57RS0023-01-2020-003526-36
Дело №2-353/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2021 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья», обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области (далее –Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья», обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указало, что истцу поступают обращения жителей многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» г. Орла по вопросу обеспечения питьевой водой ненадлежащего качества.
В целях проверки доводов обращений Управлением Роспотребнадзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» поручено проведение исследований проб питьевой воды, отобранных в жилых помещениях заявителей.
По результатам проведенных исследований установлено, что пробы питьевой воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Управление многоквартирными жилыми домами по адресам: <...> осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья».
Водоснабжение многоквартирных жилых домов, административных зданий микрорайона «Наугорский» осуществляется из водозаборного узла «Наугорский», расположенного по адресу: <...> принадлежащего на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация».
В связи с чем, Управление Роспотребнадзора неоднократно уточняя исковые требования, окончательно просило суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» привести качество питьевой воды, подаваемой жителям многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» по адресам: <...> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать общество с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» привести качество питьевой воды в артезианской скважине № 1 и накопительной емкости ВЗУ «Наугорский» по адресу: <...> артезианской скважине № 2 ВЗУ «Наугорский» по адресу: г<...>, а также качество питьевой воды, подаваемой в многоквартирные дома микрорайона «Наугорский» по адресам: г<...> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца Новикова Е.А. и Улыбина Е.В. уточненные исковые требования поддержали полностью по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Эксплуатация жилья» по доверенности Лунин Е.В. в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям указанным в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика ООО «Орелжилэксплуатация» по доверенности Антонов В.И. (после перерыва не явился) иск не признал, по основаниям указанным в письменном отзыве на иск.
Представители третьего лица – администрации г. Орла по доверенности Кудряшов С.Л. и Александрова В.И. и третьего лица Муниципального унитарного производственного казенного предприятия водопроводно – канализационного хозяйства «Орелводоканал» полагали требования подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Согласно абзацу второму статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с частью первой статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
В силу пункта 12 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры горячего водоснабжения, водоотведения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида и, если не определено иное, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Вешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4 показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/дм3.
Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Согласно таблице 2 показатель предельно допустимой концентрации в воде железа по нормативу не может составлять более 0,3 мг/дм3.
Указанные санитарно – гигиенические требования к питьевой воде действовали до 01 марта 2021 г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
В таблице 3.1 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 определены органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды.
Согласно пункту 5 указанной таблицы показатель мутности питьевой воды централизованного и нецентрализованного водоснабжения по нормативу не может составлять более 2,6 по формазину, 1,5 по каолину.
Согласно пункту 556 таблицы 3.13 показатель предельно допустимой концентрации в воде железа по нормативу не может составлять более 0,3 мг/л, класс опасности 3.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что управляющей компанией многоквартирных жилых домов <...>, а также <...> является ООО «Эксплуатация жилья».
Собственники жилых помещений указанных многоквартирных домов обратились в Управление Роспотребнадзора с письменным обращением, в котором указали на неудовлетворительные качество питьевой воды.
На основании обращений собственников жилых помещений Управлением Роспотребнадзора поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» провести исследование проб питьевой воды в жилых помещениях заявителей.
Кроме того, в процессе рассмотрения спора судом также поручалось ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» провести исследование проб питьевой воды в жилых помещениях, на вводе в многоквартирный жилом дом и артезианских скважинах водозаборного узла «Наугорский».
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 3,85 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на кухне), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа – 2,04 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1 мг/л.; таблицы 4 к пункту 3.5 СаПиН 2.1.4.1074-01 по мутности 8,18 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 3,85 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,14 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л.
Как следует из протокола №*** ДД.ММ.ГГ отобранная проба воды на вводе в дом <...> качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.41074-01 по показателям мутности в 1,99 ПДК, железо общее в 3,97 ПДК.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран холодной воды в квартире), не соответствует требованиям п. 3.4.3 таблицы 2 по мутности 2,69 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на вводе в дом), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,81 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л.
Как следует из протокола №*** ДД.ММ.ГГ отобранная проба воды на вводе в дом <...> качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.41074-01 по показателям мутности в 3,99 ПДК, цветности в 1,5 ПДК, железо общее в 8,5 ПДК.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (жилая комната), не соответствует санитарно – гигиеническим требования по мутности 2,21 мг/л при гигиеническом нормативе не более 21,5 мг/л, по содержанию железа общего 0,51 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на вводе в дом), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,81 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований № О625х качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на вводе в дом), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию общего железа 0,46 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,14 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (ввод в жилой дом), не соответствует санитарно – гигиеническим требования по мутности 2,08 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л, по содержанию железа общего 0,59 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мл/г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 4,6 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 1,61 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кухня), не соответствует требованиям санитарно – гигиеническим нормативам по мутности 2,33 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 0,73 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4.3 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,49 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4.3 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,54 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г., по мутности 2,33 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мл/г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (ввод в дом), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,4 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,68 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (ввод в дом), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,77 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,56 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (ванная комната), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,42 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (ввод в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 5,6 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 1,92 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл./г.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (скважина №1), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 3,15 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,63 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (скважина №1), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 5,3 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,60 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (скважина №2), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 3,34 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,66 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (скважина №2), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 5,4 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,68 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Согласно заключению №*** от ДД.ММ.ГГ и протоколу лабораторных исследований №*** качество воды в исследованной пробе, отобранной по адресу: <...> (резервуар), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,52 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,56 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Обстоятельства несоответствия качества питьевой воды гигиеническим требованиям также подтверждается показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО10, просмотренным видеоматериалом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что качество питьевой воды в ВЗУ «Наугорский», принадлежащем ООО «Орлежилэксплуатация», а также качество питьевой воды поставляемой управляющей компанией ООО «Эксплуатация жилья» в многоквартирные жилые дома <...> по <...> не соответствует гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям ввиду превышения нормируемого гигиенического показателя содержания железа и мутности.
Судом установлено, что водозаборный узел, расположенный по адресу: <...> - ВЗУ «Наугорский» принадлежит на праве собственности ООО «Орелжилэксплуатация».
Как видно из лицензии на право пользования недрами от ДД.ММ.ГГ, изменении и дополнении к ней от ДД.ММ.ГГ ООО «Орелжилэксплуатация» имеет право на геологическое изучение и добычу питьевых подземных вод для хозяйственно – питьевого водоснабжения населения жилого микрорайона «Наугорский» г. Орел сроком до ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ между ООО «Орелжилэксплуатация» и ООО «Эксплуатация жилья» заключен договор на отпуск питьевой воды для технического обслуживания и эксплуатации ООО «Эксплуатация жилья» многоквартирных жилых домов в микрорайоне «Наугорский» и предоставлении услуг водоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений.
Согласно пункту 2.1.2 указанного договора ООО «Орелжилэксплуатация» обязано обеспечивать подачу питьевой воды до точки присоединения ООО «Эксплуатация жилья» к сетям ООО «Орелжилэксплуатация»: для жилых помещений, находящихся в микрорайоне «Наугорский» в необходимом объеме, для нежилых помещений в объеме установленного лимита.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что акт балансового разграничения эксплуатационной ответственности сторон по наружным водопроводным сетям и сооружениям между ООО «Эксплуатация жилья» и ООО «Орелжилэксплуатация» не составлялся.
Судом установлено, что транспортировка питьевого ресурса к жилым домам осуществляется ООО «Орелжилэксплуатация» по нецентрализованным водопроводным сетям, которые были построены при строительстве микрорайона «Наугорский».
Заказчиком строительства сетей выступало <данные изъяты> по окончании строительства сети в собственность кому-либо не передавались.
ДД.ММ.ГГ в адрес ООО «Орелжилэксплуатация» администрацией г. Орла для согласования направлен проект постановления администрации г. Орла, которым предусматривалось определить ООО «Орелжилэксплуатация» организацией эксплуатирующей бесхозяйный объект водоснабжения – магистральные сети водоснабжения многоэтажной застройки микрорайона «Наугорский». Указанное обращение осталось без ответа со стороны указанного общества.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что с целью поставки питьевой воды ООО «Орелжилэксплуатация» являясь собственником водозаборного узла в соответствии с условиями выданной лицензии, осуществляет добычу подземных вод и эксплуатирует находящиеся в микрорайоне «Наугорский» нецентрализованные магистральные водопроводные сети, по которым осуществляет транспортировку воды от водозаборного узла до жилых домов, следовательно, ООО «Орелжилэксплуатация» отвечает за качество питьевой воды, поставляемой до внешней стены жилого дома.
ООО «Эксплуатация жилья» в свою очередь как управляющая организация, является непосредственным исполнителем коммунальной услуги водоснабжения, для чего заключило договор на отпуск питьевой воды с ООО «Орелжилэксплуатация», ввиду чего должна обеспечить соответствие предоставляемых коммунальных услуг холодного водоснабжения требованиям санитарных правил и норм в обслуживаемых ею многоквартирных жилых домах. При этом, по части измерений, качество питьевой воды на вводе в дом превосходит по своим микробиологическим показателям качество воды в жилых помещения многоквартирных домов, указанных в иске.
В связи суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме и возложении обязанности по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПиН на ответчиков ООО «Эксплуатация жилья» и ООО «Орелжилэксплуатация» в пределах эксплуатационной ответственности указанных организаций.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что питьевая вода является одним из основополагающих факторов санитарно – эпидемиологического благополучия населения, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
<данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья», обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» привести качество питьевой воды, подаваемой жителям многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» по адресам: <...> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» привести качество питьевой воды в артезианской скважине № 1 и накопительной емкости ВЗУ «Наугорский» по адресу: <...>, артезианской скважине № 2 ВЗУ «Наугорский» по адресу: <...>, а также качество питьевой воды, подаваемой в многоквартирные дома микрорайона «Наугорский» по адресам: <...> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 09 апреля 2021 г.
Судья Е.Е. Бардина
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2021 г.