного участка.
Выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в письменных возражениях, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании дополнительного соглашения от 21.11.2013 к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 №114-з, заключенному Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ООО НПО «ФИНТЕК», ООО НПО «ФИНТЕК» является арендатором участка лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, в состав которого входит <адрес>, расположенный на административной территории Костомукшского городского округа Республики Карелия.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером № Х объект имеет назначение - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства.
06 мая 2016 прокурором г. Костомукша в ходе выездной проверки со специалистами ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» и администрации Костомукшского городского округа установлено наличие несанкционированной свалки бытовых, строительных и прочих отходов, ориентировочной площадью 0,8 га на территории <адрес> Костомукшского городского округа РК.
При этом земельный участок не является объектом размещения (использования) отходов, а при сбросе отходов производства и потребления на почвенный покров происходит изменение естественного ландшафта, уничтожение плодородного слоя почвы.
Выявленные нарушения природоохранного законодательства подтверждаются актом прокурорской проверки от 06.05.2015 с фототаблицей.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные в п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 4 которых на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Пунктом 28 данных Правил предусмотрено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В п. 4.4 договора аренды №114-з от 31.12.2008 установлена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Ответчик ООО НПО «ФИНТЕК» не представил суду доказательств надлежащего исполнения им обязательств по содержанию лесного участка, позволяющих судить о неправомерности предъявления к нему данного иска.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ООО НПО «ФИНТЕК», суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации свалки лежит на ответчике ООО НПО «ФИНТЕК».
Как указал Конституционный Суд РФ в п. 5.1 постановления от 13.10.2015 N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 Лесного кодекса РФ). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 55 Лесного кодекса РФ и утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 во исполнение ч. 3 данной статьиПравил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его ст. ст. 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ: согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п. 4 ч. 1 и ч. 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством РФ Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Из изложенного следует, что ликвидация загрязнений бытовыми и промышленными отходами лесных участков, входящих в состав лесного фонда, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления муниципального района не предусмотрена.
С учётом изложенного, требования прокурора к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика ООО НПО «ФИНТЕК» следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета Костомукшского городского округа в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «ФИНТЕК» ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на территории <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>
В иске к администрации Костомукшского городского округа, отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственного объединения «ФИНТЕК» в бюджет Костомукшского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 27 июня 2016 года.