Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-137/2022 ~ М-30/2022 от 18.01.2022

Дело №2-137/2022

(УИД 53RS0015-01-2022-000038-95)

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года                                                п. Шимск

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Буренковой О.Б.,

с участием истицы З.С.В.,

представителя ответчика УФНС по Новгородской области Богданова И.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Митрофановой Н.Г.,         

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.С.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о взыскании недоплаченных денежных сумм компенсации при расторжении служебного контракта, денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за задержку выплаты компенсации и отпускных, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

З.С.В. обратилась в суд с иском к УФНС России по Новгородской области о взыскании недоплаченной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в сумме 72 091 руб. 00 коп., невыплаченной компенсации за 7,16 дней неиспользованного отпуска в сумме 4 683 руб. 72 коп., недоплаченных отпускных за период с 2019-2021 года в сумме 65078 руб. 29 коп., денежной компенсации за задержку выплаты указанных сумм, компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб. 00 коп. В обоснование требований указано, что истец являлась работником МН ФНС России по Новгородской области, последняя занимаемая истцом должность с 27 февраля 2017 года старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками. 29 августа 2021 года служебный контракт с истцом расторгнут в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На основании приказа об увольнении ней произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск количестве 7,16 календарных дней за период работы с 01 июля 2021 года по 29 августа 2021 года, денежная компенсация в размере четырехмесячного содержания. При предоставлении истцу отпусков в расчет отпускных, а также при осуществлении выплат при увольнении работодателем не включены суммы материального стимулирования и премии, с чем не согласна истец, полагая, что такие действия ответчика по исчислению размера сумм отпускных и выплат при увольнении без включения всех стимулирующих выплат являются незаконными, а за несвоевременную выплату сумм отпускных в порядке статьи 237 ТК РФ подлежит взысканию компенсация морального вреда, а также имеет право на получение процентов за задержку выплаты заработной платы.

В ходе судебного разбирательства истцом заявленные исковые требования уточнены и З.С.В. просила с учетом представленных ответчиком возражений взыскать в ее пользу недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в сумме 69 803 руб. 32 коп., невыплаченную компенсацию за 7,16 дней неиспользованного отпуска в сумме 4 543 руб. 97 коп., недоплаченные отпускные за 2021 год в сумме 22 671 руб. 54 коп., денежную компенсацию за задержку выплаты указанных сумм, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб. 00 коп.

В судебном заседании истец З.С.В. заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержала и просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика УФНС России по Новгородской области Березина Н.В. и Богданов И.А. заявленные требования не признали и просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что исчисление денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года №562, положениями которого для исчисления денежного содержания за период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при осуществлении выплат в связи с увольнением включение выплаченных сумм материального стимулирования не предусмотрено.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ З.С.В.. проходила государственную гражданскую службу в налоговой службе Российской Федерации, в том числе, с 27 февраля 2017 года замещала должность - старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками МН ФНС России по Новгородской области.

Приказом МИ ФНС России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении работодателем истцу в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» начислены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 94206 руб. 68 коп. и компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 5475 руб. 75 коп.

На основании писем и приказов ФНС России приказами Управления УФНС России утверждено распределение лимитов бюджетных обязательств, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих налоговых органов Новгородской области сверх установленного фонда оплаты труда за период 2019-2021 годов.

Приказами МИ ФНС России по Новгородской области от 25 марта 2020 года, 16 апреля 2020 года, 20 мая 2020 года, 29 июня 2020 года, 20 августа 2020 года, 24 сентября 2020 года, 21 октября 2020 года, 24 ноября 2020 года, 09 декабря 2020 года, 16 апреля 2021 года, 30 апреля 2021 года, 18 июня 2021 года, 16 июля 2021 года, 16 августа 2021 года «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России по Новгородской области» за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России по Новгородской области, постановлено произвести выплаты материального стимулирования сверх фонда оплаты труда.

На основании вышеуказанных приказов истицу произведены выплаты материального стимулирования в размерах 23200 рублей, 14625 рублей, 19800 рублей, 20874 рубля, 15000 рублей, 20192 рубля, 17000 рублей, 24400 рублей, 21589 рублей, 21666 рублей, 28700 рублей, 39100 рублей, 21763 рубля, 18100 рублей соответственно.

Из представленных расчетных листков, выписок из лицевых счетов усматривается, что при исчислении размера компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также при выплате отпускных при нахождении в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году, работодателем не учитывалось материальное стимулирование, выплаченное З.С.В. за период службы за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.

УФНС России по Новгородской области представлены расчеты выплаченных денежных сумм З.С.В. при увольнении и выплате отпускных за период нахождения в отпусках в период с 2019 по 2021 годы, а также представлен расчет сумм с учетом материального стимулирования.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Исходя из ч. 1 ст. 37 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Частью 13 ст. 46 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В силу ст. 50 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5).

Частью 10 ст. 50 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ определено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил).

Исходя из п. 8 Правил в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ст. 51 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч.1).

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных норм следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 51 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные предусмотренные федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами выплаты, к каковым относится материальное стимулирование гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и являющееся предусмотренной ч. 10 ст. 50 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ выплатой, входящей в состав денежного содержания гражданских служащих.

Из материалов дела усматривается, что выплачиваемые истцу средства материального стимулирования были осуществлены в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих и фактически денежные средства по приказам МИФНС России по Новгородской области доводились через УФНС России по Новгородской области именно как материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.

При этом, ответчиком не оспорен тот факт, что такие денежные средства действительно выплачивались в рамках реализации положений приведённого в предыдущем абзаце Указа Президента РФ .

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

Разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, подлежат применению к спорным правоотношениям по следующим причинам.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 разъяснения.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьей 50 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 51 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н.

Вопреки доводам представителя ответчика указанные выплаты, произведенные с целью материального стимулирования государственного гражданского служащего, подлежат учету при расчете его месячного денежного содержания для оплаты отпуска, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

В этой связи нельзя признать обоснованной ссылку представителя ответчика в письменном отзыве на исковое заявление на постановление Правительства Российской Федерации от 25сентября 2007 года №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и разработанный на его основании Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N 90нм (далее - Порядок), поскольку предусмотренное пунктом 2 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование выплачивалось в соответствии с Порядком за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах.

В то же время дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601, имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения упомянутого Порядка.

В Письме Минтруда России от 05 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих» предусмотрено, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

В частности, издание приказов о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России по Новгородской области свидетельствует о том, что Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что в таком случае для истца выплаты средств материального стимулирования следует включать в состав денежного содержания, а потому их следует учитывать при расчёте отпускных и компенсации при увольнении.

Как следует из представленных документов, при расчете подлежащих выплате З.С.В. при увольнении с государственной гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск не учитывалось материальное стимулирование, выплаченное истцу за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда. Кроме того, средства материального стимулирования, выплаченные за счет упомянутых источников, не учитывались правопредшественником ответчика Межрайонной ИФНС России по Новгородской области при исчислении денежного содержания на период нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году.

Согласно представленному ответчиком расчету, с учетом средств материального стимулирования З.С.В. причитались компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 164010 руб. 00коп., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 100019 руб. 72 коп., денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках: с 12 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года в сумме 19179 руб. 32 коп., с 07 июня 2021 года по 23 июня 2021 года в сумме 21177 руб. 02 коп., с 24 июня 2021 года по 03 июля 2021 года в сумме 13235 руб. 64 коп., с 04 июля 2021 года по 06 июля 2021 года в сумме 3970 руб. 69 коп.

Исследуемый расчет не противоречит требованиям закона, истцом в судебном заседании не оспаривался и сомнений у суда не вызывает.

Несмотря на то, что ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по требованиям истца о взыскании отпускных за год, предшествующий дате подачи иска в суд, суд принимает во внимание, что истица З.С.В. в ходе судебного разбирательства заявленные требования уточнила с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, а потому заявленные исковые требования истца с учетом уточнения подлежат удовлетворению и с УФНС России по Новгородской области в пользу З.С.В. с учетом выплаченных денежных сумм при оплате отпускных и компенсаций при увольнении подлежит взысканию недоплаченная сумма компенсации четырёхмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в сумме 69 803 руб. 32 коп., недоплаченная компенсация за 7,16 дней неиспользованного отпуска в сумме 4 543 руб. 97 коп., недоплаченная сумма денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году в сумме 22 671 руб. 54 коп., в том числе за периоды: с 12 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года в сумме 7565 руб. 62 коп., с 07 июня 2021 года по 23 июня 2021 года в сумме 8 334 руб. 30 коп., с 24 июня 2021 года по 03 июля 2021 года в сумме 5 208 руб. 94 коп., с 04 июля 2021 года по 06 июля 2021 года в сумме 1562 руб. 68 коп.

При разрешении заявленных истцом требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей судом учитывается следующее.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд полагает установленным и доказанным, что истцу З.С.В. в результате нарушения её прав, гарантированных Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, причинены нравственные страдания.

Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает требования п. 2 ст. 1101 ГК РФ, согласно которым размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Принимая во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нравственных страданий истца, степень вины причинителя вреда, учитывая требования разумности и справедливости, суд определяет денежную компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, в размере 5 000 руб.

Оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы судом не усматривается.

Согласно части 1 статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.

Ввиду изложенного, учитывая, что вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Судом не усматривается оснований для возложения на ответчика обязанности произвести удержание и перечислить в соответствующие бюджеты суммы НДФЛ, подлежащие взысканию с истца при выплате взысканных судом сумм.

Порядок исчисления налога налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налоговыми агентами урегулирован в ст. 226 НК РФ. Так, по смыслу ч. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. В силу ч. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Применить к доходам в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты. Вместе с тем ч. 5 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика начисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месте своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.

Таким образом, обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ налоговым законодательством, возложена на налогового агента, каковым в данном случае является УФНС по Новгородской области. В то же время, в случае невозможности произвести удержание НДФЛ, такая обязанность переходи непосредственно к налогоплательщику. Поскольку у ответчика обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ с взысканных решением суда сумм еще не наступила и доказательств того, что ответчик имеет намерение уклониться от исполнения указанной обязанности суду не представлено, а потому суд не усматривает оснований для обязания ответчика совершить указанные действия в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования истца подлежат удовлетворению в части.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При разрешении вопроса о взыскании расходов надлежит руководствоваться принципом разумности, который предполагает соотнесение размера понесенных судебных расходов с объектом судебной защиты, объемом защищаемого права, обстоятельствами дела.

Согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года №382-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Понедельникова Виталия Васильевича, Поповой Ю.С. и Школьной Нины Юрьевны на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Как установлено в судебном заседании, З.С.В. оказывались юридические услуги ООО <данные изъяты> по изучению материалов и судебной практики по спорам с работодателем УФНС России по Новгородской области, выработка правовой позиции, подготовка искового заявления с расчетом сумм иска.

В подтверждение требований о взыскании судебных расходов З.С.В. представлен договор с фл от 27 декабря 2021 года на оказание правовых услуг, дополнительное соглашение к указанному договору от 28 февраля 2022 года.

Из представленных чеков-ордеров от 11 января 2022 года и от 01 марта 2022 года усматривается, что З.С.В. произвела оплату за оказанные юридические услуги в размере 3500 руб. 00 коп. (с учетом комиссии 3598 руб. 00 коп.) и 3000 руб. 00 коп. (с учетом комиссии 3090 руб. 00 коп.) соответственно.

Данные доказательства понесенных судебных расходов судом признаются достаточными, допустимыми и относимыми в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец З.С.В. являлся стороной, в пользу которой состоялось решение суда, факт несения ею судебных расходов в виде оплаты юридических услуг представителя подтверждается соответствующими доказательствами, расходы непосредственно связаны с рассмотрением дела, суд полагает, что имеются основания для их возмещения за счет ответчика.

Разрешая вопрос о размере взыскания расходов на оплату услуг представителя по заявлению З.С.В., суд, учитывая требования разумности и справедливости, сложность дела, объем оказанной юридической помощи, то обстоятельство, что исковые требования З.С.В. удовлетворены частично, а также представленные заявителем доказательства, подтверждающие несение им расходов на оплату услуг представителя, которые связаны с рассмотрением дела и являются необходимыми, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб. 00 коп., полагая данный размер разумным, соответствующим балансу процессуальных прав и обязанностей сторон.

Кроме того, на основании ст. 98 ГПК РФ суд полагает взыскать с ответчика в пользу З.С.В. судебные расходы, связанные с отправлением исковых заявлений в адрес суда и ответчика в размере 402 руб. 50 коп. Факт несения данных расходов истцом подтверждается представленными З.С.В. кассовыми ордерами АО «Почта России».

Руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 69 803 ░░░░░ 32 ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 7,16 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 543 ░░░░░ 97 ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 22 671 ░░░░░ 54 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5000 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3402 ░░░░░ 50 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 105 421 ░░░░░ 33 ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 24 ░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ -                                                                                         ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2022 ░░░░.

2-137/2022 ~ М-30/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Шимского района Новгородской области
Занина Светлана Викторовна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Буренкова Ольга Борисовна
Дело на сайте суда
solecky--nvg.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2022Передача материалов судье
19.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2022Подготовка дела (собеседование)
17.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее