Дело № 2а-563/2020
УИД 10RS0006-01-2021-000093-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2021 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саниной Е.А.,
при секретаре Стрибук О.В.,
в отсутствие надлежащим образом извещенных административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Аблеевой ФИО5 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов и утверждения схемы расположения земельного участка,
установил:
административный иск подан по следующим основаниям. Административный истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1658 кв.м., местоположение: Республики Карелия, <Адрес обезличен>, цель использования - для индивидуального жилищного строительства. Решением от 10.11.2020 исх. №27407/12.4-21 Министерство отказало в удовлетворении заявления по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок пересекает две территориальные зоны: Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами и З(Л) – охранная зона размещения прибрежных и защитных лесов; в пределах испрашиваемого земельного участка расположены объекты недвижимости; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в пределах границ зоны с особыми условиями территории - запретной зоне при военном складе. Вместе с тем, истец полагает, что поскольку Министерством не представлено доказательств: отнесения лесов в районе расположения испрашиваемого участка к защитным лесам; расположения участка в пределах границ зоны с особыми условиями использования территории – запретной зоне при военной складе; расположения на испрашиваемом участке объектов недвижимости, то отказ необоснован. На испрашиваемом участке действительно расположены два строения в виде старых сараев в разрушенном состоянии, которые не отвечают признакам недвижимости, сведений о регистрации указанных объектов в ЕГРН ответчиком не представлено. В связи с изложенным, административный истец просит признать отказ Министерства от 30.09.2020 №24999/12.4-21 незаконным, возложить на административного ответчика обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Аблеевой Т.Ф. от 30.09.2020 вх. №21949 о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка. По результатам рассмотрения при отсутствии иных оснований для отказа обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка, взыскать в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие. Суду представлены возражения, в которых Министерство просит в удовлетворении административного иска отказать, полагая принятое решение законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица Администрации Лахденпохского муниципального района в судебном заседании не присутствовал, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее Закон №1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016; в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия.
Судом установлено, что 30.09.2020 Аблеева Т.Ф. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: Республика Карелия, <Адрес обезличен>, площадью 1658 кв.м. – без проведения торгов на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, для индивидуального жилищного строительства.
К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления о согласовании предоставления земельного участка принимает по нему решение, в том числе решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка - в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Согласно пункту 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Указанное нормативное положение явилось одним из оснований к отказу административному истцу в согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
Как следует из ответа на запрос суда филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия от 24.06.2021, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в пределах границы зоны с особыми условиями территории (запретная зона при военном складе) 10:00-6.71.
Как следует из пункта 12 статьи 7 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (вместе с "Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны"), на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод административного ответчика о том, что образование и дальнейшее использование испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» повлечет за собой нарушение установленного режима указанной зоны с особыми условиями территории, что в силу изложенных нормативных положений само по себе является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Что касается иных изложенных административным ответчиком оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, то на основании представленной административным ответчиком картографии, сведений администрации Майнальского сельского поселения, ГКУ РК Лахденпохское центральное лесничество не подтвердился факт пересечения испрашиваемого земельного участка с охранной зоной размещения прибрежных и защитных лесов.
На основании представленных суду сведений и документов также нашел свое подтверждение факт расположения на испрашиваемом участке разрушенных строений, что в силу пп.4 статьи 39.16 ЗК является основанием к отказу в предоставлении земельного участка. При этом, сведений о том, что в отношении указанных строений принято решение о сносе самовольной постройки материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Аблеевой ФИО6 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Санина
Решение принято в окончательной форме 07.07.2021.