Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 года г. Кинель Самарская область
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лейновой С.В.,
при секретаре Мигалевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1106/2021 по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Крыловой О. С. к администрации муниципального района Кинельский Самарской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Крыловой О.С. с иском к администрации м.р. Кинельский Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям. В обоснование требований истец указал, что Крылова О.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 на основании решения Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и отец ФИО2 на основании решения Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении дочери. Согласно выписке из ЕГРН в собственности жилых помещений Крылова О.С. не имеет. Постановлением администрации м.р. Кинельский № от ДД.ММ.ГГГГ Крылова О.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Таким образом, администрация м.р. Кинельский обязана была предоставить Крыловой О.С. по достижению ею совершеннолетнего возраста жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору социального найма. До настоящего времени администрацией м.р. Кинельский жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушаются ее права. Поскольку Крылова О.С. относится к категории социально не защищенных граждан, не обладает знаниями необходимого уровня, а также находится в тяжелом материальном положении и не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью, Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд в ее интересах с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца помощник Кинельского межрайонного прокурора Маштакова О.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Крылова О.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - администрации м.р. Кинельский Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Представитель третьего лица - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в иске отказать, указав в отзыве на исковое заявление, что с ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не относятся к числу лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди. Право на обеспечение жилым помещением у таких лиц сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением. Лицо, в чьих интересах подан иск, не является первым в списке на предоставление жилого помещения. Обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истец. Таким образом, обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда повлечет нарушение прав на жилище других детей-сирот, включенных в список ранее. Кроме того, объем субвенций на приобретение жилья формируется за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета. Объем финансирования распределяется по годам. Вместе с тем, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств. Таким образом, обеспечение жилым помещением вне очереди влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Кинельского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 8 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Положениями ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Законом Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД определено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2).
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта (ч. 5 ст. 2).
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза (ч. 9 ст. 3).
Законом Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела установлено, что Крылова О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку ее мать ФИО1 на основании решения Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и отец ФИО2 на основании решения Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении дочери.
Также установлено, что Крылова О.С. зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 123,2 кв.м., жилой площадью 66,7 кв.м. по адресу: <адрес>, который на основании договора передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ передан в общую долевую собственность ее родственникам: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО4.
В указанном жилом помещении, состоящем из четырех жилых комнат, зарегистрированы по месту жительства кроме Крыловой О.С. всего семь человек.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области в собственности жилых помещений Крылова О.С. не имеет.
На основании постановления администрации м.р. Кинельский Самарской области № 1837 от ДД.ММ.ГГГГ Крылова О.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Данное постановление не отменено, незаконным не признано.
Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда Крыловой О.С. не предоставлено.
При этом Крылова О.С. доходов, необходимых для обеспечения себя жилым помещением, не имеет.
Учитывая указанные выше обстоятельства, Крылова О.С. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких обстоятельствах исковые требования Кинельского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя третьего лица о том, что предоставленных субвенций недостаточно для обеспечения истца жильем, не могут быть приняты во внимание, поскольку закон не связывает исполнение обязанностей по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования. Поэтому отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Также не могут быть приняты во внимание доводы о нарушении прав лиц, ранее включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
При этом суд исходит из того, что по смыслу закона ответчик был обязан предоставить Крыловой О.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда немедленно по достижении 18 лет вне зависимости от наличия иных лиц, которые имеют право на получение жилого помещения по аналогичному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кинельского межрайонного прокурора в интересах Крыловой О. С. к администрации муниципального района Кинельский Самарской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Кинельский Самарской области предоставить Крыловой О. С. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не менее установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22.06.2021 г.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>