Решение
Именем Российской Федерации
15 августа 2013 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Колояров И.Ю.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ушакова Д.П., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Ушаковой А.Д. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности в порядке приватизации,
Установил:
Истец обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Ушаковой А.Д. с иском к ДУИ г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что он проживает по адресу: <адрес> с дата по настоящее время (Справка № от дата). В соответствии с Приказом от дата № жилое помещение - комната №, расположенное по адресу: <адрес> исключено из состава муниципального специализированного жилищного фонда и переведено в муниципальный жилищный фонд социального использования. Согласно приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата №, с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения № от дата На имя Ушакова Д.П. открыт лицевой счет № в МП ЭСО по адресу <адрес>, по которому начисляется квартплата и коммунальные услуги. Согласно данным ФФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на дата, площадь комнаты № <адрес> составляет: жилая площадь — 13.2 кв.м, общая площадь — 13,2 кв.м. Истицы своего права на приватизацию не использовали. УФРС по Самарской области истцам было отказано в регистрации права собственности на спорное жилое помещение поскольку в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о прекращении права общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, а также в связи с тем, что истцами не представлено соглашение участников общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру о выделе доли в виде комнаты по адресу <адрес> Согласно Выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 2013г..№, правообладателями жилого помещения, общей площадью 85,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являются Гуськова Т.Н., Гуськова А.С., Гуськов С.В., Бесперстова Н.В., Муниципальное образование - городской округ Самара. Вид права - общая долевая собственность. Заключить требуемое соглашение всех участников общей долевой собственности не представляется возможным в силу того, что сами собственники не проживают к данной квартире, а сдают свои комнаты в аренду. Согласно выписки из реестра муниципального имущества, выданной ДУИ г.о. Самара за № от дата, объект недвижимости - комната № в коммунальной квартире №, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью г.о. Самара на основании Постановления Верховного Совета РФ № от дата То обстоятельство, что в ЕГРП отсутствует запись о прекращении права собственности предшествующего владельца не может служить препятствием для осуществления законных прав истцов по приобретению комнаты в собственность.
На основании изложенного просил признать за Ушаковым Д.П. и Ушаковой А.Д. право общей долевой собственности в порядке приватизации (по ? доли за каждым) на 13/51 в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, состоящее из одной комнаты №, жилой площадью 13,2 кв.м, общей площадью 13,2 кв.м.
В судебном заседании представитель истца по доверенности, Севастьянова И.А., исковые требования уточнила, просила признать за Ушаковым Д.П. и Ушаковой А.Д. право общей долевой собственности в порядке приватизации (по ? доли за каждым) на комнату № жилой площадью 13,2 кв.м, общей площадью 13,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> жилой площадью 13,2 кв.м, общей площадью 13,2 кв.м.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара, Клевцур С.Н. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица ФГУП Ростехинвентаризация, ГУФРС по Самарской области, Гуськова Т.Н., Гуськова А.С., Гуськов С.В., Бесперстова Н.В. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По смыслу вышеуказанного Закона, право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам предоставляется возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ № от дата «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Судом установлено, что истец, Ушаков Д.П. является нанимателем жилого помещения, комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении с дата, что подтверждается справкой МП г.о.Самара «ЕИРЦ»№ от дата
В соответствии с Приказом Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата № жилое помещение - комната №, расположенное по адресу: <адрес> исключено из состава муниципального специализированного жилищного фонда и переведено в муниципальный жилищный фонд социального использования.
Согласно приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата №, ДУИ г.о.Самара с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения № от дата, согласно которому истцу и членам его семьи было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в изолированной (коммунальной) квартире (доме) жилой площадью 13,2 кв.м по адресу: <адрес>.
На имя Ушакова Д.П. открыт лицевой счет № в МП ЭСО по адресу: <адрес>, по которому начисляется квартплата и коммунальные услуги.
Судом установлено, что занимаемая истцом комната №, согласно техническому паспорту, составленному Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на дата имеет общую площадь 13,20 кв.м, жилую площадь 13,20 кв.м.
Согласно выписке из реестра – объект недвижимости – комната № в коммунальной квартире №, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества дата за номером № на основании Постановления Верховного Совета РФ № от дата
Спорному жилому помещению присвоен кадастровый номер №, дата выдан кадастровый паспорт.
Также судом установлено, что истцы право на приватизацию жилья не использовали, что подтверждается материалами дела.
В настоящее время Управлением Росреестра по Самарской области истцам отказано в регистрации права собственности на спорное жилое помещение, поскольку в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о прекращении права общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> квартир № а также в связи с тем, что истцами не представлено соглашение участников общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру о выделе доли в виде комнаты по адресу <адрес>
Между тем, решением Промышленного районного суда г.Самара от дата прекращено право общей долевой собственности на квартиру № <адрес> за Департаментом управления имуществом г.о.Самара.
В техническом паспорте, составленном Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на дата имеется отметка, что на основании определения Промышленного районного суда г.Самара от дата прекращено право общей долевой собственности на кв. № <адрес> в <адрес> за Департаментом управления имуществом г.о.Самара, выделено в натуре жилое помещение № общей площадью 12,90 кв.м, жилой площадью 12,90 кв.м.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от дата № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами или должностными лицами указанных документов.
Таким образом, жилые помещения в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.
В определении Конституционного суда РФ от 02.11.2000 г. № 220-О обращается внимание на то, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определенного круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Таким образом, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.
Необходимо также учитывать, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», указано, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве их на приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. Такой запрет, по мнению Конституционного Суда РФ, фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Следовательно, изменения законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).
Граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением
В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541-1 от 04.07.1991г., п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», переход государственных и муниципальных предприятий в иную фирму собственности либо их ликвидации не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений.
То обстоятельство, что в ЕГРП отсутствует запись о прекращении права собственности предшествующего владельца, прекращении права общей долевой собственности не может служить препятствием для осуществления законных прав истцов по приобретению комнаты в собственность.
Законность вселения истца в спорное жилое помещение никем не оспаривается, права третьих лиц не нарушены. Обязательства, по которым истец обязан освободить жилое помещение, отсутствуют.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Учитывая, что занимаемое жилое помещение является муниципальной собственностью, истцами ранее право на приватизацию жилья не использовано, законом им предоставлено право на приватизацию жилья, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Ушакова Д.П., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Ушаковой А.Д. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности в порядке приватизации- удовлетворить.
Признать за Ушаковым Д.П., Ушаковой А.Д. право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации на жилое помещение - комнату № жилой площадью 13,20 кв.м, общей площадью 13,20 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 22.08.2013 года.
Председательствующий: И.Ю. Колояров