Дело 2-1390/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24.05.2016 года Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Шайгановой Ф.О.,
с участием: истца Серкова Н.В., представителя истца по доверенности Богданович П.И., представителя ответчика администрации г.Невинномысска по доверенности Мирошниченко Н.А.,
при секретаре Железняковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серкова Н.В. к администрации города Невинномысска, министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ранее министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края) о признании незаконными решение общественной комиссии по жилищным вопросам и постановления администрации г. Невинномысска о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения, возложении обязанности перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Серков Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Невинномысска, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконными решение, протокол общественной комиссии по жилищным вопросам в части снятия его с учета от 23.12.2015 года и постановление администрации г.Невинномысска от 12.02.2016 года № 198 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения; о возложении обязанности перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В обоснование своих требований истец указал, что 14.02.1991года жилищным отделом администрации г. Невинномысска он был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях как инвалид второй группы. 22.02.2007 года он был включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, как имеющий право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. 18.02.2016 года им было получено по почте выписка из постановления администрации города Невинномысска от 12.02.2016 года № 198 и извещение ведущего специалиста - юрисконсульта жилищного отдела администрации города Окопной Н.А. от 17.02.2016 года № И-227-11.
В постановлении администрации города Невинномысска от 12.02.2016г. №198 было указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и предложением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Невинномысска (протокол от 23.12.2015 года № 20), Глава администрации города Невинномысска Ставропольского края В.П. Шестак постановил снять его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В извещении ведущего специалиста - юрисконсульта жилищного отдела указано, что на основании постановления администрации города Невинномысска от 12.02.2016 года № 198 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации его семья, состоящая из 1 человека, снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 12.02.2016 года. Основание для снятия с учета: утрата оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Снятие его с учета нуждающихся в жилых помещениях влечет исключение его из списков граждан, имеющих право на предоставление безвозмездной субсидии соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с тем, что ему было непонятно, какие основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, были им утрачены, он обратился в жилищный отдел администрации города Невинномысска с заявлением о разъяснении. 13.03.2016 года им был по почте получен ответ жилищного отдела от 11.03.2016 года № И-436-11, в котором приводится расчет нуждаемости: 74,1+33,2=107,3 кв. м./6 чел.=17,88 кв. м/на человека, что более учетной нормы площади жилого помещения приходящейся на одного человека. Также в ответе указано: даже если учитывать суммарно только площадь принадлежащей ему 1/6 доли (5,53 кв. м.), получается: 74,1+5,53/6=13,27 кв. м./на человека, что также превышает учетную норму. Далее в ответе жилищного отдела администрации города указывается, что в виду того, что на момент обновления им документов учетного дела было установлено, что у него отсутствует основание быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, и он обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы, потому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. На основании вышеизложенного, комиссия по жилищным вопросам при администрации города Невинномысска приняла решение снять его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Считает, постановление администрации города Невинномысска в части, касающейся снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, незаконным, а решение комиссии по жилищным вопросам не соответствующим требованиям федерального и краевого законодательства.
Так, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Закона № 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены в статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой органам государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено право устанавливать основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из ответа жилищного отдела администрации города Невинномысска он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, как инвалид второй группы.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещении по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Как следует из вышеназванного ответа жилищного отдела, он был включен 22.02.2007 года в соответствии с указанной нормой в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Комиссия по жилищным вопросам при администрации города считает, что, так как, пунктом 1.2 решения Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 28.06.2006 года № 67-9 (ред. от 25.12.2013 года) «О мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации» утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории города Невинномысска в размере 13 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека, а (как следует из ответа жилищного отдела администрации города) при суммарном расчете нуждаемости на его долю в первом варианте приходится 17,88 кв. м., а во втором варианте 13,27 кв. м, что превышаем учетную норму, установленную Думой города, то отсутствуют основания для признания его нуждающимся в жилых помещениях и он подлежит снятию с учета по пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В то же время при вынесении данного решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социальною найма, не принято во внимание положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса российской Федерации», где указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по Договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пи. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом изложений настоящей статьи.
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно данной статье он мог быть снят с учета нуждающихся в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Он был поставлен на учет 14.02.1991 года по категории «инвалиды II группы», поэтому он мог быть снят с учета согласно части 2 статьи 6 Вводного закона по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005года) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма, а не по п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В тоже время инвалидность второй группы с него не сняли. Кроме того, из ст. 31 Закона № 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Имеющееся у нее заболевание включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается медицинским заключением врачебной комиссии Невинномысского филиала ГБУЗ СК «СКПБ № 2» от 11.03.2012 года № 74.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считает, что в соответствии с его заболеванием он должен проживать в отдельном жилом помещении. В тоже время, его проживание в трехкомнатной квартире его матери по адресу: <адрес>, где зарегистрировано 6 человек, не дает ему такой возможности. Принадлежащая ему на праве собственности 1/6 доля в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес> и приходящаяся на эту долю площадь в размере 5,53 кв. м, также не дают такой возможности, даже выделить ему отдельную комнату. К тому же остальными долевыми собственниками указанного дома являются посторонние люди, не являющиеся членами его семьи. Таким образом, увеличение площади, приходящейся на его долю, по сравнению с учетной нормой на 0,27 кв. м. не говорит об улучшении его жилищных условий, он не имеет иного жилого помещения, снимаемого по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности.
Таким образом, так как инвалидность с него не снята, иного отдельного жилого помещения он не имеет, то считает, что основания для снятия его с жилищного учета, как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма отсутствуют.
В судебном заседании Серков Н.В. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и в дополнение к ним пояснил, что 1/6 долю в праве на жилой дом по <адрес> он получил по наследству и оформил свое право в 2014 году. На момент постановки его на жилищный учет, он был зарегистрирован и проживал со своей матерью и другими родственниками в квартире своей матери по адресу: <адрес>, общей площадью около 54 кв.м. и количество проживающих было 4 человека. В 2015 году указанная квартира его матери была продана и все они переехали в 2015 году в квартиру по адресу: <адрес>, где и проживает по настоящее время. Общая площадь квартиры 74,1 кв. м., в квартире проживают 6 человек. Кроме него, в указанной квартире проживают: муж его матери, который является инвалидом 1 группы, и сводный брат- инвалид 1 группы, которые, как и он нуждаются в отдельном жилье.
Представитель истца по доверенности Богданович П.И. в судебном заседании поддержал исковые требования Серкова Н.В. и просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, в дополнение к ним пояснил, что истец Серков Н.В. является инвалидом и имеет право на дополнительную жилую площадь и данное обстоятельство не было учтено при принятии решения о снятии истца с жилищного учета. Полагал, что в отношении истца была не правильно применена ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в части суммарного подсчета площади, приходящего на гражданина и члена его семьи при определении уровня обеспеченности общей площадью. Истцу принадлежит 1/6 доля в праве на жилой дом и на его долю приходиться 5,53 кв.м. общей площади дома и в связи с небольшим его размером невозможно будет выделить для проживания, даже одну комнату. А остальные 5/6 доли дома принадлежат другим собственникам, которые не являются членами семьи Серкова Н.В. Кроме того, в квартире <адрес>, где проживает истец, проживают муж его матери, его братья и жена брата, которые не могут являться членами семьи Серкова Н.В. и совместное проживание их всех в одной квартире невозможно.
Представитель ответчика – администрация г. Невинномысска по доверенности Мирошниченко Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым с 14.02.1991 года истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях как инвалид второй группы.
22.02.2007 в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) истец был включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В 2015 году в ходе проведения ежегодной перерегистрации и обновлении документов учетного дела было выявлено, что истец зарегистрирован в городе Невинномысске по улице <адрес>, общей площадью 74,1 кв.м., всего зарегистрировано 6 человек. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца - ФИО6. Согласно представленным документам и выпискам из ЕГРП, истцу на праве собственности принадлежит 1/6 доли жилого помещения общей площадью 33,2 кв.м. по улице <адрес>. По указанному адресу никто не зарегистрирован.
Решением Думы города Невинномысска утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории города Невинномысска в размере 13 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
Следовательно, при расчете нуждаемости получается следующее: 74,1+33,2=107,3 кв.м. : 6 чел.=17,88 кв.м. на человека, что более учетной нормы площади жилого помещения приходящейся на одного человека. Даже если учитывать суммарно только площадь принадлежащей истцу 1/6 доли (5,53 кв.м.), получается: 74,1+5,53/6=13,27 кв.м. на человека, что также превышает учетную норму.
После включения Серкова Н.В. в списки получателей субсидии, он каждый год писал заявления - отказы от получения субсидии. В 2015 году он написал заявление и согласился получить субсидию.
Истец состоял в администрации города Невинномысска на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и был включен в льготный список на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 года «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»), от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 года № 200-п, размер субсидии, предоставляемой истцу на приобретение жилого помещения, в 2015 году составлял 458 118 (четыреста пятьдесят восемь тысяч сто восемнадцать) рублей. Указанная субсидия могла быть использована для приобретения (строительства) жилого помещения (квартиры, частного дома) на территории Ставропольского края, она перечисляется на счет продавца (застройщика) жилого помещения. Для реализации средств субсидий должен быть заключен договор купли-продажи (долевого участия в строительстве) жилого помещения (установленного образца), третьей стороной в котором, в качестве плательщика, будет выступать министерство строительства и архитектуры СК. Далее, подписанный договор должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После государственной регистрации договор купли-продажи (долевого участия в строительстве) предоставляется в министерство строительства и архитектуры СК для оплаты. Оплата производится плательщиком в течение 30 банковских дней с момента предоставления зарегистрированного в установленном порядке договора (и прилагающих к нему документов) для оплаты.
В виду того, что на момент обновления в 2015 году Серковым Н.В. документов учетного дела было установлено, что у истца отсутствует основание быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и истец обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы, а в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Кодекса комиссия по жилищным вопросам при администрации города Невинномысска приняла решение снять Серкова Н.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Кроме того, указанная субсидия предоставляется гражданам, имеющим право на ее получение в порядке очередности, исходя из даты постановки их на жилищный учет.
Обеспечение жильем инвалидов ставится в зависимость от наличия других лиц, обладающих аналогичным правом и соблюдения очередности. В вышеназванных правовых актах прописан четкий порядок предоставления субсидий указанной категории граждан, который предусматривает составление сводного списка и соблюдения очередности граждан.
Представитель ответчика – министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ранее министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края) в судебное заседание не явился, но поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя с учетом представленных суду возражений.
Так, согласно поступившим возражениям на исковое заявление, министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края просит в иске отказать, указав, что из заявления истца следует, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Из материалов дела следует, что Серков Н.В. является инвалидом второй группы общего заболевания бессрочно, что подтверждается медицинским заключением врачебной комиссии Невинномысского филиала ГБУЗ СК «СКПБ №2» от 11.03.2012 года № 74.
На учете в качестве нуждающегося Серков Н.В. состоит с 14.02.1991 года, с 22.02.2007 года включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Истец состоял в списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по Ставропольскому краю, формируемый министерством, по состоянию на 01.02.2015 года, с датой постановки на учет — с 14.02.1991 года под № 59.
31.07.2015года Серков Н.В. написал заявление о согласии на получение субсидии, однако документов, предусмотренных Порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 года № 200-п, в министерство не предоставил. Таким образом, в список граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на 2016 год Серков Н.В. не включен.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Предусмотренный в Ставропольском крае порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью - Закон Ставропольского края от 10.11.2009 года N 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» (далее — Закон №72-кз) не препятствует названной категории граждан право требовать предоставление жилых помещений на основании Жилищного кодекса РФ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010), то есть вне очереди. Указанным Законом предусмотрено выделение средств из краевого бюджета на очередной финансовый год для обеспечения жильем инвалидов в порядке очередности.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса Перечне соответствующих заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378.
В настоящее время министерство, как орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный в области управления жилищным фондом Ставропольского края на предоставление жилья инвалидам, предоставляет жилые помещения гражданам, имеющим право на получение жилых помещений в соответствии со ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Статьей ст. 28.2 Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, министерство обеспечивает жилыми помещениями только инвалидов вставшим на учет до 1 января 2005 года, с учетом выделяемых из федерального бюджета субвенций. В порядке очередности министерство обеспечивает жилыми помещениями из средств краевого бюджета, в порядке предусмотренной Законом СК №72-кз.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 Закона №72-кз, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год (статья 6 Закона). Законом №72-кз обеспечиваются жильем инвалиды в порядке очередности, в том числе и вставшие на учет после 1 января 2005 года. Так как истец заявляет о предоставлении жилья вне очереди, обеспечение его жилым помещением в соответствии с Законом СК №72-кз невозможно, так как указанными действиями будут нарушены права иных инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в порядке очередности.
Кроме того, положения ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривающей передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе министерству полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и выделение средств на реализацию, передаваемых полномочий в виде субвенций никем не отменены и являются действующими.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм закона следует, что обеспечение заявителя жилым помещением возможно в порядке, предусмотренном Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе. При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа их учета при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В случае, если суммарная общая площадь двух указанных в иске жилых помещений составила более учетной нормы в размере 13 кв. м, приходящейся на заявителя и не позволяла Серкову Н.В. находиться на жилищном учете, после выявления указанного факта, то вывод жилищного органа об утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
При таких обстоятельствах считают, что решение жилищной комиссии при администрации г.Невинномысска о снятии Серкова Н.В. с жилищного учета основано на законе.
Тот факт, что Серков Н.В. принят на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку, обеспеченность заявителя жилой площадью стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия его с жилищного учета.
Выслушав истца Серкова Н.В. и его представителя Богданович П.И., представителя ответчика – администрации г. Невинномысска Мирошниченко Н.А., изучив материалы дела, обозрев учетное жилищное дело семьи Серкова Н.В., оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии с ч.1 ст.17 Закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет, после указанной даты это право сохраняется.
Как следует из материалов дела Серков Н.В. на основании решения исполнительного комитета Невинномысского городского совета народных депутатов от 14.02.1991 года был принят на квартирный учет как инвалид второй группы и на основании акта ВКК № 69 от 05.12.1990 года, в последующем подтвержденный актом ВКК № 21 от 20.06.1996 года (л.д.8, 9).
Впоследствии Серков Н.В. с 22.02.2007 года был включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Истец состоял в списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по Ставропольскому краю, с датой постановки на учет — с 14.02.1991 года под № 7.
Установлено также, что Серков Н.В. является инвалидом второй группы общего заболевания бессрочно, что подтверждается медицинским заключением врачебной комиссии Невинномысского филиала ГБУЗ СК «СКПБ №2» от 11.03.2012 года № 74 (л.д.12).
В соответствии с п.7 ст.1 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №13-К3 «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» с 1 января по 1 апреля проводится ежегодная перерегистрация граждан, состоящих на жилищном учете и обновление документов.
Пунктом 1.2 решения Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 28.06.2006 года № 67-9 (ред. от 25.12.2013 года) «О мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации» утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории города Невинномысска в размере 13 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.
Как следует, из материалов гражданского дела и учетного жилищного дела, истец с 13.02.2015 года зарегистрирован в городе Невинномысске по улице Водопроводной, дом 366, квартира 130, общей площадью 74,1 кв.м. В указанной квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца – ФИО1 зарегистрировано 6 человек: ФИО1 ФИО2 ФИО3 Серков Н.В., ФИО4 ФИО5 (л.д. 28-42) При этом, ФИО2 и ФИО3 являются инвалидами 1 группы, а Серков Н.В. – инвалидом 2 группы (л.д.46,56,57)
Кроме того, согласно представленным документам, истцу на праве собственности принадлежит 1/6 доли жилого помещения общей площадью 33,2 кв.м. по улице № и в доме никто не зарегистрирован (л.д. 17, 43-45).
В связи с тем, что при расчете нуждаемости истца были учтены суммарно общая площадь указанной квартиры и дома и составила при одном расчете - 17,88 кв.м. на человека (74,1+33,2=107,3 кв.м. : 6 чел. = 17,88 кв.м. на человека), и при другом расчете13,27 кв.м. (74,1+5,53 – площадь 1/6 доли=13,27 кв.м. на одного человека), что более учетной нормы площади жилого помещения приходящейся на одного человека, постановлением администрации г. Невинномысска от 12.02.2016 года № 198 Серков Н.В. был снят с жилищного учета как гражданин, нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, исключен из списка граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Однако, данное постановление главы г. Невинномысска от. 02.2016 года №198 суд не может признать законным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма после 01 января 2005 года, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч.2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Имеющееся у Серкова Н.В. заболевание включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается медицинским заключением врачебной комиссии Невинномысского филиала ГБУЗ СК «СКПБ №2» от 11.03.2012 года № 74 (л.д.12).
По настоящее время, данное основание, в соответствии с которым Серков Н.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье не изменилось, право на получение благоустроенного жилья Серкова Н.В. не реализовано.
Суд не может согласится с доводами представителя администрации города Невинномысска о том, что на момент обновления в 2015 году документов учетного дела было установлено, что у истца отсутствует основание быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и истец обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы в 13 квадратных метров общей площади жилого, установленной решением Думы города Невинномысска от 28.06.2006 года, поскольку учетная норма в 13,27 кв.м. (74,1+5,53 – площадь 1/6 доли=13,27 кв.м. на одного человека), приходящаяся на Серкова Н.В. незначительно превышает установленную Решением Думы города Невинномысска учетную норму, при этом суд учитывает и то, что вместе с истцом в квартире № 130 по ул. Водопроводная, д.366 проживают два инвалида 1 группы, что делает невозможным совместное проживание всех указанных лиц в одной квартире.
На основании изложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Серкова Н.В. о признании незаконными решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г.Невинномысска, отраженное в протоколе от 23.12.2015 года № 20, и постановление администрации г. Невинномысска от 12.02.2016 года №198 в части снятия Серкова Н.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и исключении его из списка граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В остальной части требования к министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ранее министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края)о возложении обязанности перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Серкову Н.В. следует отказать, поскольку он, как нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включенный в список граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеет право на предоставление ему субсидии на приобретение жилого помещения и порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 года № 200-п, не предусмотрено перечисление лицу, нуждающемуся в жилье, денежных средств на приобретение жилья.
Руководствуясь ст.ст. 51,52,57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л
Исковые требования Серкова Н.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г. Невинномысска, отраженное в протоколе от 23.12.2015 года № 20, и постановление администрации г. Невинномысска от 12.02.2016 года №198 в части снятия Серкова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и исключении его из списка граждан, имеющих право на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Серкова Н.В. отказать в удовлетворении в остальной части иска к министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ранее министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края) о возложении обязанности перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 30.05.2016 года.
Судья подпись
Копия верна: судья Ф.О. Шайганова