25RS0003-01-2021-001582-28
Дело № 2-1676/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года г. Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего: судьи Махониной Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Федоренко Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к ЗЕ. Е. А. о взыскании неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Приморском крае обратилась в суд с иском к ЗЕ. Е.А. о взыскании неосновательного обогащения, указав, что, в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Одной из основных функций Росимущества является защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом (п. 5 Постановления). ТУ Росимущества в Приморском крае, в соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, является органом, наделенным полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Приморского края. Земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью 154360 +/- 137 кв.м., имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом; участок находится примерно в 176 метрах от ориентира по направлению на северо-восток; почтовый адрес ориентира: <адрес>, является собственностью РФ. Часть земельного участка, площадью 1947 кв.м., используется ответчиком под принадлежащий ему на праве собственности жилой дом с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>. Любое использование земли осуществляется на основе принципа платности. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с п. 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, на основании отчета об оценке от 03.02.2020 № 20-01.193, проведенного ООО «Центр развития инвестиций» в рамках договора об оказании услуг по оценке находящегося в федеральной собственности имущества № 08-2020/05, ответчику была начислена плата за фактическое пользование частью земельного участка с кадастровым <номер> за период с 01.05.2013 по 30.01.2020 в размере 1 868 295,44 рублей, от внесения которой ответчик отказался. Просит взыскать с ЗЕ. Е.А. неосновательное обогащение в размере 1 868 295,44 рублей.
Представитель ТУ Росимущества в Приморском крае Стецкив Р.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ЗЕ. Е.А. – Зелепуга А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая, что истцом пропущен срок исковой давности по части заявленных требований. Плата за пользование участком должна рассчитываться в размере 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пп. 1 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ).
В судебном заседании установлено, что в собственности ЗЕ. Е.А. находится жилой дом с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: г. Владивосток<адрес>. Право собственности ЗЕ. Е.А. на жилой дом зарегистрировано <дата>. Основанием для регистрации права собственности на жилой дом послужил договор долевого участия в строительстве от 16.03.2005.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым <номер>, площадью 154360 кв.м.
По сведениям ЕГРН от 30.07.2020, собственником данного земельного участка является Российская Федерация с 06.10.2010.
Из обращения ТСЖ «Наука» о разделе земельного участка от 07.12.2012 следует, что ответчиком используется часть земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 1947 кв.м.
Договор аренды спорного земельного участка с ответчиком не заключался. Ответчик пользуется частью земельного участка при отсутствии договора аренды, что им не оспаривается. Таким образом, ответчик сберегает плату за пользованием земельным участком, что свидетельствует о неосновательном обогащении.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Правила, предусмотренные 60 главой ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В исковом заявлении истец указывает, что за период пользования земельным участком с 01.05.2013 по 30.01.2020 ответчик неосновательно сберегла 1 868 295 рублей 44 копейки.
Данный расчёт платы за фактическое пользование частью земельного участка был определён в соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, на основании отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного ООО «Центр развития инвестиций».
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, порядка, условий, сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации определены постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 и приказом Минэкономразвития № 710 от 29.12.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582».
Согласно указанным нормативным актам, определение размера арендной платы целесообразно преимущественно основывать на кадастровой стоимости земельного участка, в связи с нахождением сведений о кадастровой стоимости земельного участка в свободном доступе, что способствует обеспечению простоты и прозрачности расчета арендной платы, а также сокращению срока и расходов для расчета.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год, определяется несколькими способами, основной из которых – на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Перечень случаев применения кадастровой стоимости при определении арендной платы является исчерпывающим и установлен п. 3 Правил, согласно которому кадастровая стоимость применяется при предоставлении в аренду без проведения торгов предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В остальных случаях, не указанных в данном исчерпывающем Перечне – на основании рыночной стоимости или по централизованно установленным ставкам.
В подпункте «в» п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, определено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных.
Поскольку ответчик является собственником жилого дома и использует земельный участок в целях индивидуального жилищного строительства, расчет арендной платы за пользование частью указанного земельного участка должен определяться в соответствии с подпунктом «в» п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Также суд полагает обоснованными доводы ЗЕ. Е.А. о пропуске истцом срока исковой давности по части заявленных требований. Поскольку уважительность причин пропуска срока исковой давности в судебном заседании не установлена, суд полагает необходимым применить последствия пропуска срока исковой давности к требованиям истца и взыскать с ЗЕ. Е.А. задолженность за период с 26.03.2018 по 30.01.2020.
За период с 26.03.2018 по 30.01.2020, с учетом занимаемой ответчиком площади земельного участка, сумма неосновательного обогащения составляет 35522 рубля 58 копеек (253 435 966 рублей / 154 360 кв.м. = 1641 рубль 85 копеек; 1641 рубль 85 копеек * 1947 кв.м. = 3 196 681 рубль 95 копеек; 3 196 681 рубль 95 копеек * 0,6% = 19180 рублей 09 копеек; 19180 рублей 09 копеек / 365 дней * 676 дней = 35522 рубля 58 копеек).
С учетом установленных обстоятельств, требования истца подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика неосновательного обогащения в размере 35522 рубля 58 копеек.
На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст.ст. 50, 61.1. 61.2 БК РФ с ответчика в доход бюджета Владивостокского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1266 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае удовлетворить частично.
Взыскать с ЗЕ. Е. А. в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае неосновательное обогащение за период с 26.03.2018 по 30.01.2020 в размере 35522 рубля 58 копеек.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ЗЕ. Е. А. в доход бюджета Владивостокского городского округа государственную пошлину в размере 1266 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2021.
Судья Е.А. Махонина