Дело № 2-650/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан, Республики Хакасия 15 мая 2015 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
при секретаре Евсеевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ромашова С.Н., Ромашовой Т.М. к администрации ... о признании постоянно проживающими на территории, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
Ромашов С.Н., Ромашова Т.М. обратились в суд с иском к администрации ... о признании постоянно проживающими на территории, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, мотивируя требования тем, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей *** в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населённых пунктах на территории ..., постановлением Главы ... - Председателя Правительства ... от *** № *** с 13.00 *** введён режим чрезвычайной ситуации на территории ..., установлена зона чрезвычайной ситуации - вся территория .... В зону чрезвычайной ситуации попало их имущество, расположенное по адресу: ..., в результате пожара пострадало их имущество. Поскольку они не имеют регистрации по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме судебного. Просят суд признать их постоянно проживающими по вышеуказанному адресу, а также признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за природных пожаров *** на территории ...; обязать администрацию ... включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в результате последствий пожара. Просят обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истцы Ромашов С.Н., Ромашова Т.М. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснили, что они постоянно проживают по адресу: ... и на момент пожара проживали по данному адресу. В результате пожара, произошедшего *** было повреждено их имущество первой необходимости. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации ... Шулбаев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истцов. Суду пояснил, что факт постоянного проживания истцов по адресу: ... ими не оспаривается. Администрацией истцам было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, из-за несовпадения места фактического проживания и регистрации по месту жительства. При наличии регистрации по месту жительства они были бы включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, во внесудебном порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения ... «Управление социальной поддержки населения ...» - в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Государственного казенного учреждения ... «Управление социальной поддержки населения ...».
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 этого же Закона).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от *** № *** Правительству ... из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, произошедших *** на территории ... выделены
а) бюджетные ассигнования в размере ***, в том числе:
*** - на оказание гражданам единовременной материальной помощи;
*** - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости;
*** - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости;
б) бюджетные ассигнования в размере до ***, в том числе:
до *** - на выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации;
до *** - на выплату единовременного пособия на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере *** на человека, а также для оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - *** на человека, за полностью утраченное имущество - *** на человека).
Постановлением Правительства ... от *** *** утвержден порядок организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших *** на территории ..., единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, единовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Данный порядок устанавливает механизм осуществления выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших *** на территории ..., единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, единовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Выплаты предоставляются гражданам в размере, установленном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 (далее - Правила).
Главы муниципальных образований в целях организации работы по оказанию гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по выплате единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, единовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в соответствии с Правилами:
1) обеспечивают сбор заявлений об оказании гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости согласно форме, установленной приложением N 9 к Правилам;
2) составляют, в том числе
списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению N 10 к Правилам;
списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению N 12 к Правилам;
списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению N 12 к Правилам.
Согласно п. 2.1.15. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.0.02-94
"Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий" пострадавшим в чрезвычайной ситуации признается человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что пострадавшим гражданам оказывается единовременная материальная помощь и финансовая помощь в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости.
*** на территории населенных пунктов ... в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с произошло возгорание жилых домов.
Постановлением Главы ... – Председателя Правительства ... от *** № *** с 13.00 *** на территории ... введён режим чрезвычайной ситуации, установлена зона чрезвычайной ситуации – вся территория ...
Постановлением главы администрации ... от *** № *** установлены границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей *** в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории .... Согласно приложения *** к данному постановлению к числу улиц и домов населённых пунктов ..., попавших в зону чрезвычайной ситуации, относится дом, расположенный по адресу: ...
Как следует из материалов дела, собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... является Ромашов С.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. На земельном участке располагалось домовладение Ромашова С.Н.
Комиссией администрации ... было проведено обследование данного жилого дома и иного имущества, повреждённого в результате чрезвычайной ситуации вследствие пожара. Составленными по результатам обследования актом зафиксировано, что пострадавшим (собственником жилья) является Ромашов С.Н., обгорела крыша дома, забор деревянный со столбами 5 метров погонных, прорезиненный тент, строительные материалы, мебель.
*** Ромашов С.Н. обратился в администрацию ... с заявлениями о включении его и членов его семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с причинением им ущерба пожаром.
Истцы зарегистрированы по адресу: ....
Согласно справке администрации *** сельсовета Ромашов С.Н. и Ромашова Т.М. с *** года проживают по адресу: ...
Администрацией ... Ромашову С.Н. и членам его семьи было отказано в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по причине отсутствия регистрации по месту жительства (месту пребывания) в зоне чрезвычайной ситуации на территории .... Ромашову С.Н. разъяснено, что в случае его обращения в *** суд и установления судом факта их постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, они будут включены в список на оказание материальной помощи из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Факт постоянного проживания истцов по указанному адресу, а также обстоятельства, в силу которых они являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара *** не оспариваются сторонами, подтверждаются показаниями свидетелей *Свидетель 1*, *Свидетель 2*, а также материалами дела.
Показания допрошенных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности, согласуются с материалами дела, пояснениями истцов и принимаются судом в качестве доказательств по делу, поскольку данными свидетелям лично и непосредственно известен указанный факт, они не заинтересованы прямо или косвенно в исходе дела в пользу истцов, в связи с чем оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
Учитывая, что Ромашов С.Н., Ромашова Т.М. постоянно, в том числе по состоянию на ***, проживали по адресу: ... в результате возникновения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, им были причинены материальные убытки, повреждено имущество первой необходимости, они являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей *** на территории ..., ими соблюден установленный действующим законодательством заявительный порядок для получения соответствующих выплат, в связи с чем заявленные ими требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, они должны быть включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи.
Истцами заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению, для удовлетворения которого имеются законные основания.
В соответствии с положениями ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В целях восстановления прав, свобод и интересов лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, учитывая сокращенные сроки формирования списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи судебное постановление подлежит обращению к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, ст.ст.204,212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ромашова С.Н., Ромашовой Т.М. к администрации ... о признании постоянно проживающими на территории, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации; признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров; включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, удовлетворить.
Признать Ромашова С.Н., Ромашову Т.М. постоянно проживающими по адресу: ...
Признать Ромашова С.Н., Ромашову Т.М. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров *** на территории ....
Обязать администрацию ... включить Ромашова С.Н., Ромашову Т.М. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи.
В порядке ст. 212 ГПК РФ решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: С.М. Борец